Энергоэффективность: перспективы развития - «Новости - Энергетики»

Неэффективное использование энергетических ресурсов – одна из главных проблем российской экономической сферы. Традиционный подход к тарифу и ценообразованию консервирует технологическую отсталость основных отраслей национальной экономики и не стимулирует процессы энергосбережения и повышения

По данным Международного энергетического агентства, российская экономика превосходит другие страны мира по объему использованного газа на производство единицу продукции. Показатели России почти в шесть раз уступают США, в восемь раз Германии. Национальная структура энергобаланса привела в последнее десятилетие к отставанию в развитии атомного энергопромышленного комплекса. В настоящее время установленная мощность атомных электростанций обеспечивает только 16% производства электроэнергии. Российская электроэнергетика сжигает лишние 40–50 млрд. кубометров газа. Нарастает процесс физического, морального старения электросетевого оборудования. Основная масса действующих сегодня электростанций сетевых распределительных систем вводилась в 60-е – 70-е годы прошлого века. Выработали свой ресурс 19 электростанций России. Почти 40% электростанций имеют оборудование с возрастом свыше 40 лет. Средний показатель износа составил 57%. По оценкам отраслевых институтов, к 2015 году 70% мощности тепловых электростанций будет требовать реконструкции или замещения новыми агрегатами. Особенно сложная ситуация со старением оборудования гидроэлектростанций возникла в европейской части страны, где они обеспечивают 20% потребности электроэнергии.
При этом основные фонды в электроэнергетике амортизированы более чем на 50%. Несмотря на существенное улучшение положения в теплоснабжении ЖКХ в последние годы, ситуация в теплоснабжении остается сложной. Износ тепловых сетей по приближенным оценкам превышает 55%. Сложившаяся структура промышленности, жилищно-коммунального хозяйства обуславливает двукратное превышение удельного расхода энергоресурсов на производство валового продукта по сравнению с большинством развивающихся стран.
Соотношение затрат между инвестициями в энергосбережении и затрат, необходимых для выработки энергии, соответствующей сэкономленному количеству, составляет 1 к 2,5. Реализация энергосберегающих мероприятий у потребителей энергетических ресурсов требует в 3–4 раза меньше инвестиций, чем осуществление затрат на соответствующее увеличение производства энергии, в том числе рост добычи топливно-энергетических ресурсов. Макроэкономический эффект снижения недельной энергоемкости ВВП на 1% оценивается ростом национального дохода на четыре десятых процента.
Описанная ситуация с энергоэффективностью энергосбережения давно требует принятия нового федерального закона об энергосбережении. После практически годичной доработки в стадии второго чтения закон был принят и сегодня действует. Что можно сказать об этом нормативном акте? Если при рассмотрении в первом чтении он представлялся в основном законом для энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, то окончательный его текст содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сегодня стоит вопрос правильного понимания этих норм и полноценная реализация его положений путем создания адекватной системы подзаконных актов. К сожалению, как обычно, бывает, что разработка этих актов задерживается. Так, например, случилось с обеспечением нормативного регулирования разработки 1 августа этого года региональных муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом № 261 реализуется в форме энергогосударственного регулирования.
Но если рассмотреть механизмы энергетического обследования, то становится ясно, что хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей на календарный год.
Эти перечисленные пункты практически говорят, что вся экономика подлежит обязательному энергетическому обследованию. И не только экономика, а все сферы деятельности. Таким образом, в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики.
В законе сказано, что энергетическое обследование вправе проводить только лица, которые являются членами СРО в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 года, последующие – не реже одного раза в каждые пять лет. Таким образом, есть еще некоторое время для создания СРО в области проведения энергетических обследований и разработки нормативной базы, регулирующей их деятельность. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен разработать соответствующую нормативную базу, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ данных энергетических паспортов. Каждая СРО в области энергетического обследования раз в три месяца обязана направлять заявления и копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результатам проведения ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать и получать у СРО в области энергетического обследования данные о добровольно проведенных энергетических обследованиях, а также данные по результатам добровольных обследований энергетических паспортов. Вот все, что фактически в законе сказано о деятельности организаций в области энергетических обследований и энергоаудита.
Если требования к энергетической эффективности, составлению региональных, муниципальных программ, к внедрению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований требует еще большой работы в области подзаконных актов. Как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны? Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.
Что должно получаться по результатам энергетического обследования? В законе говорится: это получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения, повышения энергетической эффективности, разработка типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение их стоимостной оценки.
Такая общая формулировка в законе требует значительных усилий при разработке подзаконных актов, конкретизирующих данное положение, позволяет наполнить эти положения закона значительным реальным содержанием и сделать их действенными механизмами повышения энергоэффективности отраслей отечественной экономики. С одной стороны, огромная ответственность ложится на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен организовать методическое обеспечение, регламентацию деятельности СРО в области энергетического обследования. С другой стороны, встает вопрос о специализированных СРО в области энергетического обследования.
Два года назад, когда происходил переход от лицензирования к саморегулированию, в строительстве возникла аналогичная необходимость специализированных СРО для строителей, проектировщиков в энергетике, в атомной энергетике, в некоторых других отраслях, имеющих существенную специализацию или допуск к технологиям. Возможно, при реализации положения 261-го закона должна возникнуть такая же ситуация. Для проведения энергетических обследований, для выдачи рекомендаций по повышению энергетической эффективности в конкретных секторах экономики, в частности в производственных процессах энергетики и топливно-энергетическом комплексе, требуется высочайшая профессиональная квалификация в этих отраслях, а также знание тех мероприятий, которые могут привести к повышению эффективности.
Подпишитесь
И будьте в курсе первыми!
И будьте в курсе первыми!
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"