Суд над Навальным по делу о клевете на ветерана. Онлайн - «Политика» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » В мире » Суд над Навальным по делу о клевете на ветерана. Онлайн - «Политика»
Суд над Навальным по делу о клевете на ветерана. Онлайн - «Политика»
Бабушкинский районный суд Москвы рассматривает дело против Алексея Навального по обвинению в клевете на участника Великой Отечественной Игната Артеменко, который снялся в агитационном ролике RT за поправки к Конституции. Это второе заседание, первое прошло 5 февраля, тогда Артеменко принимал

Бабушкинский районный суд Москвы рассматривает дело против Алексея Навального по обвинению в клевете на участника Великой Отечественной Игната Артеменко, который снялся в агитационном ролике RT за поправки к Конституции. Это второе заседание, первое прошло 5 февраля, тогда Артеменко принимал участие по видеосвязи. Сегодня вместо него на суде выступает внук Игорь Колесников. На прошлом заседании судья объявила перерыв, когда Навальный уличил свидетелей в неточности показаний и спросил у внука ветерана, кто написал на него заявление. The Insider ведет онлайн-трансляцию из здания суда.

Судебное заседание перенесено на 16 февраля 10:00.

20:42

Прокурор спрашивает, можно ли относить все эпитеты «холуи и предатели» ко всем участникам ролика.

Навальный: Это обобщение. Я считаю холуями и предателями всех, кто так или иначе имел отношение к кампании.

Начинается перепалка. Прокурор предлагает Навальному взять статью 51 Конституции (не свидетельствовать против себя).

Навальный: Я не хочу брать 51 статью. Это отказ от показаний, а я хочу дать показания.

Прокурор: Если вы не хотите отвечать на мои вопросы, можете использовать свое право.

Навальный: Я хочу. Меня в школе учили отвечать целиком и полностью.

Прокурор: Значит, эти утверждения касаются всех?

Навальный: Мои оценочные суждения касаются всех людей, кто участвовал в этой кампании.

Прокурор спрашивает, понимал ли он, что его комментарий увидят много людей.

Навальный: Я очень на это рассчитывал.

Прокурор: Имелись ли у вас достоверные сведения о продажности [героев ролика] и прочее?

Навальный: Это были оценочные суждения. «Вы дураки, негодяи» - это оценочные суждения.

Прокурор: Оскорбление ветерана — это случайность или последовательная позиция вас и ваших сторонников? Это последовательная позиция по дискриминации победы в Великой Отечественной войне?

Навальный: Я думаю, что это вы намерено оскорбляете ветерана (устроив этот суд). Ветераны войны должны получать пенсию не меньше, чем офицеры вермахта, а вот Путин считает, что ветераны войны должны быть нищими.

Навальный говорит, что если кто и оскорбляет и обворовывает ветеранов, так это «банда, которая засела в Кремле».

Прокурор спрашивает, почему Навальный не извинился.

Навальный: Вот причина, по которой я очень сильно возмущен. До публикации фотографии Артеменко везде был его мерзкий внучок, как он едет в кабриолете по Москве. И этот внук хочет получить хоть что-нибудь и быть полезным. Он очень хотел услужить. Это вовсе не Артеменко, а его внучок везде вылез и начал кричать. И я с самого начала понимал, что есть несчастный дедушка и есть его внук, который хочет еще на один кабриолет заработать.

Прокурор вспоминает, что Навальный раньше участвовал в Русских Маршах, а глава штаба в Волгограде облил зеленкой памятник войны.

Навальный: Прокурор специально задает странные вопросы.

Прокурор продолжает и говорит, что сторонники Навального выложили на сайте «Бессмертного полка» Гитлера и других нацистов.

Навальный и прокурор начинают одновременно кричать.

Навальный: Ну, давайте ваши острые вопросы.

Прокурор: Ваши сторонники комментировали смерть Ланового, назвав его холуем. Вы одобряете такие вопросы?

Навальный: Когда умер Лановой, я находился в тюрьме. Прокурор выдумал какую-то чудовищную ложь. Она просто придумала это все. Каждый человек должен понимать, насколько прокурор просто бессовестно врет. Просто взяла и придумала ахинею.

Прокурор: Вы преднамеренно занимаетесь разрушением исторической памяти нашего народа?

Навальный: Вот есть такая мелочь, как пенсия пенсионеров. Вы ее разворовываете, а потом рассуждаете об историческом наследии.

Прокурор: Вы намеренно оскорбили ветерана и высказали клевету, что он является предателем и позором страны?

Навальный: А вы вступили в прокуратуру намеренно, узнав, что уже бывший генпрокурор Чайка делает бизнес вместе с Цапками?

Прокурор спрашивает Навального, кто на его иждивении и какие у него остались заболевания.

Навальный: Острая нелюбовь к Бабушкинскому суду является таким заболеванием?

20:27

Прокурор спрашивает, есть ли у Навального страницы в соцсетях.

Прокурор: Когда вы видели патриотический ролик?

Навальный: Почему вы называете ролик «патриотическим»? Что вы в нем видите патриотического?

Прокурор: Вы обратили внимание, что участниками ролика были разные по полу, профессии люди?

Навальный: Чтобы продвигать эту кампанию, используют пенсионеров, детей.

Прокурор перебивает и снова задает вопрос: Обратили ли вы внимание, что участниками ролика были разные люди?

Навальный: Я ответил уже три раза.

Прокурор: Насколько вы внимательно рассмотрели этих людей?

Навальный: Я увидел Артемия Лебедева и подумал: „О, и этот тут участвует!”. А потом увидел Охлобыстина — даже закрыл лицо руками.

Прокурор: Вы обратили внимание на присутствие в ролике Ланового и Артеменко?

Навальный: Уж точно я не обратил внимания на Артеменко. Ветеран войны, безусловно, пожилой человек. Я знаю, как это работает, когда собирают нищих стариков.

Прокурор: Где и когда вы опубликовали этот комментарий?

Навальный: Я опубликовал в телеграме, твиттере, даже в фейсбуке.

Прокурор: А можете пояснить, в связи с чем тексты разные?

Навальный: Я от вас первый раз слышу, что тексты разные. (пояснение: в каком-то из твитов разный набор слов)

Прокурор: Испытываете ли вы личную неприязнь к кому-то из участников ролика?

Навальный: Что вы имеете в виду под «личной неприязнью»?

Прокурор: Может быть, кого-то ненавидите?

Навальный: Может быть, как холуев, но я их лично не знаю, кроме Артемия Лебедева.

20:19

Речь Навального: Все очень просто. У меня есть крайне негативное отношение к тем, кто участвовал в компании о поправках к Конституции. Они были затеяны для того, чтобы люди, которые сидят у власти 20 лет, решили остаться навечно. Я отношусь к ним очень плохо. Но у нас процесс о клевете, и это предполагает, что должны быть сведения, которые я распространил про какое-то лицо. Я знать не знал ни про какого Артеменко. Даже эксперт от следствия тут признал, что это были оценочные суждения. Но я отношусь очень плохо ко всем тем, кто участвует в компании по оставлении у власти этих людей. Я ругаю их последними словами и считаю, что я прав, но клеветы тут нет. Реально взяли ветерана, как куклу, и включили его на три минуты, потом выключили, вызвали к нему скорую. Потом заявление какое-то написали. Подписи все поддельные. Мне кажется, все увидели на практике, что процесс этот — фикция. Ваш эксперт вышел и сказал, что было оценочное суждение.

20:12

Судья вернулась и огласила решение отказать в ходатайстве о проведении почерковедческой экспертизы.

20:09

Судья ушла в совещательную комнату.

19:33

Навальный: Ваша честь, вы хотите просто взглянуть глазами? Подписи разные.

Адвокат Михайлова просит суд обозреть документы, провести экспертизу в экспертном центре Минюста и поставить вопрос — одним ли человеком выполнены подписи на документах.

19:31

Судья вернулась в зал судебного заседания. Она спрашивает, желает ли подсудимый дать показания.

Навальный: Я желаю заявить ходатайства. Я смотрел материалы дела и увидел, что Артеменко расписывается по-разному на каждой бумаге. За него расписываются другие люди, даже мне очевидно, что это другой человек. Я требую почерковедческой экспертизы.

Судья: У вас письменное ходатайство? Сейчас стадия допроса.

Адвокат Кобзев: Я поддерживаю ходатайство.

Прокурор: Прошу оставить без удовлетворения, доводы Навального носят оценочный характер.

19:25

В перерыве адвокаты договариваются с Навальным, когда они смогут прийти к нему в СИЗО. Сообщают, что апелляция на решение Симоновского суда заменить оппозиционеру условный срок на реальный будет 20 февраля.

19:21

Прокурор: А можно ли проверить, является ли предателем герой Великой Отечественной войны, если на ролике стоит человек в военной форме и его грудь увешана медалями? Когда комментируют, что он предатель, это относится к нему?

Эксперт: Это относится ко всем лицам.

Объявляется пятиминутный перерыв.

19:12

Прокурор: Можете ли рассказать адвокатам, мне, суду, что такое честь и достоинство?

Эксперт: Надо посмотреть интерпретации в соответствующих словарях.

19:09

Прокурор спрашивает, разъяснялись ли эксперту права и оплачивались ли его услуги. Баранов отвечает, что права не разъяснялись, но он много раз проводил экспертизы, а услуги, «конечно, оплачивались». Весь же пакет материалов для исследований ему был предоставлен.

19:02

Баранов: Далее - слово "холуй". В академическом словаре есть значение - уничижительное название слуги лакея. Но есть переносное значение - раболепство. Когда говорит: "люди без совести", совесть - это чувство нравственной ответственности перед самим собой. Но это оценка одного человека или группы лиц, тех кто не имеют чувства нравственной ответственности?

Навальный: Спасибо большое, вы так хорошо все рассказали. Но я хотел бы конкретизировать такую вещь: мы на процессе о клевете, но каким-то образом представители обвинения обнаружили в моем твите сообщение о фактах о гражданине Артеменко, которые я сообщил умышленно.

Баранов: Я бы не назвал это утверждениями. Это оценки и мы не можем их проверить на соответствие действительности. Я утверждений тут не вижу. Тут нет ни одной фразы, которые можно проверить на соответствие действительности.

18:52

Баранов: Смотрим первый фрагмент, где использовано слово предатель - лица, которые выступали в этом ролике. Как-то странно было бы полагать, что каждый из них является изменником родины. Да и контекст нам говорит, что не может быть двоемыслия. Здесь очевидно переносное значение. Это использовано именно в смысле - слово "предатель" - человек, нарушивший верность общественным идеалам и нарушивший интересы общества. Это просто выражение отношения к лицам, пропагандирующим изменение Конституции.

18:48

Например, в словаре Пушкина слово "предатель" можно сказать в отношении человека, изменившего в любви.

18:47

Михайлова: Вы сейчас дали подписку суду, подтверждаете ли вы заключение, которое дали по данному делу? 

Баранов: Да подтверждаю.

Баранов рассказывает, что он профессор, преподавал в Высшей школе экономике, стаж его с 80 года прошлого века. "У меня есть книга, довольно известная".

Михайлова: Можете пояснить, как вы пришли к выводам, которые указаны в заключении?

Баранов: Одно из самых серьезных слов, которые есть в твите [Навального] это слово предатели. Можно я сниму маску? (судья разрешает). Вообще все слова, которые есть, они передают негативную оценку - продажные, холуи, позор. Но основная сложность со словом "предатели", потому что оно используется в разных значениях. Например, можно сказать, Петр болен - это либо истинно, либо ложно. А если сказать, что Петр негодяй, то это оценка. Слово предатели используется как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом - как предатель родины. А можно сказать: муж-предатель ушел к любовнице. Понятно, что речь не идет об измене стране. 

18:45

Заседание продолжается. Теперь в зал пришел сам эксперт Анатолий Баранов, который ждал приглашения на процесс на улице. Начинается допрос.

18:39

Тем временем стало известно, что апелляцию по замене Навальному условного срока на реальный (это другой судебный процесс, то что про "Ив Роше") рассмотрят 20 февраля.

18:36

Михайлова зачитывает вопросы, которые были поставлены перед экспертами, а именно - имелись ли в его твите негативные высказывания в отношении Артеменко?

Михайлова: Специалистом было дано заключения и сделаны выводы.

Прокурор перебивает адвоката: Документ еще не приобщен.

Михайлова: Слова Навального не сообщают никаких фактов и не могут быть проверены на соответствие действительности. 

Прокурор просит перерыв 15 минут.

18:17

Ролик смотрят еще раз, но теперь уже в программе Навального.

Навальный: "Давайте ещё чуть-чуть посмотрим, интересное началось".

Навальный: Да, я считаю холуями и предателями всех, кто тащил людей на голосование по поправкам. И тех, кто превратил ветерана в куклу, их я в первую очередь считаю такими.

Прокурор говорит, что материалы уголовного дела закончены.

18:09

Прокурор просит показать вещественные доказательства - в том числе диск с роликом.

Суд смотрит агитационный ролик, ролик постоянно зависает. Суд смотрит второй раз в другом файле. На видео стоит логотип RT. 

18:05

Кобзев: Слова Навального про холуев и позор страны, они относятся к оценочным суждениям или к фактам, которые можно проверить?

Эксперт: Это оценка.

Навальный: Я хочу задать вопрос о Баранове.

Судья: У адвоката Михайловой есть вопросы.

Адвокаты спрашивают про труды профессора Баранова, именно на его трудах основано заключение.

Михайлова: Эта работа, она авторитетная?

Прокурор: Я прошу снять вопрос.

Эксперт: Баранов является заслуженным специалистом, мы часто обращаемся к его литературе.

Допрос эксперта закончился. 

18:03

Навальный: По лицам этих журналистов я могу сказать, что они хотят выпить. Я молодого человека в пиджаке оклеветал или девушку в свитере? Или давайте позитивное утверждение: сотрудники ОМОНа - лучшие люди на свете. Я кого из них похвалил?

Эксперт говорит, что нужно относить высказывания к группе.

Навальный: Если я хотел как человек, донести свою позицию и негативно высказаться ко всем, кто поддерживает агитационные ролик, как мне это сделать? Если я скажу, что судья Бабушкинского суда все хорошие, это затрагивает судью Акимову? Ха-ха, конечно нет (зал смеется).

Судья снова говорит, что Навальный злоупотребляет своими правами.

Кобзев: Поясните разницу между информацией и оценочным суждением?

Эксперт:  Оценочное суждение - это мнение человека о чем-то.

Навальный пытается задать вопросы, но судья его останавливает и говорит, что он все вопросы уже задал.

18:00

Вопросы задает сторона защиты.

Адвокат Михайлова: Почему именно вам поручили проводить экспертизу по этому делу?

Судья: Снимаю вопрос.

Навальный: Едрена-матрена  

Михайлова: Вы можете объяснить, почему в заключении нет ни одной ссылки о фактах, которые имеются в высказываниях Навального?

Кобзев: Получается все факты, о которых вы говорите, относятся к ролику?

Эксперт: Да, а в комментарии Навального только негативная оценка.

Навальный: Вы показали, что вот есть факты и есть негативные сведения, я фамилию Артеменко упоминал?

Эксперт: В своем комментарии нет.

Навальный: Я вообще Артеменко упоминал?

Эксперт: Ну там есть несколько лиц. 

17:35

Прокурор: Скажите, вы настаивает на своих выводах в экспертизе?

Эксперт: Да, данный материал был предоставлен в целом - комментарии и видео ролик, как единый объект. Все это соотносится с теми лицами, которые выступали на ролике.

Прокурор: Этот комментарий касается всех или кого-то конкретного?

 Эксперт: Всех. 

17:30

Прокурор: При производстве экспертиз на вас оказывалось давление?

Эксперт: Нет.

Прокурор: В том случае, если тот комментарий, которые вы исследовали, был бы опубликован без видео ролика, он бы нес свое значение?

Эксперт: Тогда бы не было объекта оценки. Объект не идентифицировался бы.

Прокурор: Сможете ли вы пояснить участникам процесса, суду, что означает слово предатель?

 Эксперт: Предатель этот тот, кто предал кого-то.

Прокурор: А холуй?

Эксперт: Слово несет унизительную марку, это тоже, что и лакей, а лакей - это приспешник и подхалим.

Прокурор: Можете ли дать определение слово «продажный»?

 Эксперт: Да, это готовность продать себя и свои чувства за деньги.

Прокурор: «Позор»?

Эксперт: Постыдное положение, вызывающие презрение, позорящее кого-либо. 

Навальный (перебивает): это судья Акимова

Судья: Замечание.

Навальный: Вам замечание.

17:26

Прокурор: Какие методики вы использовали при проведении экспертизы? Выражали ли вы личное субъективное мнение?

Эксперт: Нет, конечно.

Прокурор: Какую литературу вы использовали при производстве экспертиз? Являлась ли работа автора Баранова как основополагающая?  

Эксперт отвечает, что пользовалась и дополнительной литературой. Прокурор просит огласить список. Эксперт называет несколько фамилий.

Прокурор: Какой литературой эксперт пользовался больше?

Эксперт настаивает, что весь список указанной в заключении литературы ей использовался в совокупности.

Прокурор: Получали ли вы какие-либо благо или вознаграждения от лиц, которые поручили вам изучить этот вопрос?

Эксперт: Нет.

Для проведения экспертизы ей были предоставлены протоколы просмотров видео роликов и комментариев к ним, скриншоты страниц из социальных сетей и сами два видео ролика. 

17:22

Процесс возобновился после перерыва. На допрос вызвали старшего эксперта отдела лингвистических экспертиз Следственного комитета Ольгу Глотову - эксперт со стороны обвинения.

17:11

Адвокаты в третий раз попросили допустить в суд Анатолия Николаевича Баранова - главного научного сотрудника Института русского языка им. Виноградова.

Навальный: Я думаю в Бабушкинском суде провели голосование, кто из судей самый беспринципный.

Судья объявила перерыв на 15 минут.

16:57

Из-за усиленных мер безопасности свидетеля не пускают в здание суда. На входе дежурят приставы и они пропускают только по повесткам или по звонкам помощников судей или канцелярии. Беспрепятственно в суд могут проходить только адвокаты и представители силовых ведомств.

Утром из-за мер безопасности произошло несколько конфликтов граждан с приставами - они требовали пустить их в суд. Один мужчина жаловался, что не успел подать апелляцию на решение и сегодня последний день. Кому-то нужно было принести документы в суд, но им всем отказывали в проходе. Мужчину с апелляцией отправили на почту - послать жалобу письмом. 

16:24

Адвокаты просят пропустить в суд свидетеля защиты: Он пожилой человек, все это время находится на морозе около суда.

Прокурор продолжает читать материалы.

Навальный: У нас стоит специалист - пожилой человек. На морозе. Вы тут еще про какое-то уважение говорите? (Навальный требует пустить его в суд).

Прокурор продолжает читать документы - положительные характеристики на ветерана.

Прокурор дошла до сведений о привлечении к административной ответственности Навального и его судимостях. 

16:11

Начали оглашать следующий том - протокол осмотра YouTube-канала «Навальный LIVE», на котором более 2 тысяч видеороликов.

Навальный просит не так подробно подходить к вопросу оглашения томов дела, но ему никто не отвечает.

16:01

Прокурор зачитывает отрывки из первого тома. По ее словам, агитролик, в котором появился Артеменко, снимали на средства телеканала RT и никто из героев за это видео деньги не получал.

15:45

Тем временем напротив Бабушкинского суда мужчина с мегафоном залез на дерево и призвал всех, кто «считает нынешнюю власть преступной» выйти и заявить об этом. Как сообщает РИА «Новости», мужчину уже сняли с дерева и задержали.

Видео: Михаил Шевелев / Дождь

15:15

Суд возобновился. Прокурор просит перейти к рассмотрению письменных доказательств, 6 томов дела.

14:52

После перечисления различных событий из жизни ветерана во времена ВОВ, прокурор зачитала показания ветерана.

"Я нахожусь дома, потому что боюсь заразиться коронавирусной инфекцией. Также я боюсь умереть в результате полученного стресса. Меня Навальный оклеветал, я не хочу с этим мириться", — зачитывает Фролова.

Навальный: Я хотел бы, чтобы вы занесли в протокол, что мы все видели, что потерпевший с трудом прочитал четыре строчки. А теперь нам говорят, что он это все написал. Я не сомневаюсь, что все эти факты биографии потерпевшего, но написанные ранее.

Судья объявила перерыв на 40 минут. 

13:57

У партизанов были печи, кормили два раза в день, соли не было, мылись в бане. 

Зимней ночью 43-44 года взяли в плен несколько фашистов, забрали воз с лошадьми. В отряде была свое медсанчасть, военная подготовка, пытались подрывать поезда.

После немцев (как их выгнала Красная армия) почти все дома в деревне были разрушены, все было заминировано пехотными и противотанковыми минами. Инструктор показывал как обезвреживать и погиб.

В декабре 44 года официально призвали в Красную армию, сначала отправили на обучение, а в феврале 45-го принял присягу и отправили на белорусский фронт.

13:43

Продолжают зачитывать показания о том, как в один день утром дом окружили немцы. Через несколько часов Артеменко забрали и повезли в комендатуру. Допрашивал немец. Спрашивали о том, передавал ли он партизанам оружие? Артеменко отказался говорить.

13:37

На сегодня свидетелей больше нет.

Прокурор Фролова хочет огласить письменные показания Артеменко, данные им в ходе предварительного расследования «в связи с наличием серьезных противоречий».

Начинает читать показания ветерана: «Лошадей осталось мало. Отпор немцев от Москвы был ещё далеко. Партизаны начали нападать на фашистские гарнизоны, захватывать обозы с продуктами» .

Навальный: А это все имеет отношение к делу?

13:31

Свидетель: Я работаю терапевтом в поликлинике, веду прием и в поликлинике и на дому. Был вызов от скорой помощи. Это было 9 июня. Я уже направился вместе с водителем к пациенту Артеменко. Там [дома] была сиделка, пациент – он сам находился в лежачем положении. У него было высокое давление, дискомфорт в области сердца. Я поинтересовался, из-за чего возникло ухудшение. Он сам сказал, что из-за стресса и эмоциональных переживаний. С сиделкой мы говорили о принимаемых препаратах, они были подобраны правильно. После осмотра давление было около 140, потом оно опустилось. Тахикардии никакой не было. Состояние было достаточно нормальным, я не видел оснований для его госпитализации. Я немного скорректировал дозировку препарата. Меня проводили до машины(родственник пациента). Пациент ранее до этого момента в нашу поликлинику не обращался и не был прикреплен.

К этому свидетелю у стороны защиты вопросов нет.

13:24

Свидетель - врач, который приехал к ветерану Артеменко, когда ему стало плохо. 

13:22

Михайлова: Я хочу заявить возражения на действия судьи. Все наши вопросы, какие бы мы не задавали, снимаются. Все вопросы прокурора - подлежат ответу.

Михайлова: Все эти вопросы, которые задаются нами, направлены на то, чтобы показать суду отсутствие состава и события преступления.

Судья выносит обоим адвокатам Навального предупреждения.

Навальный: У меня есть вопрос.

Судья: Вы реализовали свое право.

Зовут следующего свидетеля - врача скорой помощи. 

13:17

Навальный: Я имею право считать холуями и предателями, всех кто поддерживает поправки Конституции?

Судья: Вопрос снят.

Навальный: Считаете ли вы, что у меня есть право на мою точку зрения?

Свидетель: На точку зрения да.

Навальный: Имею ли я право называть холуями и предателями всех, кто сделал так, что на каждого ветерана смотришь и сразу понимаешь, как бедно он живет?

 Судья: Вопрос снят, а подсудимый злоупотребляет своим правом задавать вопросы.

Судья просит, чтобы вопросы задавали адвокаты. 

13:15

Михайлова: К кому или к чему относились слова Навального?

Свидетель: Они относились ко всем участникам ролика. Но если ты солдата называешь предателем, не знаю, как сейчас, но когда я присягу приносил, там были такие слова: «если я нарушу присягу, пусть меня постигнет кара».

Кобзев: С вашей точки зрения клевета и оскорбление это одно и то же?

Судья: Вопрос снят.

Судья снимает все вопросы Кобзева.

Кобзев: Вы поддерживаете поправки к Конституции?

Судья: Вопрос снят.

Навальный начал задавать вопросы. 

13:12

Кобзев: В чем вы видите оскорбление?

Свидетель: Называть предателем солдата, ну это слишком. 

13:07

Адвокаты Навального начали задавать вопросы.

Михайлова: Вы говорили, что смотрели (агит) ролик и там снималось мало народа. Это сколько?

Свидетель: Меньше десяти. Артеменко был в конце.

Михайлова: Как вы можете охарактеризовать этот ролик?

Свидетель: Ролик, как ролик, для агитации. Уважаемые люди снимались.

Михайлова: Вы говорите, что вы обращались в правоохранительные органы с заявлением только в отношении Артеменко?

Свидетель: Да, там уважаемые люди, они могут сами за себя постоять юридически, а ветеран, которому 90 лет... Этот человек воевал.

Михайлова: Не считаете ли вы, что те лица, которые снимались в этих роликах, они должны более спокойно относиться к критике? Учитывая ту роль, которую она взяли.

Свидетель: К критике да, но, по-моему, там было только оскорбление.

Михайлова: А это высказывание, оно относилось к чему? Предатель, потому что не воевал на войне, или потому что он выступает агитатором к изменению Конституции?

Прокурор просит снять вопрос, потому что свидетеля просят дать оценку. 

Судья: Следующий вопрос.

Михайлова: Вы меня сбили.

Вопросы начал задавать адвокат Вадим Кобзев. 

13:05

Свидетель рассказывал, как увидел твит Навального в Twitter.

Прокурор спрашивает, что было в твите : текст или ролик?

Свидетель: Самое главное, что там были "холуи, позор страны и предатели". Вот слово «предатели» меня больше всего оскорбило.

Прокурор: Вот вы увидели этот ролик, а кто-то еще этот ролик видел, оставлял комментарии?

Свидетель: Да, комментарии там были.

Свидетель говорит, что как не знаком с подсудимым, так не знаком и с потерпевшим и его родственниками. 

13:01

Наш корреспондент сообщает из здания суда, что в комнате для прессы отключилась трансляция.

12:56

Навальный: Как достаточно? У меня очень много вопросов.

Судья: Подсудимому было предоставлено время, но в течении 40 минут он так и перешел к постановке вопросов, относящихся к сути дела. Суд приходит к выводу, что подсудимый злоупотребляет своим право и полагает, что допрос свидетеля Навальным противоречит требованиям уголовного законодательства.

Судья запретила Навальному задавать вопросы внуку.

Прокурор просит пригласить следующего свидетеля - Лукина.

Навальный говорит, что ему не дали задать все вопросы.

Пришел Лукин Алексей Иванович.

12:54

Навальный: Вопрос по существу: классно ли кататься по городу Москвы на кабриолете?

Навальный отмечает, что есть фотография внука на кабриолете.

Прокурор: Откуда эти фотографии? Кто вам их передал, что это за распечатки?

Навальный: Как вы считаете, почему вам пишут гадости?

Судья: Так, всё, достаточно.

12:52

Заседание продолжено после перерыва.

Судья: Вопросы к свидетелю имеются?

Навальный: Конечно, и очень много.

Судья напоминает, что все вопросы должны быть для выяснения обстоятельств по делу. 

12:50

Навальный: Вы бессовестно подделали заявление. Я пытаюсь понять, каким мерзавцем надо быть и что вам обещали за это?

Внук: Заниматься всем этим и терпеть все эти оскорбления от вас и ваших последователей и интернете - я делаю только из уважения к своему дедушке.

Судья: Вопросов по существу не последовало, все, достаточно.

Прокурор: Игнат Сергеевич является дееспособным лицом? Он самостоятельно принимает решения?

Внук: Да.

Обвинитель снова просит перерыв. 

Судья: Навальный существенно нарушает порядок заседания, в связи с этим объявлен перерыв 15 минут.

12:24

Навальный: Мне все понятно с этим делом. Оно сфабриковано. И я объясняю кем и почему. Мне предъявлено обвинение, что я оклеветал человека.

Прокурор снова перебивает Навального.

Навальный: Уважаемый гособивинитель, не надо перебивать. Уважаемый Колесников, правда ли, что в 2020 году вы получили доход 33 тысячи рублей за год?

Колесников: Так были расходы большие.

Навальный: Колесникова Екатерина Александровна - ваша супруга? Правда ли, что ее доход 20 тысяч рублей в месяц?

Внук говорит, что Навальный копается в грязном белье.

Навальный: Почему вы называете свой доход грязным бельем? 

Прокурор снова кричит, что обвинение предъявлено в клевете и вопросы надо задавать по делу. 

12:21

Навальный говорит, что он выясняет важнейший момент - почему этот человек начал торговать своим дедушкой.

Судья отвечает на это, что уже пять раз этот вопрос задавался, и он снят.

Навальный: У меня есть другой вопрос, хотите? Какое у вас материальное положение?

Опять началась перепалка. 

12:19

Прокурор: Задавайте вопросы.

Навальный: У меня много вопросов.

Прокурор: Начинайте вопросы со слов «где», «когда» и «почему»?

Навальный: Известно ли вам, что вы или ваши родственники подделывали документы за своего дедушку?

Внук: Нет.

Навальный: А когда ваш дедушка был учредителем вашей фирмы, вы подделывали за него документы?

Судья и прокурор просят задавать вопросы по существу. 

12:17

Навальный: Я пытаюсь понять, каким образом человек, который не пользуется компьютером на таком уровне, чтобы писать заявления, вдруг указал детальные подробности о структуре Следственного комитета?

Прокурор просит снять вопрос.

Навальный: Ваш дедушка только что направил заявление в адрес суда о том, что не хочет участвовать.

Внук: Я сейчас от вас это услышал. И очень правильно он сделал.

Навальный: А он сам это сделал? И каким образом он этот документ передал?

Внук: Я не знаю. Меня не было в Москве, только вчера прилетел.

Навальный: А не знаете, что такое могло случиться с вашим дедушкой, что он научился пользоваться компьютером?

Прокурор его перебивает, началась перепалка. Все кричат. 

12:15

Прокурор: Давайте объявим перерыв, чтобы подсудимый успокоился.

12:12

Перешли к следующему вопросу о возбуждении уголовного дела.

Колесников говорит, что ему ничего неизвестно, и он за дедушку заявление не писал.

Навальный: Ваш дедушка насколько хорошо знаком со структурой Следственного комитета?

Внук: Что значит знаком? С начальником что ли?

Навальный: Со структурой, с отделами. Может ли ваш дедушка написать заявление на имя начальника управления?

Внук: Вы могли это у него самого спросить, а не называть куклой с медальками.

Навальный: А не кажется ли вам, что это заявление подделано?

Внук: Нет, мне не кажется. Вы могли бы просто извиниться и хоть как-то реабилитироваться.

Навальный: Перед вами, торговцев дедом, я точно извиняться не буду.

12:09

Судья: Вопросы должны быть для выяснения обстоятельств.

Внук: Задайте мне вопросы по тому делу, по которому мы тут собрались.

Навальный: Я пытаюсь понять, как вы встали на путь торговли собственным дедушкой?

Навальный спрашивает, правда ли свидетель занимается ремонтом сотовых телефонов.

Навальный: Ваш дедушка занимается ремонтом сотовых телефонов? Каким образом вы объясните тот факт, что ваш дедушка в 86 лет был учредителем компании по ремонту телефонов?

Как часто вы оформляете фирмы на своего деда?

Судья: Замечание в протокол о недопустимости перебивать свидетеля.

Навальный: А меня допустимо перебивать? Объясните мне, пожалуйста, как ветеран войны в возврате 86 лет чинил ваши мобильные телефоны?

Судья снимает все вопросы.

12:01
11:58

Прокурор: Мы прервались на вопросах стороны защиты, прошу продолжайте.

Навальный: Игорь Владимирович, вас научили, как правильно ответить на мой вопрос?

Прокурор: Вы вправе не отвечать на такие провокации.

Навальный: Вы помните последний вопрос, который я задавал? Вы говорили, что вы предприниматель, какого рода предприниматель? 

Навальный ругается с прокурором и судьей и несколько повторяет вопрос о работе Колесникова.

11:58

Судья: Потерпевший довел до суда свою позицию. Продолжайте исследование доказательств, сторона обвинения.

Прокурор предлагает вернуться к допросу свидетеля Колесникова.

Судья: Где свидетель?

Навальный: Может ему стало плохо из-за моих высказываний?

Пришел внук ветерана Игорь Колесников, встал за трибуну допроса свидетеля.

11:54

Навальный: Дополнительно на подделку документов указывает пассаж, что ему стало плохо из-за моих высказываний. Я хотел бы, чтобы суд озаботился о том, что у нас документы появляются просто из неоткуда. Это доказывает, что все документы подделаны, а вы используете несчастного деда, как куклу, просто трясете его тут.

Судья приобщает документы, Навальному еще замечание. 

11:52

Адвокат Михайлова: Мы не возражаем против приобщения этих документов, но их достоверность вызывает сомнение. Это большое заявление потерпевшего, напечатанное на компьютере. А учитывая все заболевания, о которых говорил прокурор, как убедиться что он сам это написал?

Навальный: Мое мнение заключается в том, что мы видели этого человека. Он прочитал три строчки по бумажке и вообще был чуть жив. А сейчас вы хотите сказать, что он набрал на компьютере фразы , как эта : "полностью доверяю защиту своих интересов гособвинителю". Если вы пишите за него документы, хотя бы пишите его языком. Я хочу чтобы суд удостоверился, кто и зачем составил за него этот документ. Пользуясь беззащитностью и невменяемостью этого человека, это прокурорша написала?

11:50

Навальный попросил дать ему посмотреть документы.

Навальный: Пока защитники смотрят документы, я хотел бы узнать, каким образом эти документы оказались у прокурора?

Судья: Вы не вправе задавать вопросы.

Навальный: Откуда у вас документы, это Артеменко вам передал?

Прокурор: Я в лице государства представляю Артеменко.

Судья: Третье замечание Навальному о недопустимости подобного поведения.

Навальный: Я хочу, чтобы мне пояснили, откуда у прокурора эти документы?

Судья: Четвертое замечание. Вас могут удалить.

Навальный: Да вы меня в прошлый раз пугали. Я хотел бы, чтобы прокурор рассказал, откуда взялось заявление. Это вам кто дал?

Заявление дали посмотреть Навальному. 

11:47

11 февраля городская поликлиника №107, к которой потерпевший прикреплен на медицинское обслуживание, сообщила, что он является инвалидом 1 группы, инвалидом войны. У него хроническая болезнь легких , почечная недостаточность первой степени и иные хронические заболевания.

Главврач поликлиники заявил, что участие в процессе и его допрос не рекомендованы и создают угрозы его жизни.


11:42

Прокурор зачитывает заявление от потерпевшего: "Поскольку я являюсь потерпевшим, то я полностью доверяю государственного обвинителю и отказываюсь от дальнейшего участия. Прошу суд вынести справедливое решение по этому делу".

Ветеран написал отказ от личного участия в процессе.

11:39

Навальный еще раз просит разрешить видеозапись на процессе. Судья говорит, что это невозможно, а камера в зале стоит для видео протокола судебного заседания.

Навальный: Вы ведете протокол, мне его не даете, а второму каналу даете?

Он уже несколько раз спрашивал судью, как федеральные СМИ в прошлым раз получили запись заседания.

Судья продолжила заседание.

11:37

Судья вернулась, заседание продолжается. Судья отклонила ходатайство о своем отводе.

11:34

Пока судья принимает решение, напомним, как проходил первый день заседания, на котором был допрошен ветеран. Вот как это было: «Я подловил торговца дедом на вранье» — после этой реплики Навального суд отложил заседание по делу о клевете на ветерана на 12 февраля.

11:03

Судья ушла в совещательную комнату для принятия решения.

10:29

Прокурор говорит, что закон не предусматривает отвод судье по основаниям, перечисленным адвокатами Навального.

Прокурор: Я прошу отказать в отводе и прошу обратить внимание, что лица, опрошенные на прошлом заседании, не были признаны недееспособными.

10:27

Выступает прокурор: Доводы стороны защиты носят однобокую оценку. Роль защитников строится на оценке показания свидетеля. Но судебного следствие не закончено.

10:27

Навальный: Что это за процесс, когда вместо элементарного соблюдения уголовного кодекса, вы постоянно нас перебиваете? Я поддерживаю отвод, потому что вам нужно усовершенствовать свои знания уголовного кодекса.

10:26

Судья спрашивает Навального: Ответьте на вопрос, вы поддерживаете отвод?

Навальный: Я нахожусь в процессе ответа на этот вопрос.

10:25

Адвокаты Михайлова и Кобзев заявили отвод судье.

10:25

Навальный: Ваша честь, я хотел бы отметить следующие вещи: каждый раз, когда свидетель обвинения не может ответить на мои вопросы и находится в затруднении, вы прерываете процесс и помогаете ему.

10:23

Навальному не дали поговорить с адвокатами наедине.

10:13

Навального завели в зал суда. Судья объявила, что заседание возобновлено

Ветеран Игнат Артеменко, которому во время прошлого заседания стало плохо, сегодня не явился и представил показания в письменном виде, передает "Дождь".

10:04

К суду приехала скорая. Пока неизвестно, понадобилась ли медицинская помощь кому-либо из сотрудников, посетителей или арестантов.

09:53

Журналистов в здание суда пускают только по аккредитации, а обычных людей по повесткам.

09:38

К зданию суда приехала машина с дипломатическими номерами литовского посольства, дипломат зашёл на территорию суда.

09:35

Корреспондент «Медузы» сообщает, что приставы запретили представителям СМИ проносить в суд воду. Отбирают даже пустые пластиковые бутылки. Приставы сами не понимают, в чем дело, говорят, что такое распоряжение.

09:35

В Москве усилены меры безопасности у здания Бабушкинского суда, где через полчаса продолжится процесс по делу Алексея Навального о клевете на ветерана войны Игната Артеменко. На территории суда дежурят усиленные наряды полиции, у здания собралось несколько десятков человек, в основном это журналисты. Заседание должно начаться через полчаса.

09:32

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости