Бывший глава российской таможни – долларовый миллионер . - «Финансы»
Анатолий Круглов, глава Государственного таможенного комитета в 1992-1998 годах обладает состоянием, которое оценивается десятками миллионов $.
Все средства распределены между несколькими офшорами. Эти данные стали известными при судебном разбирательстве лондонском Высоком суде. Круглов подал иск в суд Лондона, в котором потребовал взыскать с компании известного бизнесмена Шалвы Чигиринского возвращения денег. Речь идет о сумме в 37,5 миллионов $, которая была выдана без ведома Круглова доверенным банкиром и приобретенной виллы во Франции, на Лазурном берегу. Ответы Круглова о происхождении его состояния показались судье Питеру Роту несколько сомнительными, но иск Круглова к Чигиринскому был удовлетворен. Было вынесено судебное решение, в котором говорится, что состояние Круглова было заработано при использовании своего положения для получения прибыли за счет реорганизации администрации таможни в девяностые годы, а так же за счет консультаций различных компаний, в условиях постоянно меняющихся правил.
По ходу перекрестного допроса был сделан намек, что законность состояния семьи Круглова весьма сомнительна, и это вызвало возмущение и бывшего чиновника. Но его ответы показались судье не очень-то откровенными. В 1999 году после отставки, Анатолий Круглов обратился к Урсу Хенеру, банкиру, главе московского филиала банка HSBC с просьбой инвестирования денег своей семьи в зарубежных странах. По совету Хенера Круглов перевел на счета нескольких фондов в Лихтенштейне порядка 31 миллиона $, и полномочия по инвестированию этой суммы получил Хенер. Урс Хенер был банкиром и Чигиринского. В 2001 году Хенер выдал Чигиринскому кредит на 13 миллионов $ и под 10% годовых для приобретения на Лазурном берегу виллы Villa Maria Irina из денежных средств Круглова. Залогом по кредиту послужили акции компании Tatik. В период 2002- 2008 годов Хенер выдавал еще кредиты Чигиринскому и его долг перед Кругловым вырос до 40 миллионов $. Круглов не интересовался деталями инвестирования и личность заемщика, по его словам, ему была неизвестна. В 2008 году у Чигиринского заметно ухудшилось финансовое положение, на котором сказалось падение капитализации Sibir Energy, а именно ее акции этой компании он закладывал под обеспечение кредитов.
Чигиринский являлся крупным акционером этой компании. В 2009 году Sibir Energy подала в суд на Чигиринского, посчитав незаконным, вывод 400 миллионов $. В начале 2010 года Sibir Energy заключила договор с Чигиринским, одним их пунктов соглашения была продажа виллы по цене 70 миллионов евро. Сделка состоялась той же весной. Круглов, узнав, что кредиты, выданные из его денежных средств, остались фактически не обеспеченными, лишил Хенера права подписи. Офшоры Круглова потребовали в своем иске к компании Чигиринского 37,5 миллионов евро и проценты по увеличенной годовой ставке 15%. Истец просил также возвращения Maritime Villa в собственность компании Tatik. Решение судьи было неоднозначным: он отклонил просьбу об аннулировании продажи виллы и постановил, что данный объект будет находиться в залоге компаний Анатолия Круглова. Требования оффшоров Круглова были признаны законными.