Умный учтет. Настоящее и будущее интеллектуального учета энергоресурсов - «Новости - Энергетики»
– Сильвиян Иванович, какие организации являются ключевыми в определении приоритетов по энергосбережению и энергоэффективности и какие задачи они решают? – Ключевыми организациями являются Министерство энергетики и, в частности, ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА), подведомственное
– Сильвиян Иванович, какие организации являются ключевыми в определении приоритетов по энергосбережению и энергоэффективности и какие задачи они решают?
– Ключевыми организациями являются Министерство энергетики и, в частности, ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА), подведомственное Минэнерго, Министерство экономического развития, а также созданные в регионах центры энергоэффективности и другие государственные организации.
Оба министерства являются органами исполнительной власти, вырабатывают и реализуют государственную политику, включая программы по повышению энергетической эффективности страны. Задача РЭА также состоит в реализации Закона «Об энергосбережении» и государственных мероприятий по энергоэффективности и, кроме того, определении наиболее энергоэффективных технологий, способных дать максимальный результат в кратчайшие сроки. Поскольку тематика энергосбережения достаточно широка, то на РЭА возложена в том числе и задача по формированию технологических платформ – банка инновационных технологий, одной из которых станет интеллектуальная система учета энергоресурсов smart metering.
Задачей центров энергоэффективности, созданных в разных городах России, является разработка программ повышения эффективности энерго-
снабжения, планирование и последующий контроль выполнения энергосберегающих мероприятий в регионах.
Важная роль во внедрении энергоэффективных технологий принадлежит сетевым компаниям ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и городским электросетевым компаниям в регионах, которые, как правило, выступают сейчас непосредственными заказчиками создания систем smart metering.
– Какие противоречия, требующие безотлагательного решения, существуют сегодня в законодательстве?
– По большому счету, недостаточное финансирование внедрения энергоэффективных технологий связано именно с противоречиями в законодательстве. Например, согласно Жилищному кодексу РФ счетчик принадлежит потребителю и он вправе самостоятельно выбрать и заменить старый прибор учета на новый. Однако нет никакой гарантии, что этот прибор со своими техническими характеристиками сможет быть интегрирован в единую интеллектуальную систему smart metering. В свою очередь, против сетевой компании, предлагающей потребителю оснастить дом передовой технологией, может быть возбуждено дело Федеральной антимонопольной службой о нарушении законодательства в своей компетенции, поскольку единых требований к приборам учета пока не выработано.
Возникает и ряд других вопросов, требующих законодательного регулирования. На ком все-таки лежит ответственность замены старых электросчетчиков и включения их в единую систему?
Не стоит забывать о некоторых пробелах в законодательстве в отношении энергосервисных контрактов на внедрение энергосберегающих технологий. Инвесторы натолкнулись на отсутствие в некоторых случаях инструмента, который бы фиксировал эффект от установки энергосберегающего оборудования и вел бы постоянный мониторинг потребления. Каким образом инвестору – энергосервисной компании, взявшей кредит в банке, – понять, что явилось настоящей причиной снижения потребления: отключение электроэнергии или установка энергоэффективных технологий, например энергосберегающих ламп? Кроме того, достоверную информацию можно получить только с использованием интеллектуальной системы учета, что никак не отражено в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении».
И это лишь малая часть вопросов, которые до сих пор не отрегулированы.
– Какие меры принимаются на государственном уровне, чтобы решить возникшие проблемы?
– 17 марта на заседании президиума Правительства РФ была утверждена программа развития систем учета электроэнергии на основе интеллектуальных приборов по электросетевым организациям. Она должна быть реализована до 2020 года. Первый этап – «Модернизация» – предполагает тестирование технологий в ходе реализации пилотных проектов и формирование федеральной концепции, целевой модели интеллектуального учета. В течение 2011 года должны быть определены механизмы финансирования, сформировано партнерство интеграторов и производителей. На втором этапе будут введены в действие изменения нормативной базы, утверждены технические решения, сформированы операторы учета в пилотных проектах, локализовано производство современных приборов учета в России. Тиражирование технического решения в сфере интеллектуального учета будет проходить в течение 2016–2020 годов, когда будет установлено более 50 млн. приборов учета.
– На ваш взгляд, какой путь усовершенствования системы расчетов можно предложить российским участникам рынка электроэнергии?
– Сегодня единые расчетные центры в том виде, в каком они существуют, начинают себя изживать в ряде регионов. Возможно, правильным и закономерным было бы решение о создании операторов коммерческого учета энергоресурсов на базе расчетных центров, со своими подразделениями в каждом городе. Такая организация явилась бы гарантом предоставления достоверных данных всем участникам рынка. Для появления операторов коммерческого учета, вероятно, необходимо предусмотреть составляющую в тарифе. Государственное участие и поддержка Российского энергетического агентства, а также Федеральной службы по тарифам в этом случае были бы целесообразны. Считаю, что реально такие организации могут появиться в 2012 году.
– Много ли проектов по созданию интеллектуальных систем учета smart metering осуществляется в стране?
– Сегодня ведется ряд пилотных проектов по созданию интеллектуальных систем учета, которые курируются Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте РФ. Наиболее важным из них является пилотный проект в Перми, реализуемый ОАО «Холдинг МРСК» в рамках федеральной программы «Считай, экономь, плати». Его цель – выявить все противоречия в законодательстве, выработать единые технические требования к системам учета. По итогам проекта Холдингом МРСК будут отобраны наиболее эффективные технологии, которые станут тиражироваться затем по всей стране.
Инженерный центр «ЭНЕРГО-
АУДИТКОНТРОЛЬ» – одна из пяти компаний-интеграторов, которые прошли несколько этапов конкурсного отбора и в марте этого года приступили к реализации своей части работ в Перми. Это достаточно ответственно и почетно. Нашей компанией разработана и будет внедрена уникальная технология учета электроэнергии «под ключ». В данной технологической платформе используется программный комплекс RDM (Resourse Data Manager), разработанный специалистами Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ». Это первая российская и одна из немногих в мире систем, которая адаптирована для работы с большим количеством точек учета – до 1 млн. и более. Преимуществом RDM является то, что архитектура данного программного обеспечения открыта для других систем и приборов учета, что очень важно при комплексном учете энергоресурсов.
На этой технологии нашей компанией сегодня реализовано достаточно много успешных и масштабных проектов в сфере smart metering. Самый крупный – проект на розничном рынке электроэнергии для объектов ОАО «РЖД», осуществляемый на территории 75 субъектов РФ. Всего 240 000 точек учета, из них установлено в систему уже более 200 000. Эффективно и без сбоев работает центр сбора данных, охватывающий несколько десятков серверов.
Особо хочу упомянуть о проекте Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» в Чувашской Республике, благодаря которому столица Чувашии г. Чебоксары сегодня находится в шаге от того, чтобы стать интеллектуальным городом в сфере учета электроэнергии. Во всем городе установлены приборы учета у юридических лиц и муниципальных потребителей, концентраторы данных, способные принимать до 1 024 счетчиков каждый, и все это сведено в единую систему учета. В секторе бытового потребителя достаточно поставить счетчики, которые автоматизированно будут включены в систему smart metering. Чебоксары – это показательный пример консолидации усилий со стороны городской администрации, сетевой и сбытовой компаний – ООО «Коммунальные технологии» и ОАО «Чувашская энергосбытовая компания».
– Как вы считаете, применим ли опыт Европы и Америки в создании передовых систем учета к российской энергетике?
– Очевидно, что внедрение интеллектуальных систем в Европе и Америке проходит активнее, чем в России. В конце 2008 года в Западной Европе насчитывалось 39 млн. приборов smart meter, и, исходя из прогнозов экспертов, к 2014 году их число вырастет вдвое. Некоторые механизмы государственного регулирования и поддержки, осуществленные на Западе, вполне могут быть применимы и в нашей стране. В Италии беспроцентный кредит, выданный государством на создание интеллектуальной системы учета электроэнергии по всей стране, окупился в течение пяти лет и способствовал значительному повышению энергоэффективности государства. В США, например, частично соинвестором внедрения энергоэффективных систем выступает государство. В прошлом году там были выделены целевые гранты более чем 20 сетевым компаниям. Самые крупные – порядка 200 млн. долларов каждый – получили девять компаний на создание такого рода систем. Сегодня поддержка президентом Д. Медведевым инновационных технологий, и, в частности, технологии smart metering, дает все основания надеяться, что этот опыт будет учтен и государство сделает все возможное для повышения энергоэффективности России.
Беседовала Татьяна Назаренко
– Ключевыми организациями являются Министерство энергетики и, в частности, ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА), подведомственное Минэнерго, Министерство экономического развития, а также созданные в регионах центры энергоэффективности и другие государственные организации.
Оба министерства являются органами исполнительной власти, вырабатывают и реализуют государственную политику, включая программы по повышению энергетической эффективности страны. Задача РЭА также состоит в реализации Закона «Об энергосбережении» и государственных мероприятий по энергоэффективности и, кроме того, определении наиболее энергоэффективных технологий, способных дать максимальный результат в кратчайшие сроки. Поскольку тематика энергосбережения достаточно широка, то на РЭА возложена в том числе и задача по формированию технологических платформ – банка инновационных технологий, одной из которых станет интеллектуальная система учета энергоресурсов smart metering.
Задачей центров энергоэффективности, созданных в разных городах России, является разработка программ повышения эффективности энерго-
снабжения, планирование и последующий контроль выполнения энергосберегающих мероприятий в регионах.
Важная роль во внедрении энергоэффективных технологий принадлежит сетевым компаниям ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и городским электросетевым компаниям в регионах, которые, как правило, выступают сейчас непосредственными заказчиками создания систем smart metering.
– Какие противоречия, требующие безотлагательного решения, существуют сегодня в законодательстве?
– По большому счету, недостаточное финансирование внедрения энергоэффективных технологий связано именно с противоречиями в законодательстве. Например, согласно Жилищному кодексу РФ счетчик принадлежит потребителю и он вправе самостоятельно выбрать и заменить старый прибор учета на новый. Однако нет никакой гарантии, что этот прибор со своими техническими характеристиками сможет быть интегрирован в единую интеллектуальную систему smart metering. В свою очередь, против сетевой компании, предлагающей потребителю оснастить дом передовой технологией, может быть возбуждено дело Федеральной антимонопольной службой о нарушении законодательства в своей компетенции, поскольку единых требований к приборам учета пока не выработано.
Возникает и ряд других вопросов, требующих законодательного регулирования. На ком все-таки лежит ответственность замены старых электросчетчиков и включения их в единую систему?
Не стоит забывать о некоторых пробелах в законодательстве в отношении энергосервисных контрактов на внедрение энергосберегающих технологий. Инвесторы натолкнулись на отсутствие в некоторых случаях инструмента, который бы фиксировал эффект от установки энергосберегающего оборудования и вел бы постоянный мониторинг потребления. Каким образом инвестору – энергосервисной компании, взявшей кредит в банке, – понять, что явилось настоящей причиной снижения потребления: отключение электроэнергии или установка энергоэффективных технологий, например энергосберегающих ламп? Кроме того, достоверную информацию можно получить только с использованием интеллектуальной системы учета, что никак не отражено в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении».
И это лишь малая часть вопросов, которые до сих пор не отрегулированы.
– Какие меры принимаются на государственном уровне, чтобы решить возникшие проблемы?
– 17 марта на заседании президиума Правительства РФ была утверждена программа развития систем учета электроэнергии на основе интеллектуальных приборов по электросетевым организациям. Она должна быть реализована до 2020 года. Первый этап – «Модернизация» – предполагает тестирование технологий в ходе реализации пилотных проектов и формирование федеральной концепции, целевой модели интеллектуального учета. В течение 2011 года должны быть определены механизмы финансирования, сформировано партнерство интеграторов и производителей. На втором этапе будут введены в действие изменения нормативной базы, утверждены технические решения, сформированы операторы учета в пилотных проектах, локализовано производство современных приборов учета в России. Тиражирование технического решения в сфере интеллектуального учета будет проходить в течение 2016–2020 годов, когда будет установлено более 50 млн. приборов учета.
– На ваш взгляд, какой путь усовершенствования системы расчетов можно предложить российским участникам рынка электроэнергии?
– Сегодня единые расчетные центры в том виде, в каком они существуют, начинают себя изживать в ряде регионов. Возможно, правильным и закономерным было бы решение о создании операторов коммерческого учета энергоресурсов на базе расчетных центров, со своими подразделениями в каждом городе. Такая организация явилась бы гарантом предоставления достоверных данных всем участникам рынка. Для появления операторов коммерческого учета, вероятно, необходимо предусмотреть составляющую в тарифе. Государственное участие и поддержка Российского энергетического агентства, а также Федеральной службы по тарифам в этом случае были бы целесообразны. Считаю, что реально такие организации могут появиться в 2012 году.
– Много ли проектов по созданию интеллектуальных систем учета smart metering осуществляется в стране?
– Сегодня ведется ряд пилотных проектов по созданию интеллектуальных систем учета, которые курируются Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте РФ. Наиболее важным из них является пилотный проект в Перми, реализуемый ОАО «Холдинг МРСК» в рамках федеральной программы «Считай, экономь, плати». Его цель – выявить все противоречия в законодательстве, выработать единые технические требования к системам учета. По итогам проекта Холдингом МРСК будут отобраны наиболее эффективные технологии, которые станут тиражироваться затем по всей стране.
Инженерный центр «ЭНЕРГО-
АУДИТКОНТРОЛЬ» – одна из пяти компаний-интеграторов, которые прошли несколько этапов конкурсного отбора и в марте этого года приступили к реализации своей части работ в Перми. Это достаточно ответственно и почетно. Нашей компанией разработана и будет внедрена уникальная технология учета электроэнергии «под ключ». В данной технологической платформе используется программный комплекс RDM (Resourse Data Manager), разработанный специалистами Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ». Это первая российская и одна из немногих в мире систем, которая адаптирована для работы с большим количеством точек учета – до 1 млн. и более. Преимуществом RDM является то, что архитектура данного программного обеспечения открыта для других систем и приборов учета, что очень важно при комплексном учете энергоресурсов.
На этой технологии нашей компанией сегодня реализовано достаточно много успешных и масштабных проектов в сфере smart metering. Самый крупный – проект на розничном рынке электроэнергии для объектов ОАО «РЖД», осуществляемый на территории 75 субъектов РФ. Всего 240 000 точек учета, из них установлено в систему уже более 200 000. Эффективно и без сбоев работает центр сбора данных, охватывающий несколько десятков серверов.
Особо хочу упомянуть о проекте Инженерного центра «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» в Чувашской Республике, благодаря которому столица Чувашии г. Чебоксары сегодня находится в шаге от того, чтобы стать интеллектуальным городом в сфере учета электроэнергии. Во всем городе установлены приборы учета у юридических лиц и муниципальных потребителей, концентраторы данных, способные принимать до 1 024 счетчиков каждый, и все это сведено в единую систему учета. В секторе бытового потребителя достаточно поставить счетчики, которые автоматизированно будут включены в систему smart metering. Чебоксары – это показательный пример консолидации усилий со стороны городской администрации, сетевой и сбытовой компаний – ООО «Коммунальные технологии» и ОАО «Чувашская энергосбытовая компания».
– Как вы считаете, применим ли опыт Европы и Америки в создании передовых систем учета к российской энергетике?
– Очевидно, что внедрение интеллектуальных систем в Европе и Америке проходит активнее, чем в России. В конце 2008 года в Западной Европе насчитывалось 39 млн. приборов smart meter, и, исходя из прогнозов экспертов, к 2014 году их число вырастет вдвое. Некоторые механизмы государственного регулирования и поддержки, осуществленные на Западе, вполне могут быть применимы и в нашей стране. В Италии беспроцентный кредит, выданный государством на создание интеллектуальной системы учета электроэнергии по всей стране, окупился в течение пяти лет и способствовал значительному повышению энергоэффективности государства. В США, например, частично соинвестором внедрения энергоэффективных систем выступает государство. В прошлом году там были выделены целевые гранты более чем 20 сетевым компаниям. Самые крупные – порядка 200 млн. долларов каждый – получили девять компаний на создание такого рода систем. Сегодня поддержка президентом Д. Медведевым инновационных технологий, и, в частности, технологии smart metering, дает все основания надеяться, что этот опыт будет учтен и государство сделает все возможное для повышения энергоэффективности России.
Беседовала Татьяна Назаренко
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"