Прибор учета должен стать защитой интересов потребителей - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Прибор учета должен стать защитой интересов потребителей - «Новости - Энергетики»
Прибор учета должен стать защитой интересов потребителей - «Новости - Энергетики»
– Алексей Анатольевич, почему для старта пилотного проекта по внедрению системы интеллектуального учета электроэнергии выбран именно Пермский край? – Когда год назад формировался проект по реализации шести пилотных проектов по продвижению 261-го закона, были выделено шесть приоритетных направлений:
Прибор учета должен стать защитой интересов потребителей - «Новости - Энергетики»
– Алексей Анатольевич, почему для старта пилотного проекта по внедрению системы интеллектуального учета электроэнергии выбран именно Пермский край?

– Когда год назад формировался проект по реализации шести пилотных проектов по продвижению 261-го закона, были выделено шесть приоритетных направлений: проект «Новый свет», «Энергоэффективный социальный сектор», «Считай, экономь, плати», «Энергоэффективный квартал», «Малая комплексная энергетика», «Инновационная энергетика». По одному из направлений, «Считай, экономь, плати», супервайзером проекта на федеральном уровне был определен Михаил Слободин, президент ЗАО «Комплексные энергетические системы». Целью данного проекта была отработка технологий, связанных со стимулированием потребителей к установке приборов учета и осуществлению расчета за потребленный энергоресурс по факту показаний регистрирующих устройств.
Как здесь появился Пермский край? Так как супервайзером был выбран Михаил Слободин, то он в первую очередь рассматривал те территории, на которых осуществляет свою деятельность КЭС-Холдинг. Этих территорий больше одного десятка, но я считаю, что у нас в этом отношении больше точек соприкосновения всей системы.
Первоначально проект «Считай, экономь, плати» предполагался по теме учета тепловой энергии. Был запущен проект «Вечный счетчик», основным рациональным зерном которого было экономическое стимулирование потребителей к установке приборов учета через минимизацию разовых инвестиций на внедрение такой системы учета. В дальнейшем проект переформатировался на электрическую энергию. Была оказана поддержка со стороны Холдинга МРСК. На территории Пермского края КЭС-Холдинг нашел все точки соприкосновения через собственные объекты генерации электрической энергии, через соглашение с Холдингом МРСК о выборе пилотной площадки, через договоренности с Пермэнергосбытом, где КЭС-Холдинг является акционером.
Второй важный дополнительный фактор, который повлиял на это решение, то, что дивизион генерации Урала КЭС-Холдинг управляется сегодня из центра принятия решений, а офис находится в Перми.
Немаловажным фактором в выборе площадки послужила активная позиция правительства Пермского края в вопросах поддержки этого проекта. Мы зафиксировали свое решение о поддержке этого проекта и доложили о нем на комиссии по энергоэффективности и на всех контрольно-отчетных мероприятиях, связанных с реализацией 261-го закона. Мы заняли активную позицию и добились результата.

– Как повлияет введение системы интеллектуального учета на развитие энергетики Пермского края? Решит ли этот проект существующие проблемы с платежами?


– Для начала надо обратиться к самому проекту. Какова его цель? Проект состоит из трех частей. Первое – это выбор оптимального технического решения и то, как он реализуется на территории края. Общие параметры проекта – это до 50 тыс. точек учета начиная от квартиры и заканчивая трансформаторной распределительной подстанцией, то есть на всех переделах. И значит, первая цель проекта – это отработка технических решений.
Вторая часть касается территории. Когда мы подходили к этому вопросу вместе с Холдингом МРСК, мы договорились, что нам надо отработать техническое решение тех систем измерения, которые будут применяться. Хотелось выбрать лучшие счетчики, поэтому разбили территорию на пять лотов. 17 января состоялся конкурсный отбор заявок участников на реализацию проекта. Так что вторая цель – выявить все проблемы, если они есть, либо найти то рациональное зерно, которое необходимо тиражировать, связанное с экономическим стимулированием потребителя к переходу на расчеты по приборам учета.
Сегодня ни для кого не секрет, что нормативы потребления коммунальных услуг не всегда являются для населения стимулом установить приборы учета. Соответственно, надо выявить все тенденции, которые в этом процессе существуют. Вся накопленная Слободиным статистика говорит о том, что экономических стимулов нет. Наша цель проекта внедрения смарт-метеринга – выявить все проблемы, которые носят антистимулирующий характер, именно на поведенческую модель потребителя.
Я подвожу к тому, что суть вопроса – это не только развитие энергетики, но и смарт-метеринг – это потребительский продукт. Нам в первую очередь важно мотивировать потребителя. Не просто начинать учитывать количество потребляемых ресурсов, а регулировать потребление, выходить на формат гибкого тарифного меню, при котором потребитель смог бы позволить себе устанавливать тарифное меню по договору с энергосбытовой организацией.
Третья часть проекта больше относится к сути вашего вопроса. Безусловно, введя систему «умного» учета, мы тем самым должны вскрыть и неэффективность в самой энергосистеме. Мы должны выявить, где именно формируются потери, отделить внутридомовые потери от потерь в сетях.

– Вы перечислили потери в сетях: предполагаемые внутридомовые потери или потери в распредсетях. Но основные проблемы у сбытовых компаний связаны с платежами, часто с неплатежами МУП, ГУП, то есть не конечного, не бытового потребителя.


– По бытовому потребителю проблема в том, что чаще всего нормативы не соответствуют фактическому объему потребления. У людей случайным образом начинают ломаться счетчики. Люди переходят на расчет по нормативу безучетного потребления. И выпадающие доходы у сбытовых организаций. Дальше, ввиду отсутствия приборов учета на границе баланса ответственности, эти коммерческие потери становятся грузом сетевых организаций. Все это тянет на неэффективность тарифного регулирования. Я хотел бы отметить, что Пермский край перешел с сетевой составляющей на метод регулирования по методике RAB, поэтому у нас таких проблем нет.
– Как проходит финансирование проекта?

– В реализацию пилотного проекта мы зашли через корректировку инвестиционной программы Минэнерго – МРСК-Холдинг – МРСК Урала в части Пермского края.
Вопрос внедрения смарт-метеринга – это не просто задача сформировать «умный» учет, здесь главное – выявить разные проблемы. Приборы учета для потребителя – это не наказание, а инструмент, с помощью которого он защищает в том числе и свои интересы. Установив на границе своей ответственности с сетевой организацией приборы учета и заключив договор с энергосбытовой компанией по учетному регистратору, вы защититесь от некачественной поставки услуг. Прибор учета должен стать защитой ваших интересов, а не наказанием за дополнительную оплату, так как норматив занижен и лучше без нормативов платить. На эту часть мы хотим сделать основной идеологический упор при реализации проекта.
Источником финансирования на сегодняшний день выбрана инвестиционная программа. Так как это обширный, широкий инструмент, связанный в целом с развитием и поддержанием в надежном состоянии всей энергосистемы Пермского края, мы при корректировке инвестиционной программы договорились с Холдингом МРСК, что мы тот набор наших конкретных проектов, которые были учтены в инвестиционной программе, не сокращаем. Холдинг МРСК сокращает в том числе свою дивидендную политику, повышает эффективность от проведения конкурсных тендерных закупочных процедур, чтобы при этом та программа действий, которая связана с функционированием обеспечения устойчивости и развития энергосистемы, не пострадала.
– Каковы, на ваш взгляд, будут результаты реализации проекта?

– Задача заключается в том, чтобы проект был тиражируемым, но есть одна особенность, о которой мы говорим с Михаилом Курбатовым. Он руководит проектом в Холдинге МРСК и бывает раз в месяц в Перми. Мы обсуждали с ним, что для чистоты эксперимента и для того, чтобы формат этого проекта был тиражируемым в чистом виде, конечно, его финансирование инвестиционной программой не является хорошим сигналом. Но мы в своих выводах по проекту хотим не показать источник, а в первую очередь выработать те инструменты, которые будут стимулировать потребителя для реализации проекта, которые в будущем можно будет тиражировать. Мы хотим отработать все те антистимулирующие сигналы, которые есть, по ним выйти при необходимости на тот или иной уровень власти и откорректировать позицию в нормативных актах, чтобы потребитель имел положительный стимул к установке приборов учета. А потом интегрировать их в «умную» сеть. Да, это будет точно инвестиционными расходами энергетических компаний, сетевых или сбытовых. Это и будет тиражируемая инвестиционная составляющая.
Беседовала Алена Бацман

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости