Доводка вручную - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Доводка вручную - «Новости - Энергетики»
Доводка вручную - «Новости - Энергетики»
Согласно 261-ФЗ с 01.07.2012 теплоснабжающие организации должны самостоятельно ставить общедомовые узлы учета у потребителя. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 июля 2012 года собственники помещений в
Доводка вручную - «Новости - Энергетики»
Согласно 261-ФЗ с 01.07.2012 теплоснабжающие организации должны самостоятельно ставить общедомовые узлы учета у потребителя.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Собственники помещений в многоквартирном доме, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирного дома приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации (РСО) к местам установки приборов учета и оплатить расходы РСО на установку этих приборов учета.

Таким образом, из отраслевого законодательства следует четкий вывод: после 1 июля 2012 года согласие собственников помещений в многоквартирном доме на установку приборов учета не требуется, РСО осуществляет принудительную установку приборов учета, а собственники должны предоставить допуск в дом и оплатить расходы (стоимость прибора и работы по установке).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Является ли установка общедомовых приборов учета в многоквартирном доме реконструкцией этого дома, вопрос спорный, но ответ на него скорее да (является), чем нет (не является). К такому выводу (да, является) приводит анализ федерального и регионального законодательства и ЖК РФ, который не содержит исключений, разрешающих осуществлять реконструкцию многоквартирного дома без получения согласия собственников в случаях, установленных законом (например, в случае принудительной установки приборов учета, предусмотренной ст. 13 Закона об энергосбережении). Таким образом, из жилищного законодательства следует вывод: установка приборов учета в многоквартирном доме может осуществляться только с согласия общего собрания собственников помещений, без исключений, даже после 1 июля 2012 года.

Противоречие между нормой Закона об энергосбережении и нормой ЖК РФ и то, какой норме должен быть отдан приоритет, – это вопрос спорный, но не главный. Коллизию между нормами отраслевого законодательства и жилищного законодательства решает вопрос приоритетов или иерархии федеральных нормативных актов в России и общая судебная практика. Журнал «Энергополис» заинтересовался вопросом, что об этом думают профессиональные участники рынка, компании, чей бизнес и состоит в установке приборов учета тепловой энергии и воды, и каких изменений они ждут с июля этого года.

IV ежегодный семинар дилеров холдинга «Теплоком» – лучшее место, чтобы встретиться с теми, кто на местах каждый день имеет дело не только с буквой закона, но и с его исполнением на практике. В Питер отправился наш корреспондент в поисках ответов на вопросы о региональной специфике исполнения 261-ФЗ.

Михаил Булычев,
генеральный директор ООО «Теплоком-Ярославль», г. Ярославль

–Мы были одними из первых, кто начал заниматься приборами учета в Ярославле. Мы были первыми в городе, кто их тестировал на газе, когда они еще не были сертифицированы. Сегодня кроме непосредственно Ярославля наша компания работает в 6–8 районах области.

Дело в том, что Ярославль – очень осторожный город, город, если угодно, консервативный. Он осторожен ко всему новому: осторожен в политике, культуре, так же осторожен в приборах учета. В чем это выражается? В том, что люди прекрасно понимают, что прибор, как любое сложное техническое устройство, может сломаться, и может так случиться, что ему понадобится ремонт. Кроме того, прибору учета требуются поверки. Сейчас в городе несколько организаций, которые занимаются установкой приборов учета. Хорошо, когда у такой компании есть свой сервисный центр, есть гарантийное и постгарантийное обслуживание. Как это есть у нас. Это явное и понятное преимущество, которое достигается при работе в качестве дилера большой компании. Мы работаем с «Теплокомом» и обеспечиваем для наших заказчиков поставку от производителя, единую информационную базу и единое инструментальное пространство, которое позволяет работать с системами диспетчеризации на верхнем уровне. При всей осторожности ярославцев все-таки можно сказать, что люди уже с охотой идут в нашу сторону.

Для такой ресурсоснабжающей организации, как Яргортеплоэнерго, видны и другие преимущества от работы с нами. После выполненных при нашем участии 12–15 модернизациях котельных в городе удалось значительно сократить численность оперативного персонала. Порядка 200 человек. Это очень серьезно в нашем секторе, и это напрямую сказалось на снижении себестоимости для нашего заказчика. Снижение себестоимости в коммуналке – очень важный момент.
Когда я еще работал в Яргортепло-энерго, мы делали анализ, который показал, что 20–40% в стоимости гигакалорий – это зарплата оперативного персонала. Источник, как правило, отапливает 2-3 дома. Если на газе мы можем сэкономить только 5–7% за счет эффективного сжигания, за счет температурных режимов, за счет автоматики, то, убирая оперативный персонал с источника тепла, мы можем реально сэкономить до 30% от стоимости гигакалорий. Это очень серьезно, и этим имеет смысл заниматься.

Если говорить о региональной специфике Ярославля, то думаю, что не уйду далеко от истины, если скажу, что проблемы в Ярославле такие же, как и в других регионах, – это дефицит технически грамотных специалистов во власти. Если лет десять тому назад мы в городе начинали готовиться к отопительному сезону в марте-апреле, то в этом году уже лето в разгаре, а никто к зиме еще не готовится. По Ярославлю я, например, не видел ни одной раскопанной теплотрассы. Это достаточно ярко характеризует отношение к коммунальному хозяйству. А тут все очень просто: труба в среднем лежит 10–12 лет. И если мы 10% в год меняем, то у нас через десять лет идет обновление фонда. Кроме этого или на фоне этого есть еще и календарные изменения в связи с исполнением 261-ФЗ. Я имею в виду, что с 1 июля согласно 261-ФЗ теплоснабжающие организации должны самостоятельно ставить общедомовые узлы учета у потребителя. Отсюда увеличивается внимание к вопросам финансового сервиса в части рассрочек платежей. В первую очередь это касается ресурсоснабжающих организаций, тепловых сетей, которые пишут в требования к проекту, например, полную реконструкцию узла. Это не только установка приборов, и, соответственно, это уже совсем другие деньги. Когда мы ставим приборы, комплект нам обходится в 150 тыс. рублей, а когда мы влезаем в узел, это в деньгах уже 350–400 тыс. А с регулированием узла это уже выходит в районе 500 тыс. Это еще без установки теплообменников. И по большому счету реконструкции нужны, как правило, везде: Ярославль – город немолодой.
Дать рассрочку с возвратом платежа на пять лет в сумме 500 тыс. рублей в Ярославле может не каждая банковская структура. До сих пор еще не отработана схема возврата денежных средств. А нам руководство страны в постановлении «О закрытости энергосистем» говорит, что это должны сделать мы. В Ярославле в основном системы открытые. У нас очень мало закрытых систем, мало закрытых источников.

Денис Степанов,
генеральный директор ЗАО «КрасЦИМ», г. Красноярск

–У нас в Красноярске складывается такое впечатление, что все ждут 1 июля, когда по закону ресурсоснабжающая организация должна будет установить приборы учета. Причем ждут не только граждане, но и РСО тоже, что называется, зависли, потому что оказались не готовы к этому и не знают теперь главного для них: как в дальнейшем им вернуть свои деньги. Они прекрасно понимают, что да, они обязаны установить приборы. Они согласны с тем, что сейчас им придется вложить свои деньги. А вот ответа на вопрос, как они их заберут «в течение пяти лет», у них нет, и ни у кого такого ответа нет. Понятно, что взаимодействовать необходимо через управляющие компании, но те, в свою очередь, говорят: «Чтобы поставить в дом узел учета, надо сначала сделать инженерные сети». И тут каждый начинает тянуть одеяло на себя. Все это у нас в Красноярске называется «ищем компромиссы».

Сергей Яковлев,
генеральный директор ООО «Псковинжстрой», г. Псков

–ООО «Псковинжстрой» – едва ли не единственная специализированная организация в регионе, которая занимается проектированием опасных производственных объектов. В применении к теме теплоэнергетики опасные объекты – это котельные, газовые котельные. Наша область пусть не полностью, но газифицирована. Нас называют «котельщики». Второе наше направление – энергоаудит. Мы являемся членом СРО.

Мы потому занялись и энергоаудитом, что у нас как у проектировщиков есть свой теплотехник, свой инженер-электрик и т.д. Когда мы приходим обследовать предприятие, нам видно, правильно ли у людей собрана котельная, завышены или занижены параметры, правильно ли подобраны насосы. Например, только теплотехник сможет понять, правильно ли собрана погодозависимая автоматика, о которой в последнее время все говорят.
Если говорить о специфике региона и основных трудностях с продвижением 261-ФЗ, то это отсутствие финансирования. Мы понимаем, что закон писался исходя из того, что финансирования не будет, но при этом не можем найти ответа на вопрос, откуда государственным предприятиям взять деньги на выполнение норм закона. Школы, детские сады, больницы – они приговорены в связи с трудностями наполнения местного бюджета.

А с другой стороны, если говорить о 261-ФЗ в Пскове и области, то можно сказать, что область у нас прогрессивная. У нас много маленьких городков, в которых по 20–30 домов, где помимо модернизаций и капитальных ремонтов котельных массово идут заказы на установку индивидуальных тепловых пунктов в домах. Здесь как конкурентное преимущество нашей компании срабатывает то, что мы давнишние друзья и партнеры холдинга «Теплоком», с которым плотно работаем уже четыре года, оказывая полный комплекс услуг, вплоть до диспетчеризации. Но не все на это соглашаются. Притом что, казалось бы, нет никакого смысла отказываться от полного сервиса, когда ты все получаешь с одних рук, срабатывает сила привычки и «псковский человеческий фактор».

Просто есть, скажем, баба Зоя, которая больше десяти лет ходит по подвалам и списывает раз в месяц показания с приборов. Она, эта баба Зоя, так и хочет ходить по подвалам. Ей не хочется садиться за компьютер, за которым она будет ломать голову. Ей проще сходить в подвал и списать раз в месяц показания. Мы, со своей стороны, все равно диспетчеризацию закладываем в проект и пишем в спецификацию. Есть программа мониторинга на несколько тепловых узлов, и у нас были проекты, и они были заказаны, но до внедрения не дошло по причине наличия бабы Зои…

Если говорить про светлое завтра и перспективы «Псковинжстроя», я бы назвал, естественно, проектирование, потому что немногие конкуренты работают по северо-западной зоне. А с учетом специфики региона, я думаю, тех, кто проектировал котельные на торфе, единицы. А наш молодой, энергичный губернатор Турчак настойчиво предлагает переходить на этот местный вид топлива несмотря на то, что мы сидим на газопроводе Рига–Валдай.
Область долго искала тех, кто когда-нибудь проектировал котельные на торфе. А мы как-то раз случайно выполняли такую работу для одной организации: делали автономную котельную на торфе. К нам и обратились. Котельная в поселке Крюки мощностью 5 МВт – доминирующая котельная. Там вся технология завязана только на торф: стокерные склады, автоматическая подача, контроль бункера.
Целый поселок, где живет человек 300, тянет одна котельная, которая работает в автоматическом режиме. Там стоят белорусские котлы. Эту котельную мы сдали «под ключ» прошлой осенью. Губернатор активно занимается пропагандой этого опыта и призывает районные власти к строительству таких котельных. И это хорошо, особенно там, где есть месторождения.

Вадим Дзятиев,
индивидуальный предприниматель, г. Владикавказ

–С прошлого года наша компания «Владикавказтеплосервис» взяла теплосети Владикавказа в управление, поскольку предыдущая компания обанкротилась. Мы отработали зиму, а сейчас наступает такой момент, когда нам надо отработать необходимые мероприятия в связи с изменениями по 261-ФЗ

Чем мы будем заниматься? Основная проблема – некая косность мышления у населения. Люди неохотно идут на какие бы то ни было изменения, неохотно принимают новаторские идеи. Отношение к узлу учета у моих земляков скептическое. Дело в том, что до них пока еще не дошло, что индивидуальный учет – благо для их кошелька. На сегодняшний день мы несем большие финансовые потери от того, что в городе стоит только 10% узлов от общего количества МКД. У нас в городе порядка 1300 МКД. Освоено только 150–200 домов. И то узлы в этих домах стоят, но они нам, теплоснабжающей организации, не сданы, и отчисления мы производим по присоединенной нагрузке. Не хотят ТСЖ работать по фактическим данным. Мы в Северной Осетии терпим большие убытки по тем же, наверное, причинам, что и по всей России: все те же открытые краны, людей в квартире прописано меньше, чем фактически проживает и тому подобное. Не новой же является и проблема собираемости платежей. ТСЖ, возможно, и рады поставить у себя в дом узел учета, но они понимают, что как только они его поставят, убытки будут нести они, так как они становятся плательщиком.
Но так или иначе, а работать надо, надо выходить из замкнутого круга исполнения 261-ФЗ. Ни люди не хотят, нм ТСЖ не хотят ставить узлы, а мы обязаны работать и исполнять закон. Мы поставим узлы, возьмем их на обслуживание, а там как бог даст. Такая специфика региона, когда ты, работая с юрлицом, все равно имеешь дело с человеком. Здесь ничего не просчитаешь. По нашим планам и расчетам мы сегодня понимаем, что завтра нам будет тяжелее, чем сегодня.

Александр Степанов,
заместитель директора ООО «ТеплоЭнергоМонтажПрибор», г. Салават

–С 2000 года наше предприятие работает под маркой ООО «ТЭМП» («ТеплоЭнергоМонтажПрибор»). А вообще мы на этом рынке с 1994 года и с 1996 года сотрудничаем с Холдингом «Теплоком».

Мы начинали как проектная и монтажная организация по узлам учета тепловой энергии. Со временем разрослись, и сегодня мы делаем практически все инженерные сети, как наружные, так и внутренние. Конечно, мы также продолжаем устанавливать приборы учета тепловой энергии.
Я считаю, что 261-ФЗ – это своевременный закон, который дал рынку определенный импульс, дал толчок и направление развития, четко сформулировав для участников рынка рамки и сроки.
Если вспомнить предысторию вопроса, то можно сказать, что коммерческие предприятия еще до выхода этого закона в большинстве своем задумывались о том, как можно экономить. Понятно, что для того, чтобы сэкономить, сначала надо было посчитать, что они тратят, за что они платят, и посчитать это было желательно правильно. Первые приборы учета коммерсанты начали устанавливать уже достаточно давно: на момент выхода закона у нас в Салавате около 80% предприятий было оприборено.
Что дал 261-ФЗ? 261-ФЗ больше подтолкнул бюджетную сферу и сферу жилищного хозяйства. Активно начали проводить анализ и увидели истинное положение дел: завышенные или заниженные договора теплоснабжения и электроснабжения. Вскрылось ужасное состояние ограждающих конструкций, то есть того, что должно аккумулировать тепло.

И говорят, что, когда денег нет, когда их не хватает, если уж не все сводится к деньгам, то очень многое упирается в этот вопрос. На сегодняшний день могу сказать, что как бы там ни было, но для бюджетной сферы деньги были найдены. И бюджетная сфера в Салавате в части 261-ФЗ сделана практически на 100%: объекты здравоохранения, образовательные объекты, объекты культурного назначения. Могу это говорить потому, что наша компания в городе занимает достаточно большой процент доли рынка по тем же приборам учета и именно мы в свое время готовили сметную документацию, технические задания и технические условия по проектам в бюджетной сфере. Другими словами, мы помогали администрации. Не факт, что именно мы потом выиграли конкурсы и контракты, но мы обследовали практически все объекты, связанные с этими проектами.
Если взять сферу ЖКХ в Салавате, то есть у нас, на мой взгляд, такая интересна региональная специфика. Как ни странно, маленькие и средние управляющие компании в нашем городе проводят работу с населением и находят деньги на установку узлов учета и тепловые пункты с автоматическим регулированием. А крупные управляющие компании ждут. Я могу сказать, что на сегодняшний день 60% многоквартирных жилых домов не охвачено.
Чего ждут крупные УК? Как я понимаю, в законе есть «продолжение истории»: если приборы не установили, то ресурсоснабжающим организациям дается право проводить эту процедуру самостоятельно. Как это будет работать, я не знаю. Сейчас у меня есть большие опасения по этому поводу, так как я знаю специфику наших ресурсоснабжающих организаций. И все знают, как трудно собирать деньги с жильцов. Механизм установки приборов учета ресурсоснабжающими организациями мне как руководителю компании, установившей в городе большинство из них, непонятен. Как это реально будет работать? В любом случае плательщиком остается жилец, с которого денег получить сложно даже на установку осветительных приборов, реагирующих на движение, что значительно дешевле нашей темы.
Но в любом случае порядок наводится. Если я еще десять лет назад, обследуя жилищный объект, мог видеть текущие трубы, то сейчас, с установкой приборов учета, порядка в этом плане стало гораздо больше. Управляющие компании, где стоят приборы учета, следят за состоянием своих инженерных сетей.
Если сказать о задачах, которыми мы занимаемся сегодня с перспективой на будущее, рассчитывая на естественное развитие вопросов повышения энергоэффективности и энергосбережения на всех уровнях, – это внедрение технологий, которые могли бы экономить энергоресурсы. И мы этим занимаемся активно. Наш подход к любому объекту: мы никогда не ставим «просто теплосчетчик», но мы всегда, хотя бы минимально, обследуем объект и всегда, если видим какие-то резервы и ресурсы, недочеты и слабые места, даем клиенту совет, что он еще может улучшить. Зачастую мы приходим на объект, где платят за тепло, но там холодно. Тогда мы обследуем объект и решаем эти проблемы. Исходя из предназначения здания подсказываем, где и что клиент может еще сэкономить. Мы активно ставим индивидуальные тепловые пункты, системы автоматики с погодным регулированием. Мы советуемся, предлагаем, внедряем и будем этим заниматься дальше.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости