У совершенства нет предела! - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » У совершенства нет предела! - «Новости - Энергетики»
У совершенства нет предела! - «Новости - Энергетики»
ООО «Тольяттинский Трансформатор» является одним из крупнейших на постсоветском пространстве изготовителем силовых высоковольтных трансформаторов с установленной производственной мощностью до 30 ГВА. Завод производит все виды трансформаторного оборудования, востребованные на рынке России и
У совершенства нет предела! - «Новости - Энергетики»
ООО «Тольяттинский Трансформатор» является одним из крупнейших на постсоветском пространстве изготовителем силовых высоковольтных трансформаторов с установленной производственной мощностью до 30 ГВА. Завод производит все виды трансформаторного оборудования, востребованные на рынке России и зарубежья. О сегодняшнем дне предприятия журналу «Энергополис» рассказал Владимир Чистяков, генеральный директор завода.

– Владимир Сергеевич, кризис, из которого экономика нашей страны постепенно выбирается, был серьезным испытанием для крупных компаний в первую очередь. Таким предприятиям, как ваш завод, непросто в короткий срок диверсифицировать производство. Как «Тольяттинский Трансформатор» переживал этот сложный период?


– Кризис – это здорово! Если бы не он, не исключаю, что мы не получили бы отличный заказ от ФСК. Вы же знаете, что на самых разных уровнях власти всегда говорилось о поддержании отечественного производителя, но никаких мер для этого не принималось. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А если говорить серьезно, то для нашего завода трансформаторы класса напряжения 110 кВ, наша основная продукция, – это наш хлеб, мы производили их еще в советское время, но именно в кризисный период сформировались условия, которые помогли нам больше времени уделять вопросам расширения рынков сбыта. Сейчас мы фактически можем изготовить любую машину и по мощности, и по напряжению.

– Сейчас и в ФСК ЕЭС, и в Холдинге МРСК говорят о том, что пора от покупки трансформаторов переходить к прямому владению трансформатором, то есть просчитывать не только цену покупки, но и цену эксплуатации, обслуживания, ремонтов вплоть до утилизации?

– Я совершенно с этим согласен. Буквально полгода назад вместе с главными инженерами МРСК мы обсуждали задачи, требующие решения именно в этом направлении. Мы крайне заинтересованы в прямом владении трансформатором, но я хочу добавить, что мы должны брать на себя кроме всего вышеназванного ответственность и за транспортировку, и за установку, и за монтаж. Мне кажется, назрела необходимость в договоренностях между заводом-изготовителем, железной дорогой и принимающей стороной для того, чтобы груз, весящий сто тонн, был в целости и сохранности доставлен к месту назначения. Потому что если стотонную машину неаккуратно довезти, то у принимающей стороны возникнет к нам много вопросов, которые мы, в свою очередь, адресуем железнодорожникам, но, как правило, никакого ответа от них не получаем. В результате образовался замкнутый круг: невозможно охранять каждую машину, и не с кого спросить за некачественную доставку.

– В 2011 году заводу исполнится 55 лет. За эти годы наработан серьезный опыт по изготовлению важнейшей энергетической продукции.


– Действительно, на нашем предприятии задействован полный цикл изготовления трансформаторов, включающий маркетинговые исследования, собственную конструкторскую разработку, технологическую проработку, производство, испытательный центр, шеф-монтаж, сервисные услуги, в том числе ремонт и производство отдельных компонентов. И этими знаниями мы всегда готовы поделиться с теми, кто, пользуясь нашей продукцией, действительно заинтересован в получении полноценной информации.

С нашими коллегами из Холдинга МРСК мы проводим совместные техсоветы, и это очень помогает в решении возникающих в ходе работы вопросов. Есть возможность обсудить текущие проблемы, по прямой линии call-центра найти специалистов, дать консультации по вопросам обслуживания аппаратуры. Я думаю, это единственно правильный подход для решения многих насущных вопросов, которые возникают в процессе эксплуатации оборудования. Радует, что коллеги всегда готовы к конструктивному диалогу.
– На сегодняшний день не только в Тольятти, но и по всей России происходит отток высококвалифицированных кадров на другие предприятия, в другие города. Как вы видите решение этой проблемы?

– Ни для кого не секрет, что градообразующим предприятием Тольятти, влияющим на экономику города и работу других предприятий, является
АВТОВАЗ. Сейчас, к примеру, на заводе подъем, а когда АВТОВАЗ начинает активно работать, нам становится труднее найти хороших специалистов. Но меня это скорее радует, чем расстраивает. Мы не относимся к тем людям, которые живут по поговорке «мне хорошо, когда соседу плохо». Мы за то, чтобы все предприятия города и в дальнейшем успешно функционировали.
Конечно, конкуренцию никто не отменял: строятся новые заводы в Колпино и Воронеже, но я с гордостью могу сказать, что, «Тольяттинский Трансформатор» является одним из крупнейших на постсоветском пространстве изготовителей силовых высоковольтных трансформаторов. Кроме того, мы – единственные в России, кто производит переключатели для трансформаторов. Наш завод проектировался и строился как крупнейший в Европе современный комплекс по производству электротехнического оборудования. Хочу сказать, что со дня открытия нашего предприятия мы непрерывно совершенствовали конструкции трансформаторов и осваивали новые технологии, заменили устаревшее оборудование на самое современное, поэтому за время кризиса не только не растеряли, но и нарастили технический потенциал.
Мы по-прежнему тесно сотрудничаем с университетами и отраслевыми институтами. Мы продолжали работать и работаем с НИИ независимо от того, в какой бывшей союзной республике находится интересующий нас институт. Связи, к счастью, сохранились, несмотря на сложнейший постсоветский период, когда отношения внутри огромной страны рвались практически по живому.

– Владимир Сергеевич, в постперестроечный период интерес к так называемым рабочим профессиям упал до нуля. Идут сегодня к вам на производство молодые специалисты?

– У нас сейчас среди топ-менеджеров (а это начальники отделов, заместители главного конструктора) есть несколько молодых сотрудников, которым 25–28 лет. Они могут решать серьезные, большие задачи наравне с опытными руководителями, поэтому я оптимистично смотрю вперед, в будущее нашего завода. Ведь можно назначить на руководящий пост кого угодно, мы прекрасно знаем, как это происходило…

– И происходит до сих пор, к сожалению…

– Затем мастерски развалить производство (это в России национальный вид спорта). Но наш золотой запас и опора – это талантливая молодежь. Пока нельзя сказать, что на заводе происходит полноценная смена поколений. Но, хотя речь идет о десяти-пятнадцати молодых специалистах, не может не радовать тот факт, что у нынешних студентов возрос интерес к техническим специальностям, в связи с чем возобновился набор на соответствующие факультеты. А ведь совсем недавно существовала кафедра в Тольяттинском политехническом институте, его выпускники работали и продолжают работать у нас на заводе. Сто пятьдесят человек, среди них есть асы, помнящие каждую машину, которую они делали. Наш главный инженер Валентин Иванович Рябов действительно знает производство от и до. Есть группа конструкторов, занимающихся разработкой новых конструкций с учетом современных материалов и технологий. В последнее время благодаря техническому перевооружению мы улучшили характеристики выпускаемых предприятием изделий, по некоторым позициям увеличили объем выпуска. Сделано многое, но предстоит сделать еще больше.

– Как вы оцениваете уровень не только конечной заводской продукции, но и уровень самого производства по сравнению с иностранными?

– Трансформаторостроение – это одна из немногих областей, в которой мы способны конкурировать с Западом, особенно по соотношению «цена-качество». Я не говорю, что наши трансформаторы намного лучше, чем у наших европейских коллег, но я был на крупных зарубежных заводах и могу сказать, что кое-где станки стоят менее современные, чем у нас. И кстати, хочу попутно сказать о том, что к нам поступают запросы с просьбой проконсультировать о возможности ремонта наших трансформаторов выпуска 72-го года. По идее, они уже должны быть списаны в утиль, но они работают до сих пор и не собираются разваливаться. Для нас это лучшая реклама. А современная замечательная западная техника работает от звонка до звонка, без всякого запаса прочности. Я как энергетик заявляю, что самое главное – это надежность, это и первое, и второе, и третье. Только после того, когда обеспечена надежность, можно говорить про эффективность, про коммерческую выгоду. Но надежность – это главное.
– Подводя итог нашей беседе, хочу задать вопрос на засыпку: что самое важное в жизни завода?

– Безусловно, управление производством в целом. Как процессом. Здесь нет ничего второстепенного – использование того или иного материала или трудового ресурса влияет на конечный результат. Главное – правильно поставить задачу и сформулировать ее, чему мы стремимся научить весь управляющий персонал. Начальников цехов, например.
Я сам вопросами управления производством начал заниматься еще в девяносто четвертом году на Саратовском подшипниковом заводе. Тогда достижением для нас была покупка одного компьютера на целый цех, и, когда однажды в цех залезли воры через окно и компьютер украли, это был траур. Представьте, как я был поражен, когда приехал в «Мосэнерго» и увидел компьютеры на каждом столе в качестве печатных машинок. Мы ведь по собственной инициативе закупили регистраторы – «Роботроны», заменили у них начинку и с помощью этих перепрофилированных устройств начали считать зарплату, управлять внутрицеховыми процессами, регистрировать количество деталей и прочее, и прочее. Это было, если можно так сказать, началом, а сегодня на «Тольяттинском Трансформаторе» полностью внедрена система управления ресурсами предприятия – SAP.

На самом деле любое крупное предприятие, по сути, огромный корабль, и, если капитан дает зад-ний ход, он не может развернуться сразу, а еще несколько километров движется по инерции вперед. Поэтому для нас оптимальный вариант – саморегулирование, когда система практически самоорганизуется, двигаясь к поставленной цели с минимальными сбоями. Это, конечно, идеал, но к нему нужно стремиться.
И еще об одном мне хочется сказать: очень хорошо и правильно, что сегодня начал возрождаться интерес к профессии инженера. Современное оборудование требует высококвалифицированного обращения. В советские времена существовал термин «специалист широкого профиля», и наши заводские инженеры должны быть именно такими профессионалами: не только грамотными компьютерщиками, но и специалистами по металлу, по оборудованию.

То, что развитие страны зависит от того, на каком месте находится сегодня инженер, – это не громкие слова. Чем выше будет поднят престиж профессии инженера, тем быстрее наша экономика будет развиваться, и мы перестанем все время догонять развитые государства.
Беседовал Алексей Иванов

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости