Ведущая роль государства - «Новости - Энергетики»
Сегодня наиболее приоритетными и важными в части обеспечения надежности и безопасности энергетических объектов являются разработка концепции инновационной политики в топливно-энергетическом комплексе и механизмы ее реализации, а также вопросы безопасности в энергетике. Олег Токарев, заместитель
Сегодня наиболее приоритетными и важными в части обеспечения надежности и безопасности энергетических объектов являются разработка концепции инновационной политики в топливно-энергетическом комплексе и механизмы ее реализации, а также вопросы безопасности в энергетике.
Олег Токарев,
заместитель директора департамента государственной энергетической политики энергоэффективности в Министерстве энергетики РФ
Инновационная политика должна являться тем инструментом, который поможет Министерству энергетики и государству прямо воздействовать на процесс повышения надежности и безопасности энергетических объектов.
Главной задачей инновационной политики является создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой степенью эффективности использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Если этот процесс осуществлять грамотно, то инновационная политика сама по себе станет достаточно мощным инструментом, с помощью которого государство будет в состоянии как преодолеть спад в экономике, так и обеспечить ее структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
На мой взгляд, следует выделить два основных уровня государственной инновационной политики. Первый – своеобразный макроуровень, уровень системной государственной политики в области инноваций, который охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Второй уровень является отраслевым: именно на уровне отдельных отраслей необходимо проводить самостоятельную инновационную политику, именно на втором уровне должны быть сосредоточены основные усилия Министерства энергетики. Создание новейших инновационных технологий для энергетических объектов России должно носить системный характер, что позволит решить проблему надежности и безопасности эксплуатации энергетических объектов на качественно новом уровне.
Для этого необходимо выработать критерии отбора соответствующих проектов, разработать меры государственной поддержки этих проектов, создать перечень проектов, объединенных направлением и программой, запустить и контролировать процесс их реализации. Ни для кого не секрет, что сегодня отдавать инновационную политику на откуп рынка некорректно и неправильно.
Тот рынок, который существовал в прошлые века, который Адам Смит называл саморегулирующимся механизмом, который, казалось, с помощью невидимой руки может управлять всем и решать любые вопросы, в современных условиях дает серьезный сбой. Поэтому очевидным становится тот факт, что государство в инновационной политике должно играть ведущую роль.
Если говорить о надежности энергетических объектов и безопасности, то серьезной проблемой на сегодняшний момент является высокий износ основных фондов в отрасли. Перед нами стоит актуальная задача не только внедрения инновационных технологий, но и технического перевооружения. Очевидно, что и техническое перевооружение, и инновации позволят заменить морально и физически устаревшие производственные фонды более современными и внедрить качественно новый уровень управления отраслью.
Но следует различать как трансформационные, скорее даже революционные реформы, которые ведут к исторически необратимым изменениям существующего порядка вещей, так и движущую силу ежедневных изменений, эволюционные нововведения, не оказывающие кардинального влияния на положение дел. Эволюционные инновации можно наблюдать в секторе традиционной тепловой генерации. Это, например, проект создания пылеугольного энергетического блока, работающего на суперсверхкритических параметрах пара, так называемого блока СКП мощностью 660 МВт. Создание такого блока вызвано самой жизнью, поскольку в современных условиях, несмотря на то что сегодня мы можем наблюдать в связи с кризисом некоторый спад темпов роста энергопотребления, очевидно, что в будущем эти темпы будут расти, потребность в электроэнергии тоже будет возрастать. Кроме того, нельзя не отметить планируемое повышение цен на газ, что вызовет вполне объяснимое замещение в топливно-энергетическом балансе этого вида топлива углем. Очевидна необходимость разработки новых технологий именно в угольной генерации.
Что дает проект СКП-660? Он может оказать существенное влияние на следующие техноэкономические показатели: во-первых, снижение удельного расхода топлива на выработку электроэнергии на 20% по сравнению с расходом на существующих отечественных энергоблоках, во-вторых, снижение себестоимости электроэнергии, производимой на новом энергоблоке, а также сокращение выбросов парникового газа в атмосферу на 20–30% по сравнению с показателями сегодняшнего дня. Необходимо отметить, что данный проект дает полное соответствие нового энергоблока экологическим требованиям по выбросу вредных веществ в окружающую среду.
Если говорить о трансформационных инновациях, то, на мой взгляд, наиболее наглядной иллюстрацией таких инноваций являются так называемые «умные», или, другими словами, активно адаптивные сети (Smart grid). Эти современные технологии являются важными и актуальными и для Северной Америки, и для Европы. Для нашей страны значимость таких инноваций, на мой взгляд, также не подвергается никаким сомнениям. Коротко говоря, эти активно адаптивные сети в узком понимании представляют собой совокупность линий электропередачи, устройств магнитного преобразования электроэнергии, коммутационных аппаратов, устройств аварийной защиты и автоматики, информационно-технических и управляющих систем, которые подключены к генерации и потребителям. Такой комплекс создается в целях обеспечения адаптивной реакции в режиме реального времени на различные виды отклонений от заданных параметров в единой энергосистеме. Ключевыми отличиями такой сети от обычной являются:
1) большое количество измерительной аппаратуры для оценки состояния сети и выработки решений по изменению в различных режимах работы;
2) особая система сбора, обработки и передачи информации, включая исполнительные механизмы с возможностью воздействия в реальном времени на активные элементы сети: генерацию и потребителя. При этом необходимо отметить высокую скорость работы таких механизмов.
И наконец, возможность автоматического прогнозирования будущей потребности в электроэнергии и оценки текущей ситуации в энергосистеме и отдельных ее частях.
Все вышесказанное укладывается в концепцию полностью интегрируемой, саморегулирующейся и самовосстанавливающейся электроэнергетической системы, которая имеет сетевую топологию и включает в себя все генерирующие источники, магистральные сети, местные распределительные сети и все виды потребления электрической энергии, управляемые единой сетью информационно-управляющих устройств в режиме реального времени.
Ввод в строй «умных сетей» предполагает кардинальное изменение концепции существующей системы сетей. Во-первых, это переход от централизованной генерации и распределения к распределенным генерациям и распределению – появляется возможность управлять генерацией в любой точке сети у любого потребителя. Во-вторых, это переход от централизованного прогнозирования к активному потребителю, который становится элементом и субъектом системы управления. Это переход от жесткого диспетчерского регулирования к другому уровню, координации работ всех субъектов сети, переход на умные технологии контроля, учета и диагностики активов, которые позволяют обеспечить процесс самовосстановления и самолечения активов. Наконец, это полная информатизация работы электрической сети, разработка и внедрение информационных технологий нового поколения.
Движение к такой концепции и системе технологий позволит решить главную задачу: оптимизировать структуры и объемы генерирующих мощностей в целом по стране и (самое главное для энергетиков) выровнять график нагрузки потребителей. По оценкам экспертов, на это может уйти минимум 15–20 лет, но не двигаться в этом направлении нельзя, дорогу осилит идущий.
Интеллектуальные сети – это своеобразный баланс между надежностью и эффективностью. Что касается надежности, то такие сети позволяют более оперативно и адекватно реагировать на изменения в сетях и эффективнее управлять режимами электроэнергетических систем.
Что касается эффективности, то здесь можно приводить множество различных примеров, но достаточно сказать, что развитие, внедрение таких сетей может уменьшить потребность во вводе новых генерирующих мощностей. Не понадобится дополнительное затратное строительство, не понадобятся многомиллиардные инвестиции, достаточно будет просто научиться грамотно управлять сетевым хозяйством, и мы сможем достичь существенного экономического эффекта.
Однако все отдавать на откуп рынку не стоит, рынок как саморегулирующийся механизм доказал свою несостоятельность.
Государство должно проводить активную политику, его ведущая роль в энергетической отрасли бесспорна.
Каким образом государство должно участвовать в этом процессе? Очевидными являются две формы государственной поддержки инновационной политики: во-первых, это создание благоприятных условий, которые позволят внедрять и использовать инновации; во-вторых, прямое государственное финансирование инновационных проектов.
Олег Токарев,
заместитель директора департамента государственной энергетической политики энергоэффективности в Министерстве энергетики РФ
Инновационная политика должна являться тем инструментом, который поможет Министерству энергетики и государству прямо воздействовать на процесс повышения надежности и безопасности энергетических объектов.
Главной задачей инновационной политики является создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой степенью эффективности использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Если этот процесс осуществлять грамотно, то инновационная политика сама по себе станет достаточно мощным инструментом, с помощью которого государство будет в состоянии как преодолеть спад в экономике, так и обеспечить ее структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
На мой взгляд, следует выделить два основных уровня государственной инновационной политики. Первый – своеобразный макроуровень, уровень системной государственной политики в области инноваций, который охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Второй уровень является отраслевым: именно на уровне отдельных отраслей необходимо проводить самостоятельную инновационную политику, именно на втором уровне должны быть сосредоточены основные усилия Министерства энергетики. Создание новейших инновационных технологий для энергетических объектов России должно носить системный характер, что позволит решить проблему надежности и безопасности эксплуатации энергетических объектов на качественно новом уровне.
Для этого необходимо выработать критерии отбора соответствующих проектов, разработать меры государственной поддержки этих проектов, создать перечень проектов, объединенных направлением и программой, запустить и контролировать процесс их реализации. Ни для кого не секрет, что сегодня отдавать инновационную политику на откуп рынка некорректно и неправильно.
Тот рынок, который существовал в прошлые века, который Адам Смит называл саморегулирующимся механизмом, который, казалось, с помощью невидимой руки может управлять всем и решать любые вопросы, в современных условиях дает серьезный сбой. Поэтому очевидным становится тот факт, что государство в инновационной политике должно играть ведущую роль.
Если говорить о надежности энергетических объектов и безопасности, то серьезной проблемой на сегодняшний момент является высокий износ основных фондов в отрасли. Перед нами стоит актуальная задача не только внедрения инновационных технологий, но и технического перевооружения. Очевидно, что и техническое перевооружение, и инновации позволят заменить морально и физически устаревшие производственные фонды более современными и внедрить качественно новый уровень управления отраслью.
Но следует различать как трансформационные, скорее даже революционные реформы, которые ведут к исторически необратимым изменениям существующего порядка вещей, так и движущую силу ежедневных изменений, эволюционные нововведения, не оказывающие кардинального влияния на положение дел. Эволюционные инновации можно наблюдать в секторе традиционной тепловой генерации. Это, например, проект создания пылеугольного энергетического блока, работающего на суперсверхкритических параметрах пара, так называемого блока СКП мощностью 660 МВт. Создание такого блока вызвано самой жизнью, поскольку в современных условиях, несмотря на то что сегодня мы можем наблюдать в связи с кризисом некоторый спад темпов роста энергопотребления, очевидно, что в будущем эти темпы будут расти, потребность в электроэнергии тоже будет возрастать. Кроме того, нельзя не отметить планируемое повышение цен на газ, что вызовет вполне объяснимое замещение в топливно-энергетическом балансе этого вида топлива углем. Очевидна необходимость разработки новых технологий именно в угольной генерации.
Что дает проект СКП-660? Он может оказать существенное влияние на следующие техноэкономические показатели: во-первых, снижение удельного расхода топлива на выработку электроэнергии на 20% по сравнению с расходом на существующих отечественных энергоблоках, во-вторых, снижение себестоимости электроэнергии, производимой на новом энергоблоке, а также сокращение выбросов парникового газа в атмосферу на 20–30% по сравнению с показателями сегодняшнего дня. Необходимо отметить, что данный проект дает полное соответствие нового энергоблока экологическим требованиям по выбросу вредных веществ в окружающую среду.
Если говорить о трансформационных инновациях, то, на мой взгляд, наиболее наглядной иллюстрацией таких инноваций являются так называемые «умные», или, другими словами, активно адаптивные сети (Smart grid). Эти современные технологии являются важными и актуальными и для Северной Америки, и для Европы. Для нашей страны значимость таких инноваций, на мой взгляд, также не подвергается никаким сомнениям. Коротко говоря, эти активно адаптивные сети в узком понимании представляют собой совокупность линий электропередачи, устройств магнитного преобразования электроэнергии, коммутационных аппаратов, устройств аварийной защиты и автоматики, информационно-технических и управляющих систем, которые подключены к генерации и потребителям. Такой комплекс создается в целях обеспечения адаптивной реакции в режиме реального времени на различные виды отклонений от заданных параметров в единой энергосистеме. Ключевыми отличиями такой сети от обычной являются:
1) большое количество измерительной аппаратуры для оценки состояния сети и выработки решений по изменению в различных режимах работы;
2) особая система сбора, обработки и передачи информации, включая исполнительные механизмы с возможностью воздействия в реальном времени на активные элементы сети: генерацию и потребителя. При этом необходимо отметить высокую скорость работы таких механизмов.
И наконец, возможность автоматического прогнозирования будущей потребности в электроэнергии и оценки текущей ситуации в энергосистеме и отдельных ее частях.
Все вышесказанное укладывается в концепцию полностью интегрируемой, саморегулирующейся и самовосстанавливающейся электроэнергетической системы, которая имеет сетевую топологию и включает в себя все генерирующие источники, магистральные сети, местные распределительные сети и все виды потребления электрической энергии, управляемые единой сетью информационно-управляющих устройств в режиме реального времени.
Ввод в строй «умных сетей» предполагает кардинальное изменение концепции существующей системы сетей. Во-первых, это переход от централизованной генерации и распределения к распределенным генерациям и распределению – появляется возможность управлять генерацией в любой точке сети у любого потребителя. Во-вторых, это переход от централизованного прогнозирования к активному потребителю, который становится элементом и субъектом системы управления. Это переход от жесткого диспетчерского регулирования к другому уровню, координации работ всех субъектов сети, переход на умные технологии контроля, учета и диагностики активов, которые позволяют обеспечить процесс самовосстановления и самолечения активов. Наконец, это полная информатизация работы электрической сети, разработка и внедрение информационных технологий нового поколения.
Движение к такой концепции и системе технологий позволит решить главную задачу: оптимизировать структуры и объемы генерирующих мощностей в целом по стране и (самое главное для энергетиков) выровнять график нагрузки потребителей. По оценкам экспертов, на это может уйти минимум 15–20 лет, но не двигаться в этом направлении нельзя, дорогу осилит идущий.
Интеллектуальные сети – это своеобразный баланс между надежностью и эффективностью. Что касается надежности, то такие сети позволяют более оперативно и адекватно реагировать на изменения в сетях и эффективнее управлять режимами электроэнергетических систем.
Что касается эффективности, то здесь можно приводить множество различных примеров, но достаточно сказать, что развитие, внедрение таких сетей может уменьшить потребность во вводе новых генерирующих мощностей. Не понадобится дополнительное затратное строительство, не понадобятся многомиллиардные инвестиции, достаточно будет просто научиться грамотно управлять сетевым хозяйством, и мы сможем достичь существенного экономического эффекта.
Однако все отдавать на откуп рынку не стоит, рынок как саморегулирующийся механизм доказал свою несостоятельность.
Государство должно проводить активную политику, его ведущая роль в энергетической отрасли бесспорна.
Каким образом государство должно участвовать в этом процессе? Очевидными являются две формы государственной поддержки инновационной политики: во-первых, это создание благоприятных условий, которые позволят внедрять и использовать инновации; во-вторых, прямое государственное финансирование инновационных проектов.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"