Ростелеком: Чьи на самом деле акции? . - «Финансы»
«Ростелеком» и Константин Малофеев переживают на сегодняшний день не лучшие времена – проверки, обыски, допросы.
Самое время попытаться определить, кому же на самом деле принадлежит 10.5% акций оператора, ведь Малофеев (по его словам) не имеет к ним никакого отношения. По разбирательствам лондонского Высокого суда, который занимался исковой тяжбой Малофеева и ВТБ, стало понятно, что акции, которые якобы принадлежат бизнесмену, находятся под контролем компании Universal Telecom Investment Strategies Fund SPC, а Газпромбанк в свою очередь управляет и фондом и самой компанией. Малофееву же достались не голосующие акции фонда, то есть «Маршал Капитал» владеет паями в своеобразном паевом фонде, руководителем которого является Газпромбанк. « Маршал Капитал» не имеет никакого права продавать пакет либо же голосовать им. Это утверждает и менеджер банка, и тут же добавляет, что «Маршал» конечно может погасить свои паи, но это автоматически повлечет продажу пакета, правда, после соглашения всех сторон. По документам того же суда стало понятно, что акции компании «Ростелеком» являются залогом в сделках репо с Газпромбанком.
Все стороны данной сделки утверждают, что Газпромбанк получил весь пакет. Его размер не уточняется. Газпромбанк не впервые проявил свое внимание к «Ростелеком». Покупка акций госкомпании уже не первая. Еще в не таком далеком 2006 году Минэкономразвития предложил соединить все дочернее предприятия «Связьинвеста» в один пакет акций. В ходе реформы акции тогда еще маленького «Ростелекома» стал скупать банк « КИТ финанс» и в 2007 году на своем счету он уже имел 40% простых акций и 6% привилегированных. Также он интересовался блокирующим пакетом акций «Связьинвеста» Тогда особо никто не скрывал, что Юрий Ковальчук (ЗАО « Лидер») скупает акции для приватизации «Связьинвеста». Дмитрий Тушунов (в 2006 году занимал должность главного экономиста компании) на тот момент утверждал, что она должна была пройти в ближайшее время. В 2007 году реформу связи отложили, а в 2008 году уже было не до нее – пришел кризис. И одним из его ускорителей стали акции «Ростелекома». КИТ был на грани банкротства. Газпромбанк стал одним из тех, кто протянул руку помощи. Весной уровень задолженности КИТ Газпромбанку вырос до 92 млрд. рублей.
И в этот же период, готовясь к годовому собранию акционеров «Ростелекома» выяснилось, что Газпромбанк обзавелся 25% простых акций госкомпании. Вторая скупка акций «Ростелекома» оказалась более удачной. Ее инициатором стал Малофеев. Теперь реформа состоялась, причем под его чутким руководством. Он сам вошел в совет директоров «Ростелекома», а его соратники из фонда заняли ключевые посты. Занявшись реформой, Малофеев начал организовывать и скупку акций «Ростелекома». К нему в помощь подключился Газпромбанк.: он кредитовал Малофеева и тут же сам скупал акции. Таким образом, Газпромбанк собрал около 7 % акций уже нынешнего «Ростелекома» под видом МРК-акций. В 2010 году эти же акции выкупил фонд «Маршал Капитал». Еще 3.5% Малофеев приобрел у Евгения Юрченка (бывший гендиректор «Связьинвеста) годом позднее. Итого -10.5%. И сегодня понятно, что Малофеев проявляет к акциям чисто экономический интерес. Несколько человек, приближенных к «Связьинвесту» и «Ростелекому», утверждают, что акции собранные Газпромбанком, якобы принадлежат Сергею Иванову, который на данный момент возглавляет «Согаз».
Относительно того, кому это выгодно, существует пару версий. Первая – родственная, но менее вероятная. Вторая – служебная. Знакомый Малофеева говорит, что данный пакет акций «Ростелекома» предназначен для Ковальчука, совладельца «Согаза» и Газпромбанка. Сам же Ковальчук отрицает свое отношение к акциям «Ростелекома». Существует мнение, что Малофеев специально создал иллюзию, что за ним якобы кто-то стоит, и на самом деле он вполне самостоятельный игрок. И все это для того, чтобы его персону воспринимали серьезней. Но кто же атакует «Ростелеком» и Малофеева? В 2011 году банк ВТБ подал иск в суд на «Маршал Капитал» с просьбой вернуть $225 млн., которые еще в 2007 году были выданы в кредит для покупки молочных заводов. По словам ВТБ, и покупатель, и продавец имели отношение к фонду Малофеева. ВТБ пробовал взыскать деньги с «Маршала» через суды в Лондоне, но те решили, что данное дело не попадает в поле их юридических возможностей. Малофеев кормил ВТБ обещаниями расплатиться, но вскоре такое отношение надоело руководству банка. Было возбуждено уголовное дело. Малофеев в свою очередь называет все происходящее вокруг него спланированной атакой против него и против «Ростелекома». Но какое отношение имеет оператор связи к молочным заводам и кредитам госбанков?
Также Малофеев утверждает, контроль над его инфраструктурой пытаются захватить бенефициары таких операторов как «Скартел» и «Мегафон»- Сергей Адоньев и Алишер Усманов. Иначе говоря, они хотят добиться более дешевого доступа к инфраструктуре. Весной 2012 года Малофеев даже пытался договориться с ними, но сделка так и не состоялась. Иван Стрешинский поговаривает, что причиной этого стало невыполнение Малофеевым ключевых условий договора. Помимо этого, по его словам, Усманов не имеет никакого отношения к проблемам Малофеева. Источник, приближенный к руководству банка ВТБ, тоже это подтверждает: Усманов и ВТБ действуют отдельно друг от друга. По мнению всех перечисленных сторон Малофеев сам виноват в происходящем.