Американские автогиганты не пустили на порог кандидатов в президенты . - «Экономика»
Во время мирового финансового кризиса в 2009 году, американские автомобильные гиганты Chrysler и General Motors сумели выстоять, в значительной степени благодаря государственной поддержке.
Теперь же, воспрянув духом, обе компании запретили на своих заводах проводить выступления кандидатов в президенты страны в рамках предвыборной кампании. Ранее автопроизводители допускали такие выступления. В то же время, еще один крупный автопроизводитель США, Ford, в разгар кризиса не обращался к Белому дому с просьбой о денежной помощи. Он издавна принципиально не принимает участия политических кампаниях, остался верным этому и сейчас. Государство является владельцем 32% акций General Motors, что не помешало последнему установить этот запрет. Свое решение автопроизводитель объяснил тем, что задача компании - в разработке, производстве и продаже авто, а для политических перипетий заводы предоставлять не годится. Chrysler также частично принадлежала государству, но сумела выкупить у него свои акции.
Свой отказ выступить в качестве площадки для предвыборной агитации Chrysler объяснила тем, что в случае приема кандидатов в президенты пришлось бы останавливать работу заводу на полдня, иначе рабочие просто не услышали бы, о чем вещают кандидаты в своих речах. В то же время, для Барака Обамы спасение гордости американского автопрома силами государства до сих пор является предметом особой гордости. Этот момент считается в нынешней администрации одним из важнейших достижений президентства Обамы, о чем говорится в заявлении вице-президента Джо Бейдена. Тот описывает результат деятельности одним предложением: мол, Усама бен Ладен уже мертв, а компания General Motors - живет и процветает. Другого взгляда придерживается республиканский кандидат нынешней кампании, Митт Ромни: он считает, что министерство финансов в 2009 году только впустую растратило деньги, помогая General Motors, и что пора бы государству продать оставшиеся у него акции этой компании. В предвыборных кампаниях обоих кандидатов в президенты состояние автопрома является очень важной темой. Ключевым штатом в такой ситуации становится Огайо, в котором находится много автозаводов.
Обама во время визита в Огайо, по словам Дэвида Коэнна, профессора политологии, упомянул о решающей помощи государства автопроизводителям в разгар кризиса. Коэн подчеркивает, что Обама верит в то, что этот факт поможет ему получить "золотую акцию" в Огайо. Сами же автопроизводители, по словам того же профессора, оказались в достаточно неудобной ситуации, став важным предметом политических дебатов. GM уже подтвердила, что, кроме запрета выступать на территории завода, она также отказывается предоставлять свои автомобили делегатам съездов как республиканской, так и демократической партии, хотя ранее такое бывало. Возможно, запрет кандидатам посещать автозаводы в рамках предвыборной кампании, станет благом для самих кандидатов. Так считает Виктория Журавлева, американист.
Она утверждает, что кандидаты могли бы быть дискредитированы, получив поддержку автопроизводителей: ведь могло сложиться мнение, что заводы финансируют избирательную кампанию с целью дальнейшего лоббирования своих интересов. Журавлева отмечает, что решение автозаводов помогает отделить государство от бизнеса и не допустить политизации бизнеса и коммерциализацию государства.