Проблемы энергоаудита: пути решения - «Новости - Энергетики»
Андрей Лазарев, генеральный директор НП СРО «Межрегиональная гильдия энергоаудиторов» 27 ноября в Минэнерго прошло расширенное заседание Координационного научно-технического совета СРО в области энергетических обследований (КНТС СРО), в работе которого приняли участие член Совета Федерации Валентин
Андрей Лазарев, генеральный директор НП СРО «Межрегиональная гильдия энергоаудиторов»
27 ноября в Минэнерго прошло расширенное заседание Координационного научно-технического совета СРО в области энергетических обследований (КНТС СРО), в работе которого приняли участие член Совета Федерации Валентин Межевич, заместитель министра энергетики Андрей Шишкин, и. о. директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Олег Токарев, член Общественной палаты Анатолий Либет, члены КНТС СРО и руководители ряда некоммерческих партнерств, объединяющих энергоаудиторов. Вел заседание председатель КНТС СРО Сергей Михайлов.
Сегодня вопросы энергоэффективности и энергосбережения занимают важнейшее место в мировой экономике. Европейский союз уже более двадцати пяти лет успешно реализует программу энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики. Китайская Народная Республика, освоив передовые промышленные технологии, в этом году приняла решение о принудительном закрытии более 800 промышленных предприятий, которые не укладываются в жесткие нормативы по энерго- и ресурсосбережению.
Участники заседания отмечали, что Россия встала на этот путь сравнительно недавно, но начала идти по нему в хорошем темпе. 23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в августе 2010 года начата регистрация саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования (энергоаудита), а сегодня зарегистрировано уже четыре десятка СРО и около трех тысяч энергоаудиторских компаний, аттестовано свыше пяти тысяч квалифицированных энергоаудиторов.
Поэтому основными темами обсуждения на расширенном заседании КНТС были тарифы на проведение энергетического обследования, вопросы обучения и повышения квалификации энергоаудиторов, подготовка создания национального объединения СРО в области энергетического обследования и проблемы использования результатов обязательного энерго-аудита для дальнейшего заключения энергосервисных контрактов, получения гарантированных энергоаудитором результатов их выполнения.
Что касается стоимости проведения энергетического обследования, этот вопрос волнует всех: и самих энерго-аудиторов, и заказчиков. Практика показывает, что отсутствие ориентиров в тарифном регулировании приводит к тому, что под видом энергетического обследования самозваный энерго-аудитор за баснословно низкую цену в лучшем случае проводит поверхностный осмотр здания. Некоторые вообще, согласно рекламе, присланной из Екатеринбурга, «за десять тысяч рублей выдают энергетические паспорта без выезда на место, по фотографии с тепловизора». Конечно, такие «паспорта» никто не поставит на учет в Едином государственном реестре, поскольку ни экономическую эффективность предлагаемых мероприятий, ни потенциал энергосбережения определить по таким бумажкам невозможно. С другой стороны, под предлогом проведения энергоаудита можно на вполне законных основаниях отмыть любую сумму – достаточно провести закрытый конкурс и из трех аффилированных фирм выбрать ту, что предложила наилучшие условия. Это приводит к ситуации, при которой стоимость энергетического обследования среднего машиностроительного завода разными энергоаудиторами может колебаться от 4 до 74 млн. рублей.
Поэтому КНТС СРО принято решение о создании рабочей группы по тарифной политике в области энергетического обследования. Предложения рабочей группы должны быть подготовлены к концу января 2011 года.
Но основной проблемой является то, что от простой фиксации уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения эффективность экономики не повысится. Необходимо обеспечить практическую реализацию предложенных аудиторами мероприятий в рамках энергосервисных контрактов. На заседании отмечалось, что попытки ряда энергоаудиторских организаций подготовить долгосрочные энергосервисные контракты натолкнулись на неурегулированность этих вопросов в отечественном законодательстве, не говоря уже о подзаконных актах.
Действительно, даже экономически обоснованная и подкрепленная политической волей программа перевода нашей промышленности на энерго-сберегающие технологии может быть реализована только при наличии инвестора, который потребует четких законодательных гарантий своих инвестиций, чтобы не превратиться из инвестора в спонсора.
Присутствовавший на заседании один из авторов Федерального закона 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года член Совета Федерации В. Е. Межевич сообщил, что совместно со своими коллегами по Федеральному собранию он готовит предложения по соответствующим изменениям в законодательство по энергосбережению.
Серьезные проблемы возникают у СРО и в части обучения своих членов. За прошедший год всеми рекомендованными Минэнерго учебными центрами подготовлено около трех тысяч энергоаудиторов, в то время как потребность в них, по подсчетам Правительства России, составляет около четырехсот тысяч специалистов. При этом в ряде ключевых регионов, включая, например, Калининградскую область, нет ни одного аттестованного в соответствии с требованиями Минэнерго специалиста. С учетом того, что за ближайшие два года предстоит выполнить огромный объем работ по оценке энергоэффективности всех отраслей отечественной экономики, сформировать планы и предложить механизмы реализации ресурсов энергосбережения, темпы подготовки специалистов ничтожно малы.
Впрочем, и качество имеющегося обучения по 72-часовой программе оставляет желать лучшего. Понимая недостаточность имеющейся программы, ряд вузов принял решение о начале полномасштабной подготовки инженеров-энергоаудиторов на базе имеющихся кафедр энергоэффективности и энергосбережения в объеме 520 часов.
Сжатые сроки и значимость поставленных задач обуславливают исключительное внимание и беспрецедентно жесткий контроль за выполнением решений в этой области со стороны Президента и Премьер-министра России. Принята государственная программа по повышению энергоэффективности на 2011–2013 годы, на реализацию которой выделены десятки миллиардов рублей из федерального бюджета.
Членами КНТС СРО принято решение объединить усилия всего сообщества и подготовить создание национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Именно оно будет вырабатывать общее мнение энергетического сообщества, и на его основе станут разрабатывать и продвигать инициативы по совершенствованию законов, приказов, инструкций, методики по контролю реальной экономической эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению, подготовке и оценке инвестиционных программ, реализации энергосервисных контрактов.
Для этого КНТС сформирована рабочая группа по подготовке создания национального объединения СРО в области энергетического обследования.
Стоимость энергоаудита
При определении стоимости энергоаудита необходим предварительный выезд специалистов на предприятие для определения объема работ по энергетическому аудиту и проведения рабочих встреч с руководством и персоналом обследуемого предприятия по обсуждению сроков проведения энергоаудита.
В аудиторском заключении должна быть обеспечена полная информация по оценке:
• эффективности использования ТЭР;
• эффективности работы оборудования;
• состояния учета ТЭР и отчетность их использования;
• анализу затрат на топливно-энергетическое обеспечение.
Комплексный энергоаудит проводится бригадой специалистов: инженеров-электриков, теплотехников, экономистов, прошедших специальную подготовку, имеющих опыт практических работ и обладающих навыками работы со специальными приборами. Квалификация специалистов и комплектация приборного парка влияет и на стоимость энергоаудита.
Основанием для определения стоимости энергоаудита служат сметы, проекты и выбор методов проведения энергетического обследования. Стоимость энергоаудита включает в себя выполнение следующих работ:
• по обследованию предприятий для выявления возможных резервов экономии топливно-энергетических ресурсов;
• по составлению энергетического паспорта объекта;
• по экспертизе проектов системы производства;
• по рациональному и энергоэффективному использованию ТЭР с выдачей соответствующих рекомендаций.
Примерный расчет стоимости энергоаудита можно сделать на основании Прейскуранта Минжилкомхоза РСФСР М 26-05-204-01, 1990 год, с учетом индексов пересчета стоимости и калькуляции затрат на обеспечение прямых накладных расходов энергоаудиторским предприятием. Точная стоимость энергетического обследования – это договорная величина между заказчиком и энергоаудитором, которая зависит от множества факторов.
27 ноября в Минэнерго прошло расширенное заседание Координационного научно-технического совета СРО в области энергетических обследований (КНТС СРО), в работе которого приняли участие член Совета Федерации Валентин Межевич, заместитель министра энергетики Андрей Шишкин, и. о. директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Олег Токарев, член Общественной палаты Анатолий Либет, члены КНТС СРО и руководители ряда некоммерческих партнерств, объединяющих энергоаудиторов. Вел заседание председатель КНТС СРО Сергей Михайлов.
Сегодня вопросы энергоэффективности и энергосбережения занимают важнейшее место в мировой экономике. Европейский союз уже более двадцати пяти лет успешно реализует программу энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики. Китайская Народная Республика, освоив передовые промышленные технологии, в этом году приняла решение о принудительном закрытии более 800 промышленных предприятий, которые не укладываются в жесткие нормативы по энерго- и ресурсосбережению.
Участники заседания отмечали, что Россия встала на этот путь сравнительно недавно, но начала идти по нему в хорошем темпе. 23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в августе 2010 года начата регистрация саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования (энергоаудита), а сегодня зарегистрировано уже четыре десятка СРО и около трех тысяч энергоаудиторских компаний, аттестовано свыше пяти тысяч квалифицированных энергоаудиторов.
Поэтому основными темами обсуждения на расширенном заседании КНТС были тарифы на проведение энергетического обследования, вопросы обучения и повышения квалификации энергоаудиторов, подготовка создания национального объединения СРО в области энергетического обследования и проблемы использования результатов обязательного энерго-аудита для дальнейшего заключения энергосервисных контрактов, получения гарантированных энергоаудитором результатов их выполнения.
Что касается стоимости проведения энергетического обследования, этот вопрос волнует всех: и самих энерго-аудиторов, и заказчиков. Практика показывает, что отсутствие ориентиров в тарифном регулировании приводит к тому, что под видом энергетического обследования самозваный энерго-аудитор за баснословно низкую цену в лучшем случае проводит поверхностный осмотр здания. Некоторые вообще, согласно рекламе, присланной из Екатеринбурга, «за десять тысяч рублей выдают энергетические паспорта без выезда на место, по фотографии с тепловизора». Конечно, такие «паспорта» никто не поставит на учет в Едином государственном реестре, поскольку ни экономическую эффективность предлагаемых мероприятий, ни потенциал энергосбережения определить по таким бумажкам невозможно. С другой стороны, под предлогом проведения энергоаудита можно на вполне законных основаниях отмыть любую сумму – достаточно провести закрытый конкурс и из трех аффилированных фирм выбрать ту, что предложила наилучшие условия. Это приводит к ситуации, при которой стоимость энергетического обследования среднего машиностроительного завода разными энергоаудиторами может колебаться от 4 до 74 млн. рублей.
Поэтому КНТС СРО принято решение о создании рабочей группы по тарифной политике в области энергетического обследования. Предложения рабочей группы должны быть подготовлены к концу января 2011 года.
Но основной проблемой является то, что от простой фиксации уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения эффективность экономики не повысится. Необходимо обеспечить практическую реализацию предложенных аудиторами мероприятий в рамках энергосервисных контрактов. На заседании отмечалось, что попытки ряда энергоаудиторских организаций подготовить долгосрочные энергосервисные контракты натолкнулись на неурегулированность этих вопросов в отечественном законодательстве, не говоря уже о подзаконных актах.
Действительно, даже экономически обоснованная и подкрепленная политической волей программа перевода нашей промышленности на энерго-сберегающие технологии может быть реализована только при наличии инвестора, который потребует четких законодательных гарантий своих инвестиций, чтобы не превратиться из инвестора в спонсора.
Присутствовавший на заседании один из авторов Федерального закона 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года член Совета Федерации В. Е. Межевич сообщил, что совместно со своими коллегами по Федеральному собранию он готовит предложения по соответствующим изменениям в законодательство по энергосбережению.
Серьезные проблемы возникают у СРО и в части обучения своих членов. За прошедший год всеми рекомендованными Минэнерго учебными центрами подготовлено около трех тысяч энергоаудиторов, в то время как потребность в них, по подсчетам Правительства России, составляет около четырехсот тысяч специалистов. При этом в ряде ключевых регионов, включая, например, Калининградскую область, нет ни одного аттестованного в соответствии с требованиями Минэнерго специалиста. С учетом того, что за ближайшие два года предстоит выполнить огромный объем работ по оценке энергоэффективности всех отраслей отечественной экономики, сформировать планы и предложить механизмы реализации ресурсов энергосбережения, темпы подготовки специалистов ничтожно малы.
Впрочем, и качество имеющегося обучения по 72-часовой программе оставляет желать лучшего. Понимая недостаточность имеющейся программы, ряд вузов принял решение о начале полномасштабной подготовки инженеров-энергоаудиторов на базе имеющихся кафедр энергоэффективности и энергосбережения в объеме 520 часов.
Сжатые сроки и значимость поставленных задач обуславливают исключительное внимание и беспрецедентно жесткий контроль за выполнением решений в этой области со стороны Президента и Премьер-министра России. Принята государственная программа по повышению энергоэффективности на 2011–2013 годы, на реализацию которой выделены десятки миллиардов рублей из федерального бюджета.
Членами КНТС СРО принято решение объединить усилия всего сообщества и подготовить создание национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Именно оно будет вырабатывать общее мнение энергетического сообщества, и на его основе станут разрабатывать и продвигать инициативы по совершенствованию законов, приказов, инструкций, методики по контролю реальной экономической эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению, подготовке и оценке инвестиционных программ, реализации энергосервисных контрактов.
Для этого КНТС сформирована рабочая группа по подготовке создания национального объединения СРО в области энергетического обследования.
Стоимость энергоаудита
При определении стоимости энергоаудита необходим предварительный выезд специалистов на предприятие для определения объема работ по энергетическому аудиту и проведения рабочих встреч с руководством и персоналом обследуемого предприятия по обсуждению сроков проведения энергоаудита.
В аудиторском заключении должна быть обеспечена полная информация по оценке:
• эффективности использования ТЭР;
• эффективности работы оборудования;
• состояния учета ТЭР и отчетность их использования;
• анализу затрат на топливно-энергетическое обеспечение.
Комплексный энергоаудит проводится бригадой специалистов: инженеров-электриков, теплотехников, экономистов, прошедших специальную подготовку, имеющих опыт практических работ и обладающих навыками работы со специальными приборами. Квалификация специалистов и комплектация приборного парка влияет и на стоимость энергоаудита.
Основанием для определения стоимости энергоаудита служат сметы, проекты и выбор методов проведения энергетического обследования. Стоимость энергоаудита включает в себя выполнение следующих работ:
• по обследованию предприятий для выявления возможных резервов экономии топливно-энергетических ресурсов;
• по составлению энергетического паспорта объекта;
• по экспертизе проектов системы производства;
• по рациональному и энергоэффективному использованию ТЭР с выдачей соответствующих рекомендаций.
Примерный расчет стоимости энергоаудита можно сделать на основании Прейскуранта Минжилкомхоза РСФСР М 26-05-204-01, 1990 год, с учетом индексов пересчета стоимости и калькуляции затрат на обеспечение прямых накладных расходов энергоаудиторским предприятием. Точная стоимость энергетического обследования – это договорная величина между заказчиком и энергоаудитором, которая зависит от множества факторов.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"