Termomodernizacja. Сделано в Польше - «Новости - Энергетики»
Энергоемкость валового внутреннего продукта – одна из фундаментальных характеристик любой национальной экономики. Определяется она простой и понятной формулой: объем потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для удовлетворения энергетических производственных и непроизводственных
Энергоемкость валового внутреннего продукта – одна из фундаментальных характеристик любой национальной экономики. Определяется она простой и понятной формулой: объем потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для удовлетворения энергетических производственных и непроизводственных потребностей страны на единицу ВВП. А еще это называется «энергоэффективностью», что по-польски, например, звучит как «termomodernizacja». Почему по-польски? Потому что в Польше энергоэффективность есть как таковая, как сама по себе, как часть жизни целой страны и каждого поляка, в чем и убедился журнал «Энергополис», посетив по приглашению международной финансовой корпорации IFC Варшаву.
Польский сектор электроэнергии, располагающий 33 000 МВт установленной мощности, – наибольший в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Имеется 4800 МВт установленной мощности на больших станциях когенерации и 3000 МВт установленной мощности – на промышленных станциях когенерации. Общий объем электроэнергии, произведенный методом когенерации, составляет 15,4% общего производства электроэнергии. На уровне страны доля централизованного теплоснабжения жилья составляет 52%, половина этого тепла производится станциями когенерации.
Жилищной реформе Польши больше десяти лет. У них все начиналось так же, как и у нас, с приватизации жилья. В 1985 году государство предоставило квартиросъемщику право выкупа квартиры со скидкой до 95% от стоимости жилья. Именно с этого момента, с первого шага реформы в стране, начался процесс преобразования таких же, как у нас в России, построенных неведомо когда, затратных в содержании и обслуживании многоквартирных домов в удобное, комфортабельное, современное жилье, в дома, где живут люди, собственники квадратных метров. (Сегодня в России насчитывается 3 224 000 многоквартирных домов, больше половины которых были построены до 1971 года. – Прим. «Энергополиса».)
Возможно, это связано с разницей в сознании или воспитании, но в Польше в один час перестали справлять нужду в подъездах и в лифтах и оставлять на стенах надписи и подписи к ним. В социалистической стране появились собственники. Ментально и де-юре.
Известно, что красиво жить не запретишь, особенно тогда, когда все хотят жить хорошо. Ну хотя бы так хорошо, как живут в Европе.
Что человеку надо? Комфортное проживание в собственном доме, где зимой тепло, всегда есть холодная и горячая вода, свет и работает канализация. Все вроде как у нас и как во всем мире. Только в Польше, как и во всем мире, но не как у нас, люди поняли, что жить в этих комфортных условиях стоит денег. Каждый понял, что он сам, простой человек, как собственник лично несет бремя содержания собственного имущества в соответствии с законодательством и не кто-то другой, а он сам должен содержать собственное имущество, чтобы жить красиво. Ну или жить хорошо...
Энергетическая политика Польши до 2030 года была принята в 2009 году. Этот нормативный акт является стратегией государства, который содержит меры, отвечающие наиболее важным проблемам польского энергетического сектора как в краткосрочной перспективе, так и до 2030 года.
Основная цель этой стратегии включает поддержку органов самоуправления для более эффективного использования местных условий со стимулированием развития в регионах и с подготовкой локальных источников энергоснабжения. При реализации политики производства энергии местными органами самоуправления ответственность с энергокомпаний переносится на эти органы.
Стратегия интегрированного управления производством энергии и экологией возникает из необходимости соблюдать правило сбалансированного развития, находящегося в гармонии с окружающей средой. Эта необходимость сохранит невозобновляемые природные ресурсы для будущих поколений.
Стратегия организационной и технической децентрализации энергетических систем стимулирует развитие малой энергетики, производящей электроэнергию и тепло. Это способствует более интенсивному использованию местных энергоресурсов и развитию местных энергорынков.
Центральным элементом Стратегии улучшения энергоэффективности является содействие разработке новых высокоэффективных механизмов и оборудования, способных к конкуренции на национальном и зарубежном рынках.
Законодательные рамки, создающие необходимый базис для политики энергоэффективности, имеют фундаментальную важность. Основным является то, что идея устойчивого развития должна рассматриваться Конституцией Польши как общепринятый путь национального развития.
Улучшение энергоэффективности рассматривается как ключевая цель энергетической политики. В этой связи в качестве основных задач для достижения заявленной цели были выделено поддержание нулевого уровня роста энергопотребления.
В соответствии с Директивой ЕС «О конечном потреблении, энергетической эффективности и услугах в области энергетики» в Республике Польша в 2007 году был принят государственный План действий по развитию энергоэффективности. В соответствии с ним предусмотрено повышение энергосбережения на 9% к 2016 году.
Согласно Энергетической политике прогнозируемое увеличение конечного потребления энергии с 2006 по 2020 год составит 11%, а наибольший удельный вес увеличения потребления электроэнергии (31,7%) придется на транспорт. В других секторах потребление энергии увеличится, соответственно, на 31,3% в сфере услуг, 13,6% в сельском хозяйстве и 0,5% в домашних хозяйствах. Потребление энергии в промышленности не изменится.
Где и в чем то неуловимое отличие в развитии реформ в Польше и в России? Роль и заслуга государства. Понимание того, что «политика Польши в области энергоэффективности обусловлена договорными обязательствами как государства – участника международных договоров, а также членством в Европейском союзе (ЕС)», требует небольшого пояснения. Эта политика и законы и подзаконные акты написаны для человека, для его блага, написаны с заботой о нем. Как и везде. Наверное.
Когда государство реализует какие-то национальные проекты, на которые у него есть собственные источники, когда государство знает, что в бюджете достаточно средств это организовать и оно за все заплатит, – это одна картина. А когда государство создает программу, за которую должны заплатить потребители, – это картина другая. «Другая» – это у нас.
А в Польше для поддержки и стимуляции процесса энергоэффективности и проведения капитального ремонта в многоквартирных домах государство создало фонд и – внимание! – наполнило этот фонд деньгами. Для всех, для каждого. Полномочным проводником госпрограммы стал Банк Господарства Крайового (Банк национальной экономики, BGK), логотип которого очень похож на логотип Внешэкономбанка. BGK – единственный банк Польши, 100% акций которого принадлежит государству. С 1989 года этот банк реализует государственные финансовые программы и инвестиционные проекты. В том числе и при поддержке ЕС BGK управляет Фондом энергоэффективности и реновации, предназначенным для привлечения капитала в модернизацию жилищного сектора с целью повышения энергоэффективности.
Фонд энергоэффективности и реновации был создан в 1998 году. С того времени было выдано 24 тыс. заявок на сумму более 1,3 млрд. злотых (около 400 млн. долларов). Гранты фонда открыли возможность к финансированию инвестиций на сумму 6,8 млрд. злотых (2,3 млрд. долларов). Эта сумма инвестиций позволила снизить энергозатраты на сумму более 600 млн. злотых (около 200 млн. долларов) в многоквартирном секторе Польши.
Фонд предоставляет гранты собственникам жилья либо управляющим многоквартирными домами для привлечения финансирования на энергоэффективную модернизацию дома. Сумма гранта, которую покрывает фонд, может достигать 20% от суммы кредита, и сумма гранта не может превышать сумму, которая была сэкономлена в результате энергоэффективной модернизации в течение двух лет. Вдумайтесь! Все просто. Все как у нас. Кроме денег. Государственных денег.
Помните, когда принимался 261-й ФЗ, все говорили: этот закон нацелен на применение собственных схем финансирования, речь не идет о государственном бюджете. Тот самый случай, когда наше государство поступило, как всегда. При этом не факт даже, что оно, государство, хотело, как лучше. Просто написали закон и приняли, желая при этом всех заставить выступить инвесторами программы энергоэффективности в РФ. Государство поступило, как всегда. Закон № 261 вышел? Да. Финансирование государственное предусматривает? Нет.
В Польше схема государственной помощи заключается в следующем: BGK направляет грант в банк, который финансирует энергоэффективный ремонт здания, и эта сумма используется для снижения тела кредита. В то же время BGK не проводит анализа кредитоспособности заемщика и не влияет на условия банковского займа. Сегодня в банк от ТСЖ поступает в год около 3000 заявок на получение госсубсидии. На эти средства выделяется более 200 млн. злотых (около 2 млрд. рублей). Государственный бюджет Польши официально гарантирует удовлетворение всех поступивших заявок.
Кредиты на энергомодернизацию МКД востребованы польскими ТСЖ и УК, поэтому практически каждый коммерческий банк предлагает данный продукт. Причем все игроки отмечают, что помощь, которую оказывает государство собственникам жилья через Банк национальной экономики Польши, сыграла ключевую роль в развитии данного направления кредитования.
Самое время вспомнить о человеке, о собственниках, потребителях, абонентах и гражданах, которые осознали, что капитальный ремонт и энергоэффективные мероприятия экономически выгодны. В первую очередь им самим. Так как они помогают в конечном итоге снизить стоимость эксплуатации жилья и поднимают коммерческую стоимость квартиры на рынке. Сам же кредит гасится за счет средств, которые сберегли за счет энергоэффективных мероприятий. Красота? Да.
В Польше становится понятно, что проблема защиты населения от непомерно высоких расходов на коммунальные услуги лежит не в плоскости широко пропагандируемого в России тезиса о недопущении роста тарифов. Эта полемика – следствие фактически катастрофического состояния данного сектора нашей национальной экономики. И это же говорит о том, что взвешенная политика энергосбережения – один из основных элементов цивилизованных рыночных отношений. В сфере энергоэффективности фокусируются определяющие проблемы развития как собственно национальной экономики, так и ТЭК в качестве одного из ее элементов, а энергосбережение становится ключевым фактором энергетической стратегии страны, стратегии государства, написанной для человека.
В 2012 году Министерство регионального развития РФ опубликовало законопроект с официальным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», где решался вопрос дальнейшего функционирования Фонда ЖКХ, а также вопросы, связанные с финансированием капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).
В документе прописывается, что система финансирования капитального ремонта будет модернизирована, часть полномочий передана регионам. В частности, теперь регионы будут сами определять механизм финансирования региональных фондов капремонта (накопительного или кредитного) и установления порядка организации и функционирования таких фондов (включая определение минимальной платы за капремонт). Вспоминаем 261-й ФЗ. Региональные программы энергоэффективности приняты? Да. Участники рынка готовы их финансировать? Да, готовы, но есть вопрос по возвратности средств, который никем и никому не задавался при разработке этих программ в рамках 261-го ФЗ…
С одной стороны, время работы государственного Фонда реформирования ЖКХ ограничено сроками, с другой – не все желающие могут попасть в список домов, подлежащих капремонту по госпрограмме, поэтому все большее количество ТСЖ и УК готовы взять энергосберегающий кредит в банке. Особенно это актуально для тех собственников, которые не хотят ждать и стремятся провести капремонт и энергосберегающие мероприятия в сжатые сроки.
Какой бы вариант финансирования энергосберегающего ремонта ни был выбран в дальнейшем, первоначально нужно самим собственникам принять решение о необходимости проведения энергосберегающих мероприятий. А это, в свою очередь, зависит от их желания жить в лучших условиях, платить меньше за коммунальные услуги, двигаться по пути модернизации.
Одним из внебюджетных источников финансирования капремонтов может стать банковское кредитование. Кто за это будет платить и как это будет работать? Оно вообще будет работать? В отличие от Польши система энергоэффективных кредитов в России не отработана, ставки наших банков выше, и нет как таковой государственной субсидии для человека, который хочет, который согласен жить нормально.
В России с нашей извращенной идеей внедрения энергоэффективности потребитель – основной плательщик по той схеме, которую разработало государство для финансирования программы энергосбережения, за это должны заплатить «абоненты с низким уровнем инвестиционной способности».
Текст и фото: Андрей Агафонов
Польский сектор электроэнергии, располагающий 33 000 МВт установленной мощности, – наибольший в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Имеется 4800 МВт установленной мощности на больших станциях когенерации и 3000 МВт установленной мощности – на промышленных станциях когенерации. Общий объем электроэнергии, произведенный методом когенерации, составляет 15,4% общего производства электроэнергии. На уровне страны доля централизованного теплоснабжения жилья составляет 52%, половина этого тепла производится станциями когенерации.
Жилищной реформе Польши больше десяти лет. У них все начиналось так же, как и у нас, с приватизации жилья. В 1985 году государство предоставило квартиросъемщику право выкупа квартиры со скидкой до 95% от стоимости жилья. Именно с этого момента, с первого шага реформы в стране, начался процесс преобразования таких же, как у нас в России, построенных неведомо когда, затратных в содержании и обслуживании многоквартирных домов в удобное, комфортабельное, современное жилье, в дома, где живут люди, собственники квадратных метров. (Сегодня в России насчитывается 3 224 000 многоквартирных домов, больше половины которых были построены до 1971 года. – Прим. «Энергополиса».)
Возможно, это связано с разницей в сознании или воспитании, но в Польше в один час перестали справлять нужду в подъездах и в лифтах и оставлять на стенах надписи и подписи к ним. В социалистической стране появились собственники. Ментально и де-юре.
Известно, что красиво жить не запретишь, особенно тогда, когда все хотят жить хорошо. Ну хотя бы так хорошо, как живут в Европе.
Что человеку надо? Комфортное проживание в собственном доме, где зимой тепло, всегда есть холодная и горячая вода, свет и работает канализация. Все вроде как у нас и как во всем мире. Только в Польше, как и во всем мире, но не как у нас, люди поняли, что жить в этих комфортных условиях стоит денег. Каждый понял, что он сам, простой человек, как собственник лично несет бремя содержания собственного имущества в соответствии с законодательством и не кто-то другой, а он сам должен содержать собственное имущество, чтобы жить красиво. Ну или жить хорошо...
Энергетическая политика Польши до 2030 года была принята в 2009 году. Этот нормативный акт является стратегией государства, который содержит меры, отвечающие наиболее важным проблемам польского энергетического сектора как в краткосрочной перспективе, так и до 2030 года.
Основная цель этой стратегии включает поддержку органов самоуправления для более эффективного использования местных условий со стимулированием развития в регионах и с подготовкой локальных источников энергоснабжения. При реализации политики производства энергии местными органами самоуправления ответственность с энергокомпаний переносится на эти органы.
Стратегия интегрированного управления производством энергии и экологией возникает из необходимости соблюдать правило сбалансированного развития, находящегося в гармонии с окружающей средой. Эта необходимость сохранит невозобновляемые природные ресурсы для будущих поколений.
Стратегия организационной и технической децентрализации энергетических систем стимулирует развитие малой энергетики, производящей электроэнергию и тепло. Это способствует более интенсивному использованию местных энергоресурсов и развитию местных энергорынков.
Центральным элементом Стратегии улучшения энергоэффективности является содействие разработке новых высокоэффективных механизмов и оборудования, способных к конкуренции на национальном и зарубежном рынках.
Законодательные рамки, создающие необходимый базис для политики энергоэффективности, имеют фундаментальную важность. Основным является то, что идея устойчивого развития должна рассматриваться Конституцией Польши как общепринятый путь национального развития.
Улучшение энергоэффективности рассматривается как ключевая цель энергетической политики. В этой связи в качестве основных задач для достижения заявленной цели были выделено поддержание нулевого уровня роста энергопотребления.
В соответствии с Директивой ЕС «О конечном потреблении, энергетической эффективности и услугах в области энергетики» в Республике Польша в 2007 году был принят государственный План действий по развитию энергоэффективности. В соответствии с ним предусмотрено повышение энергосбережения на 9% к 2016 году.
Согласно Энергетической политике прогнозируемое увеличение конечного потребления энергии с 2006 по 2020 год составит 11%, а наибольший удельный вес увеличения потребления электроэнергии (31,7%) придется на транспорт. В других секторах потребление энергии увеличится, соответственно, на 31,3% в сфере услуг, 13,6% в сельском хозяйстве и 0,5% в домашних хозяйствах. Потребление энергии в промышленности не изменится.
Где и в чем то неуловимое отличие в развитии реформ в Польше и в России? Роль и заслуга государства. Понимание того, что «политика Польши в области энергоэффективности обусловлена договорными обязательствами как государства – участника международных договоров, а также членством в Европейском союзе (ЕС)», требует небольшого пояснения. Эта политика и законы и подзаконные акты написаны для человека, для его блага, написаны с заботой о нем. Как и везде. Наверное.
Когда государство реализует какие-то национальные проекты, на которые у него есть собственные источники, когда государство знает, что в бюджете достаточно средств это организовать и оно за все заплатит, – это одна картина. А когда государство создает программу, за которую должны заплатить потребители, – это картина другая. «Другая» – это у нас.
А в Польше для поддержки и стимуляции процесса энергоэффективности и проведения капитального ремонта в многоквартирных домах государство создало фонд и – внимание! – наполнило этот фонд деньгами. Для всех, для каждого. Полномочным проводником госпрограммы стал Банк Господарства Крайового (Банк национальной экономики, BGK), логотип которого очень похож на логотип Внешэкономбанка. BGK – единственный банк Польши, 100% акций которого принадлежит государству. С 1989 года этот банк реализует государственные финансовые программы и инвестиционные проекты. В том числе и при поддержке ЕС BGK управляет Фондом энергоэффективности и реновации, предназначенным для привлечения капитала в модернизацию жилищного сектора с целью повышения энергоэффективности.
Фонд энергоэффективности и реновации был создан в 1998 году. С того времени было выдано 24 тыс. заявок на сумму более 1,3 млрд. злотых (около 400 млн. долларов). Гранты фонда открыли возможность к финансированию инвестиций на сумму 6,8 млрд. злотых (2,3 млрд. долларов). Эта сумма инвестиций позволила снизить энергозатраты на сумму более 600 млн. злотых (около 200 млн. долларов) в многоквартирном секторе Польши.
Фонд предоставляет гранты собственникам жилья либо управляющим многоквартирными домами для привлечения финансирования на энергоэффективную модернизацию дома. Сумма гранта, которую покрывает фонд, может достигать 20% от суммы кредита, и сумма гранта не может превышать сумму, которая была сэкономлена в результате энергоэффективной модернизации в течение двух лет. Вдумайтесь! Все просто. Все как у нас. Кроме денег. Государственных денег.
Помните, когда принимался 261-й ФЗ, все говорили: этот закон нацелен на применение собственных схем финансирования, речь не идет о государственном бюджете. Тот самый случай, когда наше государство поступило, как всегда. При этом не факт даже, что оно, государство, хотело, как лучше. Просто написали закон и приняли, желая при этом всех заставить выступить инвесторами программы энергоэффективности в РФ. Государство поступило, как всегда. Закон № 261 вышел? Да. Финансирование государственное предусматривает? Нет.
В Польше схема государственной помощи заключается в следующем: BGK направляет грант в банк, который финансирует энергоэффективный ремонт здания, и эта сумма используется для снижения тела кредита. В то же время BGK не проводит анализа кредитоспособности заемщика и не влияет на условия банковского займа. Сегодня в банк от ТСЖ поступает в год около 3000 заявок на получение госсубсидии. На эти средства выделяется более 200 млн. злотых (около 2 млрд. рублей). Государственный бюджет Польши официально гарантирует удовлетворение всех поступивших заявок.
Кредиты на энергомодернизацию МКД востребованы польскими ТСЖ и УК, поэтому практически каждый коммерческий банк предлагает данный продукт. Причем все игроки отмечают, что помощь, которую оказывает государство собственникам жилья через Банк национальной экономики Польши, сыграла ключевую роль в развитии данного направления кредитования.
Самое время вспомнить о человеке, о собственниках, потребителях, абонентах и гражданах, которые осознали, что капитальный ремонт и энергоэффективные мероприятия экономически выгодны. В первую очередь им самим. Так как они помогают в конечном итоге снизить стоимость эксплуатации жилья и поднимают коммерческую стоимость квартиры на рынке. Сам же кредит гасится за счет средств, которые сберегли за счет энергоэффективных мероприятий. Красота? Да.
В Польше становится понятно, что проблема защиты населения от непомерно высоких расходов на коммунальные услуги лежит не в плоскости широко пропагандируемого в России тезиса о недопущении роста тарифов. Эта полемика – следствие фактически катастрофического состояния данного сектора нашей национальной экономики. И это же говорит о том, что взвешенная политика энергосбережения – один из основных элементов цивилизованных рыночных отношений. В сфере энергоэффективности фокусируются определяющие проблемы развития как собственно национальной экономики, так и ТЭК в качестве одного из ее элементов, а энергосбережение становится ключевым фактором энергетической стратегии страны, стратегии государства, написанной для человека.
В 2012 году Министерство регионального развития РФ опубликовало законопроект с официальным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», где решался вопрос дальнейшего функционирования Фонда ЖКХ, а также вопросы, связанные с финансированием капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).
В документе прописывается, что система финансирования капитального ремонта будет модернизирована, часть полномочий передана регионам. В частности, теперь регионы будут сами определять механизм финансирования региональных фондов капремонта (накопительного или кредитного) и установления порядка организации и функционирования таких фондов (включая определение минимальной платы за капремонт). Вспоминаем 261-й ФЗ. Региональные программы энергоэффективности приняты? Да. Участники рынка готовы их финансировать? Да, готовы, но есть вопрос по возвратности средств, который никем и никому не задавался при разработке этих программ в рамках 261-го ФЗ…
С одной стороны, время работы государственного Фонда реформирования ЖКХ ограничено сроками, с другой – не все желающие могут попасть в список домов, подлежащих капремонту по госпрограмме, поэтому все большее количество ТСЖ и УК готовы взять энергосберегающий кредит в банке. Особенно это актуально для тех собственников, которые не хотят ждать и стремятся провести капремонт и энергосберегающие мероприятия в сжатые сроки.
Какой бы вариант финансирования энергосберегающего ремонта ни был выбран в дальнейшем, первоначально нужно самим собственникам принять решение о необходимости проведения энергосберегающих мероприятий. А это, в свою очередь, зависит от их желания жить в лучших условиях, платить меньше за коммунальные услуги, двигаться по пути модернизации.
Одним из внебюджетных источников финансирования капремонтов может стать банковское кредитование. Кто за это будет платить и как это будет работать? Оно вообще будет работать? В отличие от Польши система энергоэффективных кредитов в России не отработана, ставки наших банков выше, и нет как таковой государственной субсидии для человека, который хочет, который согласен жить нормально.
В России с нашей извращенной идеей внедрения энергоэффективности потребитель – основной плательщик по той схеме, которую разработало государство для финансирования программы энергосбережения, за это должны заплатить «абоненты с низким уровнем инвестиционной способности».
Текст и фото: Андрей Агафонов
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"