БЕРЕГИ ЭНЕРГИЮ СМОЛОДУ - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » БЕРЕГИ ЭНЕРГИЮ СМОЛОДУ - «Новости - Энергетики»
БЕРЕГИ ЭНЕРГИЮ СМОЛОДУ - «Новости - Энергетики»
С каждым днем энергосберегающие технологии все основательнее входят в нашу жизнь. И если раньше понятие «энергоэффективность» кому-то казалось в диковинку, то сегодня этой теме уделяют внимание практически во всех сферах. Свидетельством тому – проект по внедрению систем энергоменеджмента в
БЕРЕГИ ЭНЕРГИЮ СМОЛОДУ - «Новости - Энергетики»
С каждым днем энергосберегающие технологии все основательнее входят в нашу жизнь. И если раньше понятие «энергоэффективность» кому-то казалось в диковинку, то сегодня этой теме уделяют внимание практически во всех сферах. Свидетельством тому – проект по внедрению систем энергоменеджмента в образовательных учреждениях России. К его завершающему этапу приступила группа компаний «РусЭнергоМир».

Специалисты давно подсчитали, что Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов. Так, например, по данным Мин-энерго, потенциал получения прибыли от долгосрочных инвестиций в повышение энергоэффективности российской энергетики оценивается в 300 млрд. долларов.
Однако не все спешат сломя голову заниматься вопросами энергоэффективности. Дело это непростое и рассчитанное на перспективу. Ведь энергоэффективность нельзя взять и, как говорится, пощупать. Но все же у нас в стране постепенно приходят к пониманию необходимости энергосберегающих мероприятий в различных отраслях, будь то огромное промышленное предприятие или же небольшая бюджетная организация.

СОРОК ВОСЕМЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ

Повышение эффективности управления энергосбережением в образовательной сфере не является исключением. А если взять во внимание, что в настоящее время в России более 40 тыс. образовательных учреждений (ОУ) высшего профессионального и послевузовского образования, начального и среднего профессионального образования, кадетских учреждений, общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, то становится очевидным масштаб. Чего уж тут греха таить, сегодня наши образовательные учреждения вряд ли можно назвать энергоэффективными.
Впрочем, в Министерстве образования РФ намерены в корне изменить положение вещей. Первой ласточкой стало сотрудничество ведомства с Группой компаний «РусЭнергоМир» по проведению полного цикла работ по созданию и апробации автоматизированной системы управления энергосбережением (АСУЭ) в 48 образовательных учреждениях, расположенных на всей территории России. В список вузов для апробации вошли именитые университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011–2012 годы.
В рамках проекта на объектах Мин-образования РФ были проведены исследования потребления электро-энергии, газа, теплоэнергии, горячей и холодной воды. Для образовательных учреждений сформирована концепция управления энергосбережением, проведены предпроектные обследования, подготовлено техническое задание для создания АСУЭ, а также разработано программное обеспечение с алгоритмами поведения системы и пользовательские интерфейсы. Специалисты группы компаний уже протестировали систему во всех учебных заведениях и в настоящее время дорабатывают программы и пользовательские интерфейсы.

УЧИТЬСЯ РАЧИТЕЛЬНОСТИ

Автоматизированная система управления энергосбережением позволит заказчику планировать и контролировать потребление электроэнергии, тепла, газа, холодной и горячей воды. На основании полученных данных образовательные учреждения смогут оптимизировать затраты на энергоресурсы. Разработчики программного продукта также учли возможность информационного взаимодействия АСУЭ с Государственной информационной системой (ГИС) «Энергоэффективность».

Характерно, что внедрение АСУЭ в образовательных учреждениях представляет собой полный цикл от и до. Специалисты не только разрабатывают и внедряют систему, но и показывают, как с ней работать. Для этой цели в рамках госконтракта с Минобразования специалисты Группы компаний «Рус-ЭнергоМир» организовали специальные обучающие семинары.
В сентябре такие семинары прошли в Москве и Нижнем Новгороде. На них съехалось более 200 представителей российских школ, колледжей и вузов, ответственных за энергосбережение и повышение энергоэффективности в своих учреждениях. С докладами и презентациями для слушателей помимо специалистов Группы компаний «РусЭнергоМир» выступали представители Минобразования РФ, ФГБУ «Российское энергетическое агентство», Корпоративного энергетического университета и СДС «РосЭнергоСтандарт».
Участникам мероприятий рассказали о новых стандартах систем энергоменеджмента, возможностях АСУЭ и особенностях ее использования в образовательных учреждениях, а также дали ответы на другие вопросы по энергосбережению и энергоэффективности. Кроме того, в рамках семинаров для слушателей были организованы практические занятия и контрольные тестирования по вопросам пользования системой энергоменеджмента.

По словам руководителя разработки проекта от Группы компаний «Рус-ЭнергоМир» Кирилла Яковченко, одни только вузы, в которых была внедрена система, при выполнении рекомендованных им мероприятий по энергосбережению смогут экономить до 20 млн. рублей в год. «При тиражировании на все вузы страны система может помочь экономить до 200 млн. рублей в год», – отметил Кирилл Яковченко.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ


В программах энергосбережения и повышения энергоэффективности, разрабатываемых для образовательных учреждений, есть свои особенности. В бюджетных учреждениях, как правило, типизированный набор объектов: учебные корпуса, столовые, спортзалы и т.д. На основе проведенного анализа данных о потреблении топливно-энергетических ресурсов в образовательных учреждениях (анализ проводился в 2009–2010 годах более чем в 1300 ОУ) было выявлено, что основные затраты приходятся на три вида энергоресурсов: тепловую энергию (до 45%), электроэнергию (до 36%) и холодное водоснабжение (9%).

Принципиальных отличий от других систем энергоменеджмента АСУЭ образовательных учреждений не имеет. Данные с приборов учета тепла, электроэнергии, газа, холодной и горячей воды собираются устройствами сбора и передачи данных (УСПД) и передаются на удаленные сервера системы, установленные в центрах обработки данных (ЦОД). Там происходит аналитическая обработка полученной информации. При этом автоматизированные рабочие места пользователей АСУЭ доступны через интернет-браузер и не требуют установки дополнительного программного обеспечения.

По словам разработчиков, внедрение АСУЭ во всех образовательных учреждениях позволит решить сразу несколько важных для энергоменеджмента задач. Система отвечает за автоматизированный сбор, обработку и централизованное хранение энергетических паспортов учреждений, отслеживает и анализирует данные о потреблении энергоресурсов, позволяет составлять отчеты и прогнозы энергопотребления, а также управлять программами повышения энергетической эффективности и передавать данные в ГИС «Энергоэффективность». При этом с помощью АСУЭ можно получить достоверную информацию об энергопотреблении по каждому образовательному учреждению в отдельности и в целом по всей отрасли.

ЧТО ДАЛЬШЕ


На вопрос о дальнейших планах руководитель разработки проекта Кирилл Яковченко уточняет, что в 2011–2012 годах система охватывала исключительно вузы. «В следующем году система будет масштабирована на учреждения начального и среднего специального образования, что при сравнимых затратах на внедрение позволит достичь еще большей экономии», – отметил Яковченко.

По мнению руководителя Центра комплексной энергоэффективности Института повышения квалификации Минобрнауки России Владимира Фролова, одной из задач сегодня является воспитание энергобережливого поведения нашего населения. «Есть хорошие примеры за границей, когда в 70-х годах развивали энергоэффективное поведение у школьников, потом они приходили в свою семью, и уже семья могла научиться от своих детей, как правильно использовать энергоресурсы», – рассказывает г-н Фролов.

Впрочем, кроме воспитания и образования снижение энергопотребления непосредственно в подведомственных учреждениях – тоже актуальная задача. Дело в том, что затраты на энергопотребление достаточно большие. Например, в прошлом году они составили, по приблизительным данным, порядка 17 млрд. рублей. «Если мы сможем нашей совместной работой снизить энергопотребление, то высвобождаются огромные ресурсы для того, чтобы улучшить материально-техническую базу институтов, чтобы повысить фонд оплаты труда наших преподавателей», – считает Владимир Фролов.

Совершенно очевидно, что, с одной стороны, делать выбор в пользу внедрения энергосберегающих интеллектуальных систем подстегивают требования законодательства в сфере энергетики и повышения энергетической эффективности. Однако, кроме этого, потребители руководствуются трезвым расчетом и желанием экономить, поскольку автоматизированные системы позволяют вести достоверный учет данных, производить аналитику и реально оптимизировать расходы.

Алексей Голу

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости