Нас ждет дочубаизация или дечубаизация? - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Нас ждет дочубаизация или дечубаизация? - «Новости - Энергетики»
Нас ждет дочубаизация или дечубаизация? - «Новости - Энергетики»
Пресс-конференции председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ Ивана Грачева всегда вызывают интерес в журналистском сообществе. Ясность мысли и изложения, нестандартный взгляд на ключевые проблемы энергетики, ирония и самоирония – свойства, так редко встречающиеся у российских чиновников и


Нас ждет дочубаизация или дечубаизация? - «Новости - Энергетики»
Пресс-конференции председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ Ивана Грачева всегда вызывают интерес в журналистском сообществе. Ясность мысли и изложения, нестандартный взгляд на ключевые проблемы энергетики, ирония и самоирония – свойства, так редко встречающиеся у российских чиновников и парламентариев, – вызывают живой отклик участников пресс-конференции.

 


Незадолго до окончания весенней сессии Иван Дмитриевич Грачев подвел итоги работы Комитета по энергетике.



– Деятельность комитета не исчерпывается прямой законодательной работой. Начну с международной деятельности. Мы от имени комитата при поддержке Госдумы и высшего руководства страны создали межпарламентскую рабочую группу Европарламент – ЕС РФ, посвященную исключительно энергетике. Она провела в Брюсселе второе заседание, где зафиксировала в итоговом документе целый рад пунктов, которые чрезвычайно важны в нашем сотрудничестве с Европой. Мы весьма скромно оцениваем возможности альтернативной энергетики, скромно – для Европы – оцениваем революцию в части сланцевого газа, считаем неверным тотальный переход на спотовые рынки по продаже газа и так далее – все ключевые пункты, предложенные российской стороной, в этом документе зафиксированы. Депутаты Европарламента отметили одну позицию: у нас чрезвычайно плохо с энергоэффективностью. Мы приводили примеры. Скажем, спотовые рынки не могут дать справедливых цен по газу, они приведут к существенному увеличению цен как в среднесрочной перспективе, так и в долгосрочной. Раз уж такая огромная волатильность у этого рынка (а мы видели за два последних года, что цены менялись в десять раз в течение одной зимы), она заставляет резервироваться и потребителя, и поставщика. А это и означает дополнительные расходы, рост цен, дополнительные риски снижают инвестиции: поставки уменьшаются, риски растут. И не только бизнес, но и депутаты Европарламента начинают понимать эту логику, потому что она подтверждается фактами. Исходный тезис, еще недавно модный и в Европе, и, к сожалению, у нас: рынок всегда лучше государства – чем больше раздробишь и больше либерализуешь, тем система станет эффективнее, – этот тезис фактами не подтверждается. Это задача абсолютно конкретная – для газа, для электричества. Мы настаиваем, что если после Nord Stream, который работает по правилам, исключенным из Третьего энергопакета, следующие огрызки труб – Opal, Enel – будут работать по Третьему энергопакету: оставь половину кому-то другому, а этого другого вообще нет! – то это обязательно скажется на ценах в сторону увеличения. Абстрактные рыночные идеи приведут к реальному росту цен для конечного потребителя.



Это имеет самое непосредственное отношение к нам. Недавно выступал министр энергетики перед парламентом, потом выступал я. И мы договорились, что я сосредоточусь на электричестве и тепле. По нефти, газу, углю картина более-менее приемлемая. В электроэнергетике, теплоэнергетике ситуация намного хуже. В прошлом году мы вышли на уровень 90-го года по потреблению электроэнергии. Но износ вырос почти в полтора раза, потери технологические выросли в полтора раза, численность персонала, в основном не инженерного, выросла в полтора раза. Цены в долларах выросли в 12–15 раз! И при этом никакого значимого потока частных инвестиций не пришло. Если честно сказать, что «Росатом» – это государственные инвестиции, что ДПМ никакого отношения к рынку не имеет – это гарантированные государством инвестиции, что полноценные частные инвестиции ниже уровня значимости их, то, в принципе, это означает, что рыночные механизмы абсолютно не дали результатов, на которые надеялись авторы реформ. Не могли и не дали. А значит, надо, отрешившись от догмы, что рынок всегда эффективнее, чем не-рынок, исходить из абсолютно прагматичных соображений: как нам стабилизировать цены, чтобы и промышленность, и граждане могли их выдержать.



Первые шаги в этом направлении сделаны, и мы их законодательно обеспечили. Я считаю, что формирование «Россетей», а дальше стремление забрать все огрызки и обломки сетей, что насоздавали, четыре тысячи ТСО так называемых, – это абсолютно правильная вещь, это признание, что никакой конкуренции между сетями не может быть, это чистейшей воды утопия. Вместо конкуренции – дополнительные финансовые нагрузки на потребителя, дополнительные посредники. Решение это правильное, мы его законодательно закрепили. На мой взгляд, та же ситуация со сбытами: тысячи сбытов насоздавали, подавляющее большинство из них ничего полезного не делает, никакой конкуренции они создать не могут. Монополист и из технологических, и из физических соображений один у каждого покупателя. Два максимум. Так что числом посредников вы в принципе не можете исходную монопольную цену как-то сдвинуть. По этому поводу первые поправки мы внесли, но они сразу встречают сопротивление со стороны части правительственных чиновников. Вокруг них начинается война. Это вещь ключевая. И она может повлиять на существенное изменение рыночных реформ, я в этом уверен! Потому что в инерционном варианте возобладает точка зрения, что реформы надо доводить до конца, усиливать либерализацию, которая на самом деле приведет к еще более ускоренному росту цен. Причем в короткой перспективе.



На эту же тему внесли закон – о перекрестном субсидировании, он прошел через первое чтение. Мы знаем, что если ничего не делать, то в конце этого года, так по крайней мере практики понимают действующее постановление правительства, перекрестка должна одним скачком ликвидироваться. И мы знаем, что по стране пошла масса судов, которые поначалу были в пользу компаний, чтобы они не оплачивали «последнюю милю». Но мы знаем, что перекрестка в основном касалась нашего населения. Что если одним махом ее ликвидировать, то в ряде субъектов Федерации в разы могут вырасти цены для населения. Это вещь недопустимая, невозможная. Мы, комитет, считаем, что перекрестку на некоторых территориях надо еще какое-то время сохранять. Мы внесли на эту тему закон, к которому во втором чтении многое добавилось. Поскольку одновременно идет реорганизация российских сетей, то у правительства есть желание кое-что в законе по электроэнергетике поменять. Поэтому на стадии второго чтения идет большая и серьезная война.



Из крупных законов – это ведомственная охрана в «Роснефти» и Газпроме. Это отголоски старой войны либералов за полный аутсорсинг. Была такая базовая идея: тот, кто добывает газ, должен добывать газ, а все остальное для него должны делать другие, специализированные компании. Идея абстрактно красивая, заманчивая, но в реальной жизни она приводит к тому, что делает всю систему охраны гораздо дороже. В жизни «Роснефть» и Газпром сохранили структуры, но они в полузаконном состоянии. Закон возвращает их к жизни. Взялись и за Закон об энергоэффективности. Надо расширить область его применения, и здесь первые шаги мы сделали, и четко прописать, что нельзя подходить с равными максимальными требованиями по аудиту и так далее к обыкновенному домику в сто квадратных метров и огромному заводу. Эту дифференциацию через первое чтение провели, споров там тоже много. В частности, с саморегулированием, которое прописать довольно трудно. Все понимают, что нужно чистить энергоаудиторов, которые расплодились, как дети лейтенанта Шмидта, но сам закон о саморегулировании кривой и не от жизни сделанный, что нам создает особые трудности. Важны законы по «Росатому» по экспертизам, по полномочиям, которые при преобразовании «Росатома» из госструктуры в концерн были ему предоставлены как временные. Допустили на рынок экспертиз много научных и ненаучных организаций, а многих экспертов допускать нельзя ни по квалификации, ни по другим соображениям. Немало и еще законов приняли – помельче, поскромнее, информацию можно вытащить из нашего комитетского сайта.



Затем председатель думского комитета ответил на вопросы журналистов.



– Что планируется по альтернативной энергетике?



– В Германии по ветру, солнцу и так далее – в целом процентов 12 «зеленая энергетика». Ставят задачу до двадцати довести, до сорока и восьмидесяти. Я абсолютно убежден, что это утопия! Никакая Германия затрат по такой энергетике не выдержит. Реально солнечные станции у них работают по 800 часов в год, примерно 10% времени, когда нужна электроэнергия. Ветровые – чуть больше, но не более 20%. Это означает, что их нужно почти стопроцентно резервировать! Сегодня они резервируют их угольными станциями. А это и по экологии, и по экономике хуже раза в два. Киловатт-час солнечной энергии в лучшем случае стоит два евроцента – восемь с чем-то рублей. Даже Германия обеспечить себя энергией так, чтобы это было и чисто, и целесообразно, не сможет. Солнечные станции закрывали и в Италии, и в Испании из-за отсутствия дотаций, и европейцы понимают, что в ближайшем будущем основным источником энергии будут углеводороды. Что лучше газа с точки зрения экологии все равно ничего нет. Хочешь иметь чистую энергетику – на газ переводи станцию.



– По поводу энергосбережения: за эти полгода самая активная работа проходила по поправкам к 261-му закону. Второе чтение переносилось не один раз.



Закон не очень хорош, но в нем есть абсолютно правильные вещи. Мы его хотим провести через три чтения до наших каникул.



– Довольны ли вы работой экспертных групп, созданных при комитете?



– Вопрос тут, остались ли они довольны моей работой. Большинство экспертных групп в высшей степени профессиональны и организованны, они выдают продукт – поправки, концепции, болванки для моей работы. С частью я не соглашаюсь, например с поправками Ямпольского по платежной дисциплине и аналогичным делам. Есть вещи, с которыми я сразу и абсолютно согласен, – что должны быть прямые проводки, а пока мы их не сделали, ввести ответственность за мошенничество. Но одновременно они хотят и граждан наказывать, повысить штрафы! Я сразу сказал: эту часть я поддерживать не буду, это несвоевременно – сейчас дополнительно давить на граждан. Но они все очень квалифицированно излагают, фиксируют поправки, которые позволяют эти проблемы решать. Дальше я должен договариваться с министерствами и ведомствами. Но если бы все зависело от меня и родного Министерства энергетики, то очень многие из их задумок удалось бы реализовать. А сама процедура работы в правительстве, она чрезвычайно длинная, сложная, хитрая, часто в нее впутываются энергетически совершенно непрофессиональные люди, из Минфина например, и тут бывают сложности. В целом же я работой экспертных команд доволен, считаю, что они профессиональны и организованны, и надеюсь, что они не разочарованы моей работой.



– Вы говорите о большом количестве сбытовых компаний.



– Я выступаю за то, чтобы снять в законе искусственные запреты сетям и генерации выступать продавцами энергии. В том числе и по прямым договорам с потребителем. Этот запрет никакого отношения к рыночным механизмам не имеет, это искусственная конструкция, в экзотической российской модели созданная.



– Сможете ли вы законодательно закрепить прямые договора в промышленной энергетике и когда это произойдет?



– Я все ждал, когда правительство определится с реформами в электроэнергетике – то ли в марте, то ли в мае. Дочубаизацией мы занимаемся или дечубаизацией в энергетике. И приспосабливать свои поправки к их решению. Но к сожалению, видимо, определенности не будет не только в мае, но и осенью. Есть разные точки зрения. Очень обоснованная – быстро переходить к прямым договорам, доводить их до 90%. Есть идеи модели «единого покупателя», чтобы рыночного монополиста одолеть, как это сделано в Китае. Пока, мне кажется, правительство не определилось, нет решения. Так что поправки, которые помогут эту ситуацию определить, я начну вносить и сейчас, и в начале осени.



Материалы пресс-конференции даны в сокращении.



Записал и подготовил Алексей Иванов


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика