Выгода очевидна - «Новости - Энергетики»
Проект «Энергоэффективный город» курирует рабочая группа при Комиссии Президента РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. В городах, выбранных в качестве пилотных площадок, планируется внедрить комплексные программы повышения энергоэффективности с использованием современных
Проект «Энергоэффективный город» курирует рабочая группа при Комиссии Президента РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. В городах, выбранных в качестве пилотных площадок, планируется внедрить комплексные программы повышения энергоэффективности с использованием современных методов и технологий. Наиболее удачный опыт будет позаимствован другими муниципалитетами. Для реализации такой программы КЭС-Холдинг предложил выбрать Воркуту. На вопросы журнала «Энергополис» о том, как продвигается проект, которому в России пока нет аналогов, ответил президент компании Михаил Слободин.
– Михаил Юрьевич, Воркута – один из самых северных городов России, почему вы предложили именно его?
– Действительно, город непростой. Ситуацию с коммунальным комплексом в Воркуте определяют два базовых фактора. Прежде всего фактическая численность населения города не соответствует мощности его инфраструктуры. Водоканал и системы энергоснабжения Воркуты были построены в расчете на проживание 250–300 тыс. человек, но к началу 2010 года в городе проживало порядка 80 тыс. Многоквартирные дома заселены крайне неравномерно: есть здания, где пустует треть жилой площади, но все эти пустующие квартиры продолжают отапливаться.
В результате объем установленной тепловой мощности на одного жителя Воркуты в 2009 году превышал среднероссийский уровень в 5,5 раза. Если тенденция к сокращению населения сохранится, то к 2015 году этот разрыв увеличится до 7,5 раза. Город вынужден содержать избыточную инфраструктуру, что ложится тяжелым грузом на плечи потребителей.
Плата за жилищно-коммунальные услуги достигает 33–35% дохода средней воркутинской семьи, тогда как в среднем по России этот показатель не превышает 22–23%. Задолженность жителей за ЖКУ в 2009 году перевалила за миллиард рублей.
Словом, проблем с точки зрения неэффективности энергопотребления и отношения общества к расходованию энергии столько, что просто наведение порядка в этой области даст видимый эффект. Однако масштаб решаемых задач позволяет надеяться, что в будущем опыт Воркуты пригодится всей стране и с большой долей успеха может быть тиражирован в других городах. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что КЭС-Холдинг отвечает в Воркуте за основную часть цепочки коммунального обслуживания. Это значительно упрощает внедрение типовых решений.
– Расскажите, пожалуйста, о первых шагах по реализации проекта.
– На сегодняшний день подрядчик проекта Центр энергоэффективных решений «Гипрокоммунэнерго» провел тщательный анализ и комплексное обследование городской инфраструктуры, социально-экономического положения населения, эффективности бюджетной системы, тарифной политики и прочих аспектов городского хозяйства. На основе полученных данных специалисты предложили программу мероприятий для всей энергосистемы города – от потребления энергии и воды в домах до производства тепла и электричества.
Презентация ее первого этапа состоялась в апреле на заседании у главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. По итогам обсуждения решено приступить к созданию технико-экономического обоснования и рабочему проектированию ряда мероприятий. То есть проект стартовал.
– Вы не могли бы вкратце рассказать, что входит в программу энергосбережения Воркуты?
– Обследование позволило выявить большой потенциал для улучшений. Например, существенного сокращения издержек и повышения эффективности можно добиться, оптимизировав теплоснабжение города, где основными источниками тепла являются ТЭЦ-1 и центральная водогрейная котельная. Резерв тепловой мощности в Воркуте в три раза больше, чем необходимо для нормального функционирования всей системы. Кроме того, топливный баланс на 44% состоит из мазута, который ввиду географического положения Воркуты является самым дорогим видом топлива. Предлагаемые решения позволяют постепенно избавиться от простаивающих тепловых мощностей и выйти из мазутной зависимости.
Конечно же, самый большой потенциал энергосбережения находится на стороне потребителей. Наиболее остро стоит проблема уплотнения: в условиях Воркуты и региону, и бизнесу выгодно инвестировать в переселение. Однако данное решение требует очень детальной проработки и возможно лишь в долгосрочной перспективе.
В то же время есть меры, которые дадут быстрый и существенный эффект. В их числе промывка с частичной модернизацией изношенного
общедомового оборудования, оснащение приборами учета и регулирования энергопотребления и т.д. Реализация этих мероприятий начнется уже в 2010 году.
Для информационной поддержки программы с апреля в городе стартовала кампания по пропаганде энергосбережения. Она включает распространение бесплатной литературы, специальные уроки в школах, городскую викторину, тематические телепрограммы, ролики социальной рекламы на радио. Это самая эффективная мера с точки зрения «затраты–результат».
– В прошлом году был принят закон об энергосбережении. Как он влияет на вашу деятельность и как вообще работает государственная политика в этой области?
– Государство создает институциональную среду и систему стимулирования субъектов через тарифное регулирование, через мотивацию людей. Нет приборов учета – платишь больше и так далее. Только так можно заинтересовать кого-то в энергосбережении.
Отсюда логика закона: не тратить бюджетные деньги на поддержку энергоэффективности, а сделать снижение энергопотребления выгодным мероприятием. Очень действенным рычагом является субсидирование процентных ставок на вложения в такую оптимизацию. Например, если деньги стоят 15% годовых, то объем окупаемых в разумные сроки инвестиций составляет у вас 10 млрд. рублей. Если же ставка снизится до 6%, то объем инвестиций составит 150 млрд. То есть начинает работать мультипликатор. В этом смысле государство выбрало правильную стратегию.
Очевидно, что время дешевых энергоресурсов закончилось. Это надо понимать. Цены на газ у нас движутся к общемировым, нефть торгуется по общемировым ценам за вычетом пошлины и затрат на транспортировку. Электричество и тепло неизбежно будут дорожать в связи с тем, что нужно строить новые генерирующие мощности, поскольку работать на старых уже просто невозможно. В этих условиях закон об энергоэффективности позволяет сделать так, чтобы доля расходов каждого гражданина на оплату коммунальных услуг не возрастала.
– Это реально?
– Абсолютно. В Воркуте мы ставим именно такую задачу. Главным индикатором проекта с точки зрения комплексной оптимизации энергопотребления является именно доля в доходах населения, которая идет на оплату коммунальных услуг. Наша задача – за пять лет стабилизировать этот показатель. За этим стоит огромная работа по оптимизации производства, транспортировки энергии и, конечно же, ее потребления.
– Давайте посмотрим на тему нашей беседы с другой стороны: помимо всего прочего, это бизнес энергетиков.
– Бесспорно, цель любой компании – получать прибыль. Однако смена идеологии интересна тем, что сегодня мы получили возможность помимо поставки энергоресурсов зарабатывать еще и на снижении энергопотребления. Правильная комбинация этих направлений деятельности способна дать колоссальный эффект. Таким образом, энергоэффективность становится привлекательным бизнесом для энергетической компании.
Вернемся к ситуации в городе, который является темой для нашего разговора. Воркута славится огромным объемом дебиторской задолженности. В самом начале нашей беседы я говорил о том, что из-за общей неэффективности энергосистемы жители получают очень большие счета, которые оплачивают крайне неохотно. Для предприятия же лучше вообще не производить энергию, чем работать бесплатно.
Комплексная программа энерго-сбережения поможет решить эту проблему: оптимизировать режим потребления, сократить потери при передаче, повысить эффективность производства. В результате мы получаем еще один положительный эффект: без дополнительной нагрузки на граждан энергетики получат средства, которые можно инвестировать в модернизацию и реконструкцию оборудования. При этом акцентирую ваше внимание на том, что без активной поддержки таких проектов со стороны власти ничего работать не будет. Именно поэтому мы стремимся реализовывать наши проекты там, где они получают поддержку мэрии, губернатора, назначаются ответственные за взаимодействие.
Воркута – один из таких примеров. При содействии администрации республики и мэра города проект был рассмотрен, получил одобрение президентской комиссии и оказался в одном ряду с другими государственными инициативами по энергоэффективности. Для его реализации создана рабочая группа. В ее состав вошли представители ЗАО «КЭС», правительства Республики Коми и администрации города Воркуты.
В данный момент обсуждается возможность подобных проектов и в других городах, где работают компании холдинга: Ижевске, Перми, Ульяновске. В Каменск-Уральске уже началась подготовительная работа. Добровольная инициатива в правильно построенной институциональной среде – основа эффективного труда.
Беседовал Александр Плахов
– Михаил Юрьевич, Воркута – один из самых северных городов России, почему вы предложили именно его?
– Действительно, город непростой. Ситуацию с коммунальным комплексом в Воркуте определяют два базовых фактора. Прежде всего фактическая численность населения города не соответствует мощности его инфраструктуры. Водоканал и системы энергоснабжения Воркуты были построены в расчете на проживание 250–300 тыс. человек, но к началу 2010 года в городе проживало порядка 80 тыс. Многоквартирные дома заселены крайне неравномерно: есть здания, где пустует треть жилой площади, но все эти пустующие квартиры продолжают отапливаться.
В результате объем установленной тепловой мощности на одного жителя Воркуты в 2009 году превышал среднероссийский уровень в 5,5 раза. Если тенденция к сокращению населения сохранится, то к 2015 году этот разрыв увеличится до 7,5 раза. Город вынужден содержать избыточную инфраструктуру, что ложится тяжелым грузом на плечи потребителей.
Плата за жилищно-коммунальные услуги достигает 33–35% дохода средней воркутинской семьи, тогда как в среднем по России этот показатель не превышает 22–23%. Задолженность жителей за ЖКУ в 2009 году перевалила за миллиард рублей.
Словом, проблем с точки зрения неэффективности энергопотребления и отношения общества к расходованию энергии столько, что просто наведение порядка в этой области даст видимый эффект. Однако масштаб решаемых задач позволяет надеяться, что в будущем опыт Воркуты пригодится всей стране и с большой долей успеха может быть тиражирован в других городах. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что КЭС-Холдинг отвечает в Воркуте за основную часть цепочки коммунального обслуживания. Это значительно упрощает внедрение типовых решений.
– Расскажите, пожалуйста, о первых шагах по реализации проекта.
– На сегодняшний день подрядчик проекта Центр энергоэффективных решений «Гипрокоммунэнерго» провел тщательный анализ и комплексное обследование городской инфраструктуры, социально-экономического положения населения, эффективности бюджетной системы, тарифной политики и прочих аспектов городского хозяйства. На основе полученных данных специалисты предложили программу мероприятий для всей энергосистемы города – от потребления энергии и воды в домах до производства тепла и электричества.
Презентация ее первого этапа состоялась в апреле на заседании у главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. По итогам обсуждения решено приступить к созданию технико-экономического обоснования и рабочему проектированию ряда мероприятий. То есть проект стартовал.
– Вы не могли бы вкратце рассказать, что входит в программу энергосбережения Воркуты?
– Обследование позволило выявить большой потенциал для улучшений. Например, существенного сокращения издержек и повышения эффективности можно добиться, оптимизировав теплоснабжение города, где основными источниками тепла являются ТЭЦ-1 и центральная водогрейная котельная. Резерв тепловой мощности в Воркуте в три раза больше, чем необходимо для нормального функционирования всей системы. Кроме того, топливный баланс на 44% состоит из мазута, который ввиду географического положения Воркуты является самым дорогим видом топлива. Предлагаемые решения позволяют постепенно избавиться от простаивающих тепловых мощностей и выйти из мазутной зависимости.
Конечно же, самый большой потенциал энергосбережения находится на стороне потребителей. Наиболее остро стоит проблема уплотнения: в условиях Воркуты и региону, и бизнесу выгодно инвестировать в переселение. Однако данное решение требует очень детальной проработки и возможно лишь в долгосрочной перспективе.
В то же время есть меры, которые дадут быстрый и существенный эффект. В их числе промывка с частичной модернизацией изношенного
общедомового оборудования, оснащение приборами учета и регулирования энергопотребления и т.д. Реализация этих мероприятий начнется уже в 2010 году.
Для информационной поддержки программы с апреля в городе стартовала кампания по пропаганде энергосбережения. Она включает распространение бесплатной литературы, специальные уроки в школах, городскую викторину, тематические телепрограммы, ролики социальной рекламы на радио. Это самая эффективная мера с точки зрения «затраты–результат».
– В прошлом году был принят закон об энергосбережении. Как он влияет на вашу деятельность и как вообще работает государственная политика в этой области?
– Государство создает институциональную среду и систему стимулирования субъектов через тарифное регулирование, через мотивацию людей. Нет приборов учета – платишь больше и так далее. Только так можно заинтересовать кого-то в энергосбережении.
Отсюда логика закона: не тратить бюджетные деньги на поддержку энергоэффективности, а сделать снижение энергопотребления выгодным мероприятием. Очень действенным рычагом является субсидирование процентных ставок на вложения в такую оптимизацию. Например, если деньги стоят 15% годовых, то объем окупаемых в разумные сроки инвестиций составляет у вас 10 млрд. рублей. Если же ставка снизится до 6%, то объем инвестиций составит 150 млрд. То есть начинает работать мультипликатор. В этом смысле государство выбрало правильную стратегию.
Очевидно, что время дешевых энергоресурсов закончилось. Это надо понимать. Цены на газ у нас движутся к общемировым, нефть торгуется по общемировым ценам за вычетом пошлины и затрат на транспортировку. Электричество и тепло неизбежно будут дорожать в связи с тем, что нужно строить новые генерирующие мощности, поскольку работать на старых уже просто невозможно. В этих условиях закон об энергоэффективности позволяет сделать так, чтобы доля расходов каждого гражданина на оплату коммунальных услуг не возрастала.
– Это реально?
– Абсолютно. В Воркуте мы ставим именно такую задачу. Главным индикатором проекта с точки зрения комплексной оптимизации энергопотребления является именно доля в доходах населения, которая идет на оплату коммунальных услуг. Наша задача – за пять лет стабилизировать этот показатель. За этим стоит огромная работа по оптимизации производства, транспортировки энергии и, конечно же, ее потребления.
– Давайте посмотрим на тему нашей беседы с другой стороны: помимо всего прочего, это бизнес энергетиков.
– Бесспорно, цель любой компании – получать прибыль. Однако смена идеологии интересна тем, что сегодня мы получили возможность помимо поставки энергоресурсов зарабатывать еще и на снижении энергопотребления. Правильная комбинация этих направлений деятельности способна дать колоссальный эффект. Таким образом, энергоэффективность становится привлекательным бизнесом для энергетической компании.
Вернемся к ситуации в городе, который является темой для нашего разговора. Воркута славится огромным объемом дебиторской задолженности. В самом начале нашей беседы я говорил о том, что из-за общей неэффективности энергосистемы жители получают очень большие счета, которые оплачивают крайне неохотно. Для предприятия же лучше вообще не производить энергию, чем работать бесплатно.
Комплексная программа энерго-сбережения поможет решить эту проблему: оптимизировать режим потребления, сократить потери при передаче, повысить эффективность производства. В результате мы получаем еще один положительный эффект: без дополнительной нагрузки на граждан энергетики получат средства, которые можно инвестировать в модернизацию и реконструкцию оборудования. При этом акцентирую ваше внимание на том, что без активной поддержки таких проектов со стороны власти ничего работать не будет. Именно поэтому мы стремимся реализовывать наши проекты там, где они получают поддержку мэрии, губернатора, назначаются ответственные за взаимодействие.
Воркута – один из таких примеров. При содействии администрации республики и мэра города проект был рассмотрен, получил одобрение президентской комиссии и оказался в одном ряду с другими государственными инициативами по энергоэффективности. Для его реализации создана рабочая группа. В ее состав вошли представители ЗАО «КЭС», правительства Республики Коми и администрации города Воркуты.
В данный момент обсуждается возможность подобных проектов и в других городах, где работают компании холдинга: Ижевске, Перми, Ульяновске. В Каменск-Уральске уже началась подготовительная работа. Добровольная инициатива в правильно построенной институциональной среде – основа эффективного труда.
Беседовал Александр Плахов
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"