Энергоаудит день за днем - «Новости - Энергетики»
Сегодня мы все чаще слышим такие слова, как «энергоаудит», «энергосбережение», «энергоэффективность». В последнее время для одних они стали модной фишкой, для других прибыльным бизнесом, для третьих ужасной головной болью. Директор Санкт-Петербургской саморегулируемой организации некоммерческого
Сегодня мы все чаще слышим такие слова, как «энергоаудит», «энергосбережение», «энергоэффективность». В последнее время для одних они стали модной фишкой, для других прибыльным бизнесом, для третьих ужасной головной болью. Директор Санкт-Петербургской саморегулируемой организации некоммерческого партнерства (СРО НП) «Три Э» Александр Ерастов согласился поделиться своими мыслями об одной из актуальнейших проблем российской энергетики с читателями нашего журнала.
Ежемесячно в нашей стране около 1,5 млрд. рублей тратится на энергоаудит. Всего около 450 тыс. организаций должны пройти процедуру обязательного энергетического обследования (ЭО) в срок до 31 декабря нынешнего года, включая бюджетные учреждения, крупных потребителей с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) более 10 млн. рублей в год в денежном эквиваленте, регулируемые организации. Все эти требования изложены в хорошо всем нам известном Федеральном законе Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но понятия «энергетическое обследование», «обязательное энергетическое обследование», «энергоаудит» появились задолго до вступления в силу 261-ФЗ. Давайте рассмотрим ретроспективу энергетических обследований в нашей стране, требования к энергоаудиторам, а также попытаемся заглянуть в будущее этой деятельности.
Что было вчера
Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития нормативно-правовой базы. Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет еще в июне 1992 года Постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.
Принятый тремя годами позже Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. В том же году Постановлением Правительства РФ были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года». По сути, именно этими документами было положено начало созданию правовой базы энергосбережения.
В ноябре 1995 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию ТЭР.
В апреле 1996 года был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а спустя полтора года Указом Президента РФ «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» ответственность за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов была возложена на Министерство топлива и энергетики РФ, которое, в свою очередь, делегировало эти полномочия органам Госэнергонадзора, входящим в структуру министерства.
Обязательным энергетическим обследованиям в рамках Федерального закона № 28-ФЗ подлежали организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива в год. Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР составляла не реже одного раза в три года.
В 2001 году лицензирование деятельности в области проведения энергетических обследований, как и многих других, было упразднено. Таким документом стала аккредитация энергоаудитора при Министерстве топлива и энергетики РФ. В 2004 году в процессе административной реформы системы государственной власти РФ функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов были признаны избыточными как ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. В этом же году Госэнергонадзор и Минтопэнерго прекратили свое существование.
В рамках Приказа Минпромэнерго РФ от 4 июля 2006 года «Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» общую координацию работ по проведению энергоаудита потребителей ТЭР осуществляет Минпромэнерго России.
Что есть сегодня
В 2008 году вышел Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Второе, более активное дыхание вопрос повышения энергетической эффективности получил в послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 года. Данное направление получило свое развитие и окончательное закрепление в Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». После выхода этого закона в течение двух последних лет было внесено большое количество поправок в действующие законодательные акты, а также принято около сорока документов по вопросам энергосбережения.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.
Что будет завтра
Однако что нас ждет в будущем в отношении регулирования деятельности в области энергетических обследований? Об этом можно поразмыслить, изучив проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Планируется, что Министерство энергетики утвердит минимальные требования к порядку проведения ЭО, к программе энергосбережения, к порядку проверки качества проведения энергетического обследования СРО в области энергетического обследования.
Также планируется установить обязательность энергетических обследований для организаций, ответственных за содержание многоквартирных домов с проведением экспресс-обследования многоквартирных домов.
Энергетические паспорта на основании проектной документации будут составляться в соответствии с градостроительным законодательством лицами, имеющими право на выполнение работ по подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
Планируется также облегчить жизнь лицам, которые не имеют на балансе зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, и не используют энергетические ресурсы по договорам купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, либо чьи совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного или иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии не превышают 500 тыс. рублей за календарный год.
Такие лица вправе будут вместо проведения обязательного энергетического обследования заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.
P.S. Как мы видим, энергетическое обследование в Российской Федерации как предмет профессиональной деятельности существует достаточно давно. Конечно, на данный момент есть много спорных нерешенных вопросов, но процесс не стоит на месте.
И хочется надеяться, что в скором будущем эта профессия станет одной из самых престижных, а слово «энергоаудитор» будет синонимом словосочетания «высокий профессионализм»!
Ежемесячно в нашей стране около 1,5 млрд. рублей тратится на энергоаудит. Всего около 450 тыс. организаций должны пройти процедуру обязательного энергетического обследования (ЭО) в срок до 31 декабря нынешнего года, включая бюджетные учреждения, крупных потребителей с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) более 10 млн. рублей в год в денежном эквиваленте, регулируемые организации. Все эти требования изложены в хорошо всем нам известном Федеральном законе Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но понятия «энергетическое обследование», «обязательное энергетическое обследование», «энергоаудит» появились задолго до вступления в силу 261-ФЗ. Давайте рассмотрим ретроспективу энергетических обследований в нашей стране, требования к энергоаудиторам, а также попытаемся заглянуть в будущее этой деятельности.
Что было вчера
Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития нормативно-правовой базы. Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет еще в июне 1992 года Постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.
Принятый тремя годами позже Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. В том же году Постановлением Правительства РФ были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года». По сути, именно этими документами было положено начало созданию правовой базы энергосбережения.
В ноябре 1995 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию ТЭР.
В апреле 1996 года был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а спустя полтора года Указом Президента РФ «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» ответственность за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов была возложена на Министерство топлива и энергетики РФ, которое, в свою очередь, делегировало эти полномочия органам Госэнергонадзора, входящим в структуру министерства.
Обязательным энергетическим обследованиям в рамках Федерального закона № 28-ФЗ подлежали организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива в год. Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР составляла не реже одного раза в три года.
В 2001 году лицензирование деятельности в области проведения энергетических обследований, как и многих других, было упразднено. Таким документом стала аккредитация энергоаудитора при Министерстве топлива и энергетики РФ. В 2004 году в процессе административной реформы системы государственной власти РФ функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов были признаны избыточными как ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. В этом же году Госэнергонадзор и Минтопэнерго прекратили свое существование.
В рамках Приказа Минпромэнерго РФ от 4 июля 2006 года «Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» общую координацию работ по проведению энергоаудита потребителей ТЭР осуществляет Минпромэнерго России.
Что есть сегодня
В 2008 году вышел Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Второе, более активное дыхание вопрос повышения энергетической эффективности получил в послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 года. Данное направление получило свое развитие и окончательное закрепление в Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». После выхода этого закона в течение двух последних лет было внесено большое количество поправок в действующие законодательные акты, а также принято около сорока документов по вопросам энергосбережения.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.
Что будет завтра
Однако что нас ждет в будущем в отношении регулирования деятельности в области энергетических обследований? Об этом можно поразмыслить, изучив проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Планируется, что Министерство энергетики утвердит минимальные требования к порядку проведения ЭО, к программе энергосбережения, к порядку проверки качества проведения энергетического обследования СРО в области энергетического обследования.
Также планируется установить обязательность энергетических обследований для организаций, ответственных за содержание многоквартирных домов с проведением экспресс-обследования многоквартирных домов.
Энергетические паспорта на основании проектной документации будут составляться в соответствии с градостроительным законодательством лицами, имеющими право на выполнение работ по подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
Планируется также облегчить жизнь лицам, которые не имеют на балансе зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, и не используют энергетические ресурсы по договорам купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, либо чьи совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного или иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии не превышают 500 тыс. рублей за календарный год.
Такие лица вправе будут вместо проведения обязательного энергетического обследования заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.
P.S. Как мы видим, энергетическое обследование в Российской Федерации как предмет профессиональной деятельности существует достаточно давно. Конечно, на данный момент есть много спорных нерешенных вопросов, но процесс не стоит на месте.
И хочется надеяться, что в скором будущем эта профессия станет одной из самых престижных, а слово «энергоаудитор» будет синонимом словосочетания «высокий профессионализм»!
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"