Региональные проекты развития ВИЭ - «Новости - Энергетики»
С приходом в России в сектор ВИЭ крупнейших компаний — собственников традиционной генерации, прежде всего Fortum и Enel, как минимум можно говорить, что в секторе происходит что-то по-настоящему интересное, что рыно растет в этом сегменте, но вопросов, как всегда больше, чем ответов. Enrgypolis
С приходом в России в сектор ВИЭ крупнейших компаний — собственников традиционной генерации, прежде всего Fortum и Enel, как минимум можно говорить, что в секторе происходит что-то по-настоящему интересное, что рыно растет в этом сегменте, но вопросов, как всегда больше, чем ответов. Enrgypolis поговорил об актуальных трендах ВИЭ с Виктором Антоновым, партнером компании «Вершина Девелопмент».
— Какие меры необходимо дополнительно предпринять для поддержки реализации проектов ВИЭ на розничных рынках?
— Сперва хотелось бы пояснить, что мы имеем в виду под понятием розничного рынка. Здесь мы говорим о строительстве ВИЭ-генерации в неизолированных районах, то есть в тех районах, где присутствует развитая электросетевая инфраструктура.
Удаленные и изолированные районы составляют отдельный сегмент рынка. Государство тратит значительные средства на завоз туда топлива, таким образом, строительство там ВИЭ-генерации имеет смысл в случае, если перераспределение части денежного потока позволяет снизить затраты на энергоснабжение на конкретной территории.
Что касается розничного рынка, то ключевым условием для привлечения частных инвесторов для участия в проектах ВИЭ при текущем уровне риска является синхронизация уровня тарифов с объектами оптового рынка ДПМ ВИЭ с учетом дополнительных затрат на строительство малых объектов.
При этом существует ряд мер, с помощью которых можно добиться существенного снижения имеющихся рисков для инвесторов.
Во-первых, очень важно зафиксировать тариф по итогам конкурса до заявленного в рамках конкурса момента завершения строительства и далее на 15 лет. На данный момент, выигранная на конкурсе величина капитальных затрат не гарантирует инвестору, что после строительства объекта ВИЭ региональная энергетическая комиссия (РЭК) назначит ему соответствующий этой величине тариф. Установление тарифа после строительства объекта ВИЭ значительно увеличивает риск для инвестора. И даже после завершения строительства и установления первичного тарифа действующее законодательство не гарантирует инвестору неизменности параметров, используемых РЭК при расчете тарифа, которые регулярно пересматриваются. Это позволит привлечь банковский капитал в подобные проекты.
Во-вторых, сейчас договор купли-продажи электроэнергии заключается с территориальной сетевой организаций (ТСО), которая не имеет мотивации для его исполнения. Скорее даже наоборот, подобные договоры увеличивают региональный сетевой тариф, что всегда негативно воспринимается населением и органами власти. Синергия же возникает на уровне региона, для которого каждая электростанция генерирует налоговый поток, создает рабочие места. Таким образом, гарантом платежей должен быть регион, как в некоторых концессионных соглашениях. При этом договор купли-продажи электроэнергии должен заключаться непосредственно после публикации результатов конкурса. Чтобы повысить качество исполнения данных договоров со стороны инвесторов, можно установить требование внесения ими банковской гарантии по результатам победы в конкурсе.
— Как можно использовать и что можно применить в России из международного опыта развития проектов возобновляемой энергетики?
— Уже есть движение в сторону так называемого net metering, что является одним из самых распространенных методов поддержки ВИЭ в мире. Однако в России относительно низкие тарифы (в частности, для населения) на электроэнергию, поэтому только этой меры недостаточно.
В США до недавнего времени работал механизм налогового кредита, когда до 30% капитальных вложений в строительство СЭС/ВЭС государство возвращало в виде налогового кредита, который гасился налоговыми отчислениями от работы СЭС. В России для внедрения такого механизма потребуется серьезная переработка нормативной базы, однако уже сейчас есть механизм налоговых вычетов для физических лиц, который можно использовать для стимулирования инвестиций домохозяйств на уровне микророзницы.
— Какие технологические решения необходимы в различных регионах России? Какие проекты уже осуществлены сегодня в регионах и каков эффект от их внедрения?
— Для всей нашей страны в целом не существует универсального решения, ведь в каждом регионе сложилась своя ситуация в топливно-энергетическом балансе.
Тем не менее общей чертой является распределенный характер объектов: как удаленность объектов генерации от объектов потребления энергии, так и общая распределенность потребителей по территории. Поэтому в цене на электроэнергию затраты на передачу составляют более 50%.
Соответственно, естественным трендом было бы движение в сторону автономных решений, особенно в небольших удаленных населенных пунктах.
Гибридные решения уже применяются в изолированных районах и позволяют существенно экономить за счет снижения потребления дизельного топлива. В присоединенных к сети районах такие решения позволили бы существенно повысить надежность энергоснабжения.
— Какие имеются возможности финансирования проектов в России?
— На данный момент финансирование собственным капиталом обеспечивается частными иностранными и российскими инвесторами, а также стратегическими инвесторами. В свою очередь, институциональные инвесторы на данный момент только присматриваются к отрасли ВИЭ в России.
Со стороны долгового финансирования при реализации проектов ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности в рамках механизма поддержки ДПМ ВИЭ существует возможность привлечь кредит на строительство объекта ВИЭ от небольшого числа ведущих российских банков на рыночных условиях. При желании можно организовать даже проектное финансирование без регресса на собственника проекта, как это сделали Банк ВТБ и «Вершина Девелопмент» со своими австрийскими партнерами — Green Source Consulting и Core Value Capital. Хотя это и единичный случай в российской практике, его можно повторить при продлении программы поддержки с сохранением платежного механизма ДПМ ВИЭ.
Хочется отметить, что международные институты развития, кроме Европейско-Азиатского банка развития, не кредитуют проекты ВИЭ в России. Хотя некоторые институты и имеют интерес к таким проектам на территории нашей страны, но они либо по политическим соображениям ограничены на кредитование в России, либо могут финансировать проекты только в синдикате с другими банками, что значительно усложняет и удлиняет процесс получения кредита.
Хотелось бы, чтобы и государственные институты развития, такие как ВЭБ.РФ, в рамках программы фабрики проектного финансирования начали кредитовать проекты ВИЭ.
На данный момент перечисленные возможности привлечения капитала касаются прежде всего проектов в рамках ДПМ ВИЭ. На розничном же рынке большинство банков или инвесторов не готовы инвестировать до момента принятия изменения.
— Какие меры необходимо дополнительно предпринять для поддержки реализации проектов ВИЭ на розничных рынках?
— Сперва хотелось бы пояснить, что мы имеем в виду под понятием розничного рынка. Здесь мы говорим о строительстве ВИЭ-генерации в неизолированных районах, то есть в тех районах, где присутствует развитая электросетевая инфраструктура.
Удаленные и изолированные районы составляют отдельный сегмент рынка. Государство тратит значительные средства на завоз туда топлива, таким образом, строительство там ВИЭ-генерации имеет смысл в случае, если перераспределение части денежного потока позволяет снизить затраты на энергоснабжение на конкретной территории.
Что касается розничного рынка, то ключевым условием для привлечения частных инвесторов для участия в проектах ВИЭ при текущем уровне риска является синхронизация уровня тарифов с объектами оптового рынка ДПМ ВИЭ с учетом дополнительных затрат на строительство малых объектов.
При этом существует ряд мер, с помощью которых можно добиться существенного снижения имеющихся рисков для инвесторов.
Во-первых, очень важно зафиксировать тариф по итогам конкурса до заявленного в рамках конкурса момента завершения строительства и далее на 15 лет. На данный момент, выигранная на конкурсе величина капитальных затрат не гарантирует инвестору, что после строительства объекта ВИЭ региональная энергетическая комиссия (РЭК) назначит ему соответствующий этой величине тариф. Установление тарифа после строительства объекта ВИЭ значительно увеличивает риск для инвестора. И даже после завершения строительства и установления первичного тарифа действующее законодательство не гарантирует инвестору неизменности параметров, используемых РЭК при расчете тарифа, которые регулярно пересматриваются. Это позволит привлечь банковский капитал в подобные проекты.
Во-вторых, сейчас договор купли-продажи электроэнергии заключается с территориальной сетевой организаций (ТСО), которая не имеет мотивации для его исполнения. Скорее даже наоборот, подобные договоры увеличивают региональный сетевой тариф, что всегда негативно воспринимается населением и органами власти. Синергия же возникает на уровне региона, для которого каждая электростанция генерирует налоговый поток, создает рабочие места. Таким образом, гарантом платежей должен быть регион, как в некоторых концессионных соглашениях. При этом договор купли-продажи электроэнергии должен заключаться непосредственно после публикации результатов конкурса. Чтобы повысить качество исполнения данных договоров со стороны инвесторов, можно установить требование внесения ими банковской гарантии по результатам победы в конкурсе.
«Установление тарифа после строительства объекта ВИЭ значительно увеличивает риск для инвестора. Действующее законодательство не гарантирует инвестору неизменности параметров, используемых РЭК при расчете тарифа, которые регулярно пересматриваются».
— Как можно использовать и что можно применить в России из международного опыта развития проектов возобновляемой энергетики?
— Уже есть движение в сторону так называемого net metering, что является одним из самых распространенных методов поддержки ВИЭ в мире. Однако в России относительно низкие тарифы (в частности, для населения) на электроэнергию, поэтому только этой меры недостаточно.
В США до недавнего времени работал механизм налогового кредита, когда до 30% капитальных вложений в строительство СЭС/ВЭС государство возвращало в виде налогового кредита, который гасился налоговыми отчислениями от работы СЭС. В России для внедрения такого механизма потребуется серьезная переработка нормативной базы, однако уже сейчас есть механизм налоговых вычетов для физических лиц, который можно использовать для стимулирования инвестиций домохозяйств на уровне микророзницы.
— Какие технологические решения необходимы в различных регионах России? Какие проекты уже осуществлены сегодня в регионах и каков эффект от их внедрения?
— Для всей нашей страны в целом не существует универсального решения, ведь в каждом регионе сложилась своя ситуация в топливно-энергетическом балансе.
Тем не менее общей чертой является распределенный характер объектов: как удаленность объектов генерации от объектов потребления энергии, так и общая распределенность потребителей по территории. Поэтому в цене на электроэнергию затраты на передачу составляют более 50%.
Соответственно, естественным трендом было бы движение в сторону автономных решений, особенно в небольших удаленных населенных пунктах.
Гибридные решения уже применяются в изолированных районах и позволяют существенно экономить за счет снижения потребления дизельного топлива. В присоединенных к сети районах такие решения позволили бы существенно повысить надежность энергоснабжения.
— Какие имеются возможности финансирования проектов в России?
— На данный момент финансирование собственным капиталом обеспечивается частными иностранными и российскими инвесторами, а также стратегическими инвесторами. В свою очередь, институциональные инвесторы на данный момент только присматриваются к отрасли ВИЭ в России.
Со стороны долгового финансирования при реализации проектов ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности в рамках механизма поддержки ДПМ ВИЭ существует возможность привлечь кредит на строительство объекта ВИЭ от небольшого числа ведущих российских банков на рыночных условиях. При желании можно организовать даже проектное финансирование без регресса на собственника проекта, как это сделали Банк ВТБ и «Вершина Девелопмент» со своими австрийскими партнерами — Green Source Consulting и Core Value Capital. Хотя это и единичный случай в российской практике, его можно повторить при продлении программы поддержки с сохранением платежного механизма ДПМ ВИЭ.
Хочется отметить, что международные институты развития, кроме Европейско-Азиатского банка развития, не кредитуют проекты ВИЭ в России. Хотя некоторые институты и имеют интерес к таким проектам на территории нашей страны, но они либо по политическим соображениям ограничены на кредитование в России, либо могут финансировать проекты только в синдикате с другими банками, что значительно усложняет и удлиняет процесс получения кредита.
Хотелось бы, чтобы и государственные институты развития, такие как ВЭБ.РФ, в рамках программы фабрики проектного финансирования начали кредитовать проекты ВИЭ.
На данный момент перечисленные возможности привлечения капитала касаются прежде всего проектов в рамках ДПМ ВИЭ. На розничном же рынке большинство банков или инвесторов не готовы инвестировать до момента принятия изменения.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"