Практики энергоэффективности - «Новости - Энергетики»
Интервью с директором Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России Павлом Свистуновым. – Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Насколько полно удается раскрывать его сейчас? – Действительно, наша
Интервью с директором Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России Павлом Свистуновым.
– Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Насколько полно удается раскрывать его сейчас?
– Действительно, наша страна располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергоэффективности, который составляет более 40% уровня потребления энергии. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах – 420 млн. тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года прирост производства первичной энергии в России в 2008–2020 годах на 244–270 млн. тонн условного топлива.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
Существенное повышение уровня энергоэффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку, во-первых, затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; во-вторых, требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; в-третьих, требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»; в-четвертых, требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
– Вы упомянули об одном из важнейших документов – Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Какова, на ваш взгляд, ее главная цель?
– Это на самом деле основополагающий документ, принятый, напомню, в конце декабря прошлого года. Главная цель программы – снижение за счет реализации ее мероприятий энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами к 2020 году позволит выполнить задачу по снижению энергоемкости ВВП в целом на 40%. За счет реализации потенциала энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов будут созданы дополнительные условия для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, роста уровня и качества жизни населения.
Программа нацелена на обеспечение годовой экономии первичной энергии в размере не менее 100 млн. тонн условного топлива к концу I этапа реализации (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году). Реализация программных мероприятий должна обеспечить суммарную экономию энергии в размере 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011–2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации программы (2011–2020 годы).
Эта государственная программа станет одним из инструментов разрабатываемой в данный момент Минэнерго России Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая будет содержать в себе дополнительные меры по повышению энергоэффективности в нашей стране. Перед Министерством энергетики РФ поставлена задача внести эту новую программу в Правительство Российской Федерации в декабре этого года.
– Назовите практические действия по переводу экономики страны на энергосберегающий путь развития. Какие инструменты разрабатываются в части финансирования проектов в области энергоэффективности?
– В программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации. Реализацию этих мероприятий и можно назвать теми практическими действиями, которые необходимо осуществить для перевода экономики России на энергосберегающий путь развития.
Важные в этой связи действия закладываются и в комплексную Программу модернизации электроэнергетики до 2020 года. Минэнерго России по поручению Правительства РФ разрабатывает эту программу совместно с ОАО «Энергетический институт им. Г. М. Кржижановского» (ОАО «ЭНИН»), а также в соавторстве с другими научно-исследовательскими институтами в области энергетики и экономики. Срок предоставления окончательной редакции программы в Правительство РФ – I квартал 2012 года. Основными направлениями программы являются: «Модернизация тепловых электростанций на период до 2020 года», «Модернизация гидроэнергетического комплекса на период до 2020 года», «Модернизация атомных электростанций на период до 2020 года», «Развитие возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», «Модернизация электросетевого комплекса на период до 2020 года», «Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики».
В Программу модернизации заложен принцип унификации и типизации, в частности унификации мощностного ряда оборудования, унификации технологических решений и комплектации, типизация проектных решений. Основным типовым решением по модернизации газовых и угольных ТЭС является унификация мощностного ряда ПГУ с использованием ГТУ мощностью 60–80, 100–130, 150–180, 270–300 МВт. Для угольных энергоблоков – это 225, 330, 660 МВт. Внедрение унифицированного ряда приведет к повышению серийности и снижению себестоимости оборудования.
Информацию об инструментах, разрабатывающихся в части поддержки региональных программ энергосбережения, можно найти в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в 2011 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Уже в этом году на эти цели распределяется 5,3 млрд. рублей. Кроме того, в рамках государственной программы запланировано предоставление государственных гарантий по кредитам, взятым предприятиями на реализацию проектов в области энергоэффективности. Лимиты установлены на сумму 10 млрд. рублей в год.
– Какова позиция Минэнерго России по региональной политике повышения энергоэффективности? Как идет создание региональных центров и агентств по энергоэффективности?
– Говоря о региональной политике повышения энергоэффективности, следует отметить, что, например, в Республике Татарстан, Ставропольском крае, Ульяновской области и некоторых других субъектах Российской Федерации еще до вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» были утверждены и успешно реализовывались региональные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Однако только с принятием названного закона соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации были прямо закреплены в федеральном законодательстве.
Закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» не только определил необходимые полномочия субъектов РФ, но и поставил перед ними задачу по разработке и утверждению региональных программ. Такие программы субъектами были разработаны. Однако они вызывают определенные вопросы в связи с низким качеством, слабо продуманными механизмами их реализации, отсутствием системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровнях и т.д. Сейчас продолжается их доработка.
Что касается региональных центров и агентств по энергоэффективности, то они создаются в целях информирования специалистов, ответственных за вопросы энергосбережения в бюджетных и коммерческих организациях, а также различных групп населения о последних достижениях в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников. В таких центрах используются интерактивные модели, наглядно демонстрирующие энергоэффективность механизма той или иной технологии или устройства.
Первым открыт в феврале 2011 года Красноярский центр инноваций, энергосбережения и энергоэффективности. Среди основных задач центра – масштабное внедрение передовых энергоэффективных технологий на предприятиях региона, формирование у красноярцев рациональной (энергоэффективной) модели поведения, содействие экономическому росту в регионе.
– В какой сфере, на ваш взгляд, наиболее остро в России стоят вопросы повышения энергоэффективности? Расскажите о частно-государственном партнерстве как механизме создания благоприятного инвестиционного климата.
– Вопросы повышения энергоэффективности наиболее остро стоят, пожалуй, в бюджетном секторе. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности», принятый в ноябре 2009 года, явился своеобразным прорывом с точки зрения реализации на практике принципов энергосбережения. Основной линией, проходящей по всему закону, стала мысль «Государство, начни с себя!». В законе введены прямые требования по повышению энергоэффективности, но наиболее четко они установлены именно для бюджетного сектора, в том числе по обязательному ежегодному снижению не менее чем на 3% в год энерго- и ресурсопотребления для организаций бюджетной сферы.
На финансирование энергоснабжения и других коммунальных ресурсов только для объектов государственной и муниципальной бюджетной сферы расходуется значительный объем консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом речь идет о финансировании из бюджетных источников неэффективного конечного потребления ресурсов. Так, энергоэффективность бюджетных зданий в Российской Федерации существенно отстает от европейского уровня: наши нормативы энергопотребления значительно выше европейских, при этом зачастую фактическое потребление российских бюджетных зданий намного превышает нормативное.
Значительность и вместе с тем неэффективность расходов бюджета на поставку коммунальных ресурсов на фоне повышающихся внутренних цен на энергоносители обуславливает необходимость повышения энергоэффективности в бюджетном секторе с целью снижения нагрузки данного сектора на бюджеты всех уровней. В дополнение к неэффективности энергопотребления весьма остро стоит проблема реконструкции бюджетных и социальных объектов, а также обеспечения комфортной среды для пользователей данных объектов. В особенности это касается школ, детских садов, больниц и других учреждений для наиболее уязвимых слоев населения России. Решение данных задач требует колоссальных вложений, при этом возможность мобилизации необходимых средств в условиях ограниченности местных и региональных бюджетов находится под вопросом. С другой стороны, в силу своей специфики организации бюджетного сектора имеют ограниченный доступ к внебюджетному финансированию.
Решение поставленной задачи может заключаться в создании условий для государственно-частного партнерства в сфере повышения энергоэффективности и обслуживания бюджетной сферы и, в частности, в использовании потенциала энергосервисных договоров. По экспертным оценкам и данным уже реализованных в Российской Федерации пилотных проектов, потенциал ресурсосбережения на объектах бюджетной сферы достигает 30–40% от текущего энергопотребления.
– Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Насколько полно удается раскрывать его сейчас?
– Действительно, наша страна располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергоэффективности, который составляет более 40% уровня потребления энергии. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах – 420 млн. тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года прирост производства первичной энергии в России в 2008–2020 годах на 244–270 млн. тонн условного топлива.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
Существенное повышение уровня энергоэффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку, во-первых, затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; во-вторых, требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; в-третьих, требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»; в-четвертых, требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
– Вы упомянули об одном из важнейших документов – Государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Какова, на ваш взгляд, ее главная цель?
– Это на самом деле основополагающий документ, принятый, напомню, в конце декабря прошлого года. Главная цель программы – снижение за счет реализации ее мероприятий энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами к 2020 году позволит выполнить задачу по снижению энергоемкости ВВП в целом на 40%. За счет реализации потенциала энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов будут созданы дополнительные условия для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, роста уровня и качества жизни населения.
Программа нацелена на обеспечение годовой экономии первичной энергии в размере не менее 100 млн. тонн условного топлива к концу I этапа реализации (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году). Реализация программных мероприятий должна обеспечить суммарную экономию энергии в размере 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011–2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации программы (2011–2020 годы).
Эта государственная программа станет одним из инструментов разрабатываемой в данный момент Минэнерго России Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая будет содержать в себе дополнительные меры по повышению энергоэффективности в нашей стране. Перед Министерством энергетики РФ поставлена задача внести эту новую программу в Правительство Российской Федерации в декабре этого года.
– Назовите практические действия по переводу экономики страны на энергосберегающий путь развития. Какие инструменты разрабатываются в части финансирования проектов в области энергоэффективности?
– В программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации. Реализацию этих мероприятий и можно назвать теми практическими действиями, которые необходимо осуществить для перевода экономики России на энергосберегающий путь развития.
Важные в этой связи действия закладываются и в комплексную Программу модернизации электроэнергетики до 2020 года. Минэнерго России по поручению Правительства РФ разрабатывает эту программу совместно с ОАО «Энергетический институт им. Г. М. Кржижановского» (ОАО «ЭНИН»), а также в соавторстве с другими научно-исследовательскими институтами в области энергетики и экономики. Срок предоставления окончательной редакции программы в Правительство РФ – I квартал 2012 года. Основными направлениями программы являются: «Модернизация тепловых электростанций на период до 2020 года», «Модернизация гидроэнергетического комплекса на период до 2020 года», «Модернизация атомных электростанций на период до 2020 года», «Развитие возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», «Модернизация электросетевого комплекса на период до 2020 года», «Разработка и освоение инновационных технологий и оборудования для модернизации электроэнергетики».
В Программу модернизации заложен принцип унификации и типизации, в частности унификации мощностного ряда оборудования, унификации технологических решений и комплектации, типизация проектных решений. Основным типовым решением по модернизации газовых и угольных ТЭС является унификация мощностного ряда ПГУ с использованием ГТУ мощностью 60–80, 100–130, 150–180, 270–300 МВт. Для угольных энергоблоков – это 225, 330, 660 МВт. Внедрение унифицированного ряда приведет к повышению серийности и снижению себестоимости оборудования.
Информацию об инструментах, разрабатывающихся в части поддержки региональных программ энергосбережения, можно найти в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в 2011 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Уже в этом году на эти цели распределяется 5,3 млрд. рублей. Кроме того, в рамках государственной программы запланировано предоставление государственных гарантий по кредитам, взятым предприятиями на реализацию проектов в области энергоэффективности. Лимиты установлены на сумму 10 млрд. рублей в год.
– Какова позиция Минэнерго России по региональной политике повышения энергоэффективности? Как идет создание региональных центров и агентств по энергоэффективности?
– Говоря о региональной политике повышения энергоэффективности, следует отметить, что, например, в Республике Татарстан, Ставропольском крае, Ульяновской области и некоторых других субъектах Российской Федерации еще до вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» были утверждены и успешно реализовывались региональные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Однако только с принятием названного закона соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации были прямо закреплены в федеральном законодательстве.
Закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» не только определил необходимые полномочия субъектов РФ, но и поставил перед ними задачу по разработке и утверждению региональных программ. Такие программы субъектами были разработаны. Однако они вызывают определенные вопросы в связи с низким качеством, слабо продуманными механизмами их реализации, отсутствием системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровнях и т.д. Сейчас продолжается их доработка.
Что касается региональных центров и агентств по энергоэффективности, то они создаются в целях информирования специалистов, ответственных за вопросы энергосбережения в бюджетных и коммерческих организациях, а также различных групп населения о последних достижениях в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников. В таких центрах используются интерактивные модели, наглядно демонстрирующие энергоэффективность механизма той или иной технологии или устройства.
Первым открыт в феврале 2011 года Красноярский центр инноваций, энергосбережения и энергоэффективности. Среди основных задач центра – масштабное внедрение передовых энергоэффективных технологий на предприятиях региона, формирование у красноярцев рациональной (энергоэффективной) модели поведения, содействие экономическому росту в регионе.
– В какой сфере, на ваш взгляд, наиболее остро в России стоят вопросы повышения энергоэффективности? Расскажите о частно-государственном партнерстве как механизме создания благоприятного инвестиционного климата.
– Вопросы повышения энергоэффективности наиболее остро стоят, пожалуй, в бюджетном секторе. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности», принятый в ноябре 2009 года, явился своеобразным прорывом с точки зрения реализации на практике принципов энергосбережения. Основной линией, проходящей по всему закону, стала мысль «Государство, начни с себя!». В законе введены прямые требования по повышению энергоэффективности, но наиболее четко они установлены именно для бюджетного сектора, в том числе по обязательному ежегодному снижению не менее чем на 3% в год энерго- и ресурсопотребления для организаций бюджетной сферы.
На финансирование энергоснабжения и других коммунальных ресурсов только для объектов государственной и муниципальной бюджетной сферы расходуется значительный объем консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом речь идет о финансировании из бюджетных источников неэффективного конечного потребления ресурсов. Так, энергоэффективность бюджетных зданий в Российской Федерации существенно отстает от европейского уровня: наши нормативы энергопотребления значительно выше европейских, при этом зачастую фактическое потребление российских бюджетных зданий намного превышает нормативное.
Значительность и вместе с тем неэффективность расходов бюджета на поставку коммунальных ресурсов на фоне повышающихся внутренних цен на энергоносители обуславливает необходимость повышения энергоэффективности в бюджетном секторе с целью снижения нагрузки данного сектора на бюджеты всех уровней. В дополнение к неэффективности энергопотребления весьма остро стоит проблема реконструкции бюджетных и социальных объектов, а также обеспечения комфортной среды для пользователей данных объектов. В особенности это касается школ, детских садов, больниц и других учреждений для наиболее уязвимых слоев населения России. Решение данных задач требует колоссальных вложений, при этом возможность мобилизации необходимых средств в условиях ограниченности местных и региональных бюджетов находится под вопросом. С другой стороны, в силу своей специфики организации бюджетного сектора имеют ограниченный доступ к внебюджетному финансированию.
Решение поставленной задачи может заключаться в создании условий для государственно-частного партнерства в сфере повышения энергоэффективности и обслуживания бюджетной сферы и, в частности, в использовании потенциала энергосервисных договоров. По экспертным оценкам и данным уже реализованных в Российской Федерации пилотных проектов, потенциал ресурсосбережения на объектах бюджетной сферы достигает 30–40% от текущего энергопотребления.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"