Четыре буквы. К-Р-У-Э - «Новости - Энергетики»
На заре становления мировой энергетики появились устройства с воздушной изоляцией: это были обычные рубильники с открытыми контактами, которые находились в открытой воздушной среде. Минусом таких устройств были низкие эксплуатационные показатели, например невозможность полноценного гашения дуги, большие габариты, низкая безопасность для персонала и общая ненадежность систем. На смену им пришли масляные выключатели. Здесь увеличились надежность и безопасность, чуть выше стали показатели дугогашения. Но при этом требовались периодическая замена масла и обслуживание. Массогабаритные показатели также оставляли желать лучшего, плюс увеличилась взрывоопасность.
Следующими двумя вехами развития стали комплектные устройства с воздушной изоляцией и устройства с литой изоляцией. И если первые продолжают выпускаться и в наши дни, несмотря на свою архаичность, то вторые практически не представлены на рынке мировыми брендами. В чем же их минусы? Идея устройств с литой изоляцией состояла в том, чтобы поместить все токопроводящие и коммутационные аппараты в так называемый диэлектрический компаунд. Большинство известных производителей пытались создать подобное устройство. Увы, оно получалось слишком дорогим и сложным в изготовлении, при этом не было никаких ощутимых преимуществ перед обычной воздушной изоляцией.
Воздушная же изоляция для КРУ хороша лишь тем, что такие устройства легко изготовить, не прибегая к сложному технологическому процессу. Но такие устройства чрезмерно громоздки, небезопасны и требуют постоянного обслуживания из-за попадания пыли, посторонних предметов на токоведущие части, окисления и обгорания контактов.
По мнению ведущих инженеров и экспертов, самым технологичным, инновационным и безопасным решением является использование в качестве изоляции элегаза. Следует рассказать об этом инертном газе подробнее. Гексафторид серы – неорганическое вещество, инертный газ с электрической прочностью в четыре раза выше, чем у воздуха. То есть, по сути, это один из лучших диэлектриков.
Элегаз безвреден в смеси с воздухом. По степени воздействия на организм человека относится к малоопасным веществам (4-й класс согласно ГОСТу 12.1.007-76). Потенциал разрушения озонового слоя (Ozone Depleting Potential) равен нулю. Соответствует всем мировым нормам.
Ячейки КРУЭ выполняются, как правило, в трехфазном исполнении и состоят из отдельных элементов, заключенных в герметичную металлическую оболочку цилиндрической или шаровой формы, заполненную элегазом или смесью азота с элегазом. Для сочленения между собой оболочки элементов имеют фланцы и патрубки, контакты и уплотнения.
Ячейки КРУЭ, отдельные модули и элементы допускают возможность компоновки распределительных устройств 110 кВ по любым схемам. В зависимости от применяемой схемы распределительное устройство может состоять из одной и более ячеек.
По функциональному назначению ячейки КРУЭ могут быть линейные, шиносоединительные, трансформаторов напряжения и секционные, с одной или двумя системами сборных шин. Ячейки, отдельные модули и элементы допускают возможность компоновки КРУЭ по различным электрическим схемам. Ячейки состоят из трех полюсов, шкафов и сборных шин. В шкафах размещена аппаратура цепей сигнализации, блокировки, дистанционного электрического управления, контроля давления элегаза и подачи его в ячейку, питания приводов сжатым воздухом.
Ячейки на номинальное напряжение 110–220 кВ имеют трехполюсное или пополюсное управление, а ячейки на 500 кВ – только пополюсное управление.
В полюс ячейки входят:
• коммутационные аппараты: выключатели, разъединители, заземлители; измерительные трансформаторы тока и напряжения;
• соединительные элементы: сборные шины, кабельные вводы (масло-элегаз), проходные вводы (воздух-элегаз), элегазовые токопроводы и др.
Различные элементы ячеек по конструкции, условиям эксплуатации, монтажу, ремонту газовой схемы могут быть объединены в отсеки, а по условиям транспортировки – в транспортные блоки. Ячейки или их транспортные блоки заполнены элегазом или азотом при небольшом избыточном давлении.
Проектирование и согласование деталей
На первой стадии рабочего проектирования КРУЭ производитель КРУЭ направляет заказчику чертежи компоновок с указанием габаритов, массы, статических и динамических нагрузок, точек фиксации опорных конструкций КРУЭ и точек пересечения элементами КРУЭ строительных конструкций здания. Данные чертежи взаимно согласовываются и утверждаются, после чего возможно завершение проектирования КРУЭ и начало комплектации и сборки. Последующие изменения конструкции КРУЭ невозможны без значительных затрат.
Заказчик должен неукоснительно следовать взаимно согласованным чертежам КРУЭ и строительной части здания (помещения КРУЭ). К сожалению, это требование крайне редко соблюдается на практике, что приводит к удорожанию проекта и сдвигу сроков поставки оборудования, соответственно, к сдвигу пуска КРУЭ в эксплуатацию. Обычно предъявляются только требования к полу помещения КРУЭ: монолитный бетон определенной толщины (обычно 250 мм, согласовывается для каждого проекта) и плотности.
Закладные элементы часто не требуются. Чертежи с указанием точек фиксации опорных конструкций КРУЭ со статическими и динамическими нагрузками, точками заземляющих спусков, чертежи согласования интерфейсов КРУЭ – стены/пол/крыша здания – изготовители должны предоставлять на начальной стадии рабочего проектирования для согласования строительной части. Также сообщается информация о нагрузках (вторичные цепи) для расчета аккумуляторных батарей, информация о шкафах местного управления КРУЭ, иная необходимая информация. Стены, крыша здания КРУЭ обычно не несут нагрузки от КРУЭ (она воспринимается собственной опорной конструкцией и передается на пол/фундамент), соответственно, здание КРУЭ может быть выполнено из недорогих материалов, например сборных металлоконструкций и панелей с утеплителем. Нет необходимости делать здание из железобетона или кирпича. Нет необходимости разделять помещение с КРУЭ противопожарными перегородками, так как оборудование пожаробезопасно.
В случае если заказчик предусматривает выполнение расширительного шва в фундаменте здания КРУЭ, такая информация должна быть заранее предоставлена поставщику для внесения изменений в конструкции КРУЭ компенсаторов перемещений.
Безопасность персонала
Сам элегаз нетоксичен и неопасен для персонала. Продукты разложения (как токсичные, так и нетоксичные) появляются в результате взаимодействия элегаза с влагой и при воздействии электрической дуги. В КРУЭ используются специальные поглотительные молекулярные сита и фильтры, которые остаются в элегазовых отсеках на весь период эксплуатации и меняются только при вскрытии отсеков.
Кроме того, подбор материалов корпуса, активных элементов, сопел и изоляторов позволяет свести к минимуму продукты взаимодействия элегаза с этими материалами при возникновении дуги. При нормальных условиях эксплуатации воздействие элегаза и продуктов его разложения на персонал практически исключено.
При соблюдении предписанных мероприятий обеспечивается также полная безопасность персонала в случае работ со вскрытием элегазовых отсеков, а также в аварийных ситуациях. Изготовитель должен предоставить подробные инструкции по эксплуатации КРУЭ, по обращению с элегазом и с газотехнологическим оборудованием, дополнительную информацию, также изготовитель производит обучение персонала заказчика.
Очевидно, что благодаря своим достоинствам КРУЭ существенно дороже, чем традиционные открытые распредустройства. Как отмечают производители, первоначальные затраты на элегазовые ячейки окупаются за счет их долговечности и низких эксплуатационных затрат. Однако многие специалисты-эксплуатационники считают, что выбор в пользу КРУЭ или ОРУ надо делать в каждом конкретном случае: в зависимости от комплекса условий оптимальным может быть и тот и другой вариант.
В любом случае, очень крупные потребители сегодня нуждаются в больших объемах элегазовых ячеек. Вопрос в том, кто может стать их поставщиком.
Преимущества КРУЭ:
• SF6-изоляция в пять раз надежнее, чем воздушная;
• компактность конструкции;
• независимость от климатических условий;
• мягкое гашение электрической дуги;
• возможность повторного использования (замкнутый цикл – переработка и повторное использование);
• химическая инертность газа (не вызывает коррозии и не вступает в реакции);
• элегаз неядовит;
• элегаз негорюч.
Другие преимущества:
• многофункциональность: в одном корпусе совмещены сборные шины, выключатель, разъединители с заземляющими разъединителями, трансформаторы тока, что существенно уменьшает размеры и повышает надежность ОРУ;
• взрыво- и пожаробезопасность;
• высокая надежность и стойкость к воздействию внешней среды;
• возможность установки в сейсмически активных районах и зонах с повышенной загрязненностью;
• отсутствие электрических и магнитных полей;
• безопасность и удобство эксплуатации, простота монтажа и демонтажа.
Энергетическая безопасность Вологды
В Вологде завершились комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ «Вологда-Южная». Обновление главного питающего энергообъекта Вологды выполнено филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети (МЭС) Центра в сжатые сроки без перерывов в электроснабжении потребителей.
Ввод данного энергообъекта, его бесперебойная работа обеспечат безаварийное электроснабжение объектов жилого фонда, социальной инфраструктуры, а также позволят развернуть в областном центре крупномасштабное жилищное строительство.
На площади чуть более 2 га разместились комплектные распределительные устройства с элегазовой изоляцией (КРУЭ) 220 и 110 кВ, закрытые распределительные устройства (ЗРУ) 35, 10 и 6 кВ. На подстанции установлены четыре автотрансформатора 220/110 кВ мощностью 150 МВА каждый, два трансформатора 110/10 кВ по 40 МВА каждый, два трансформатора 10/6 кВ по 10 МВА и два регулировочных трансформатора по 25 МВА. Агрегаты оснащены современной системой мониторинга и диагностики, что обеспечивает постоянный анализ работы оборудования в процессе всего срока эксплуатации.
Подстанция 220 кВ «Вологда-Южная» стала высоконадежным, малообслуживаемым энергообъектом нового поколения, соответствующим высоким требованиям международных стандартов.