ЭЛЕМЕНТЫ И КОНТУРЫ. Чертежи промышленной политики - «Новости - Энергетики»
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» ввел ряд новых принципов и механизмов. В то же время, считают эксперты, с учетом ужесточившейся экономической и политической ситуации особенно актуальным становится вопрос реализации предложенных государством мер. Участники
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» ввел ряд новых принципов и механизмов. В то же время, считают эксперты, с учетом ужесточившейся экономической и политической ситуации особенно актуальным становится вопрос реализации предложенных государством мер. Участники состоявшейся в начале февраля в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации конференции «Промышленная политика регионов: устойчивость, импортозамещение, новые резервы развития» обсуждали актуальные проблемы модернизации отечественной промышленности и предлагали свои идеи как продолжение попыток наладить диалог бизнеса и государственной власти.
Открывая пленарное заседание «Актуальные приоритеты промышленной политики и их реализация в нормативных правовых документах», первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко сказал, что сегодня в России, как никогда, актуально звучит тема устойчивости промышленной политики, импортозамещения и поиска внутренних резервов для промышленного роста и диверсификации экономики. «Никогда с такой остротой не стоял вопрос о том, что по целому ряду направлений нам нужно добиться возобновления или развития на новой технологической базе собственного производства», – сказал он.
По его мнению, важно отдавать себе отчет в том, что импортозамещение и промышленная политика, ориентированная на собственные ресурсы, не должны превращаться исключительно в политику защиты национального производителя, которая не учитывает связанные с этим издержки и вопросы конкурентоспособности. «При наличии ресурсов, желания и хороших институциональных предпосылок необходимо создать такие условия, при которых Россия с ее небольшой в мировом масштабе экономикой оказалась бы конкурентоспособной по сравнению с теми рынками, где мы хотим впоследствии присутствовать, – сказал Онищенко. – Иначе наша страна не сможет создать долгосрочные устойчивые стимулы для развития промышленного производства». Одновременно такая задача означает, что ресурсы государства, которые должны быть привлечены как минимум на начальном этапе, нужно потратить наиболее эффективно.
По словам референта Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации Виталия Ковальчука, даже в условиях кризиса и санкций существует множество инструментов для улучшения ситуации. «Их согласованное использование позволит повысить эффективность и развивать производство во всех отраслях и на всех территориях, и обсуждение промышленной политики регионов, подходов к импортозамещению – сильный шаг, который, несомненно, принесет свои плоды», – резюмировал он.
Заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Андрей Кулинцев рассказал о механизмах и новациях Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». По словам специалиста, закон принят, но заработает только через полгода со дня его официального опубликования. «Этот документ станет основным правилом игры, введет ряд новых инструментов, в том числе инвестиционный контракт, – сказал Кулинцев. – Также в связи с ним появится ряд новых понятий и инструментов поддержки». Чиновник отметил, что Минпромторг ведет активную работу с регионами. Так, некоторые из них уже начали подготовку регионального законодательства для введения федерального закона.
В ходе работы второй панельной дискуссии «Проекция промышленной политики и опыт реализации в регионах» специалисты крупных производств поделились опытом по модернизации и повышению эффективности. Также эксперты говорили о государственной поддержке и недостатках ее инструментов. Управляющий партнер «SBS консалтинг» Владимир Самохвалов полагает, что субсидии должны предоставляться только тем регионам, которые готовы финансировать определенную часть из своих бюджетов. Критерии отбора регионов должны быть максимально прозрачными, основные из них – наличие региональной программы развития промышленности и объем софинансирования с регионом, отметил эксперт. «Сами субсидии должны выделяться для поддержки приоритетов, формулируемых на федеральном уровне, – считает Самохвалов. – А государство, в свою очередь, должно сформулировать 2-3 приоритетных направления деятельности и через системы субсидий обеспечить преемственность этих направлений на регион».
По мнению председателя правления СРО в области энергообследования Бориса Суденко, дискуссия сводится к одному – выбору пути выхода из промышленного и экономического кризиса. «И вариантов здесь два, – полагает эксперт. – Один – с помощью рынка конкуренции и господдержки, второй – с помощью госрегулирования: госпрограмм и госконтроля». Суденко уверен, что надеяться на рынок бесполезно и без господдержки из сложившейся ситуации не выйти. Специалист предложил создать две группы – представителей рынка и государства – и изучить их мнения для выбора наилучшего пути развития. По мнению эксперта, необходима новая индустриализация, модернизация имеющихся и строительство новых заводов, модернизация техники.
Советник Управления экспертно-аналитических работ Аналитического центра Евгений Гашо считает, что есть необходимость в механизме вовлечения высших руководителей в процесс энергоэффективности. Также, по словам эксперта, необходимо пересмотреть специальные финансовые механизмы со стороны государства для стимулирования региональных промышленных программ, которые позволили бы регионам вкладывать деньги в те проекты, которые они сочтут целесообразными.
В рамках конференции состоялась панельная дискуссия «Перспективная линейка финансовых инструментов и технологий для новой модернизации промышленности и регионов».
Участники обсудили проблемы капитализации косвенных эффектов ресурсосбережения, новые технологии финансового инжиниринга, механизмы импакт-инвестирования.
Руководитель дирекции по проектам энергосбережения и экологии Сбербанка России Всеволод Гаврилов отметил, что наблюдаются быстрые и позитивные действия Правительства России в отношении инвестиционной ликвидности.
«Усилий одних банков недостаточно, необходимы усилия государства, при которых будут осуществляться крупные проекты, – считает заместитель генерального директора ОАО «Газпромбанк энергоэффект» Владимир Калатузов. – Есть еще один принципиально важный вопрос: сегодня у бизнеса нет мотивов, чтобы двигаться вперед, в частности, потому, что внедрение в производство новых технологий представляет огромную проблему. От государства требуется мотивация и внятная стратегия промышленного развития».
Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России Ивао Охаси привел в пример индустриальные парки некоторых стран, испытывающие бум инвестиций, и предложил разработать аналогичные по сути концепции для возможностей дальнейшего развития промышленности и территорий регионов России: «Очень важен интеграционный подход – к точке роста нужно найти пояс роста, а потом и поле роста… Особенно здесь важны инновации, транспортная логистика и четкие системы финансирования, повышающие инвестиционную привлекательность проектов».
Также в рамках конференции состоялось экспертное обсуждение «Инфраструктура поддержки и наращивания компетенций в реализации промышленной политики», в ходе которого специалисты обсудили стандарты и «технологические коридоры», организацию и использование рейтингов и бенчмаркинга, составление справочников наилучших доступных технологий, а также проблемы подготовки новых кадров для модернизации.
В рамках конференции состоялось заседание рабочей группы по импортозамещению в промышленности, модератор которого член рабочей группы при председателе Комитета по энергетике Госдумы ФС РФ Вадим Банников подчеркнул, что импортозамещение – это, в сущности, поддержка отечественного производителя: «Однако нельзя оказывать поддержку всем под одну гребенку: разным производителям требуются разные ее виды». Поддержка отечественного производителя должна быть избирательной.
На заседании выступили представители российских предприятий, ведущих бизнес в разных отраслях. Каждый из них предложил свой список мер господдержки, которые они считают необходимыми для развития отечественной экономики.
Максим Реунов, представитель производителя светодиодных ламп ООО «Церс Энерго», считает, что отрасли нужна поддержка Правительства России в определении ГОСТов и регламентов, в возможном создании совместных предприятий и в финансировании разработок новых альтернативных источников света. Все комплектующие для производства ламп предприятие закупает в России, кроме главного элемента – светодиода, основные патенты на который получены в Японии. Импортные светодиоды качественно превосходят российские аналоги и постоянно совершенствуются. Эксперты сошлись во мнении, что можно поддержать своих разработчиков светодиодов, однако следует понимать, что мы все время будем догоняющими в этом направлении. Гораздо больший смысл имеет поддержка разработки новых прорывных технологий получения источников света.
Банников отметил две критично серьезные проблемы, актуальные для всех отраслей: «Мы используем устаревшие ГОСТы и СНиПы, особенно в части проектирования и строительства, и они мешают развитию новых технологий. Вторая важная проблема – развитие науки. Почему бы предприятиям не заняться финансированием разработок, не ожидая, что государство все за них сделает?»
Представитель металлотрейдера «А групп» Ирина Захарова сообщила результаты исследований, согласно которым износ тепловых сетей в России составляет более 60%, потери тепла на трубопроводах из-за их плохого качества – 26%, ну а самое главное – следствием использования бывших ранее в употреблении труб являются аварии в теплосетях, зачастую с риском ожоговых поражений людей. «Считаем целесообразным внесение законодательного запрета на применение бывших в употреблении стальных труб при устройстве, реконструкции и капремонте тепловых сетей», – резюмировала эксперт.
Представитель производителя шаровых кранов ООО «ЧСГС» Кирилл Чабанов предложил такие меры поддержки, как популяризация понятия «отечественный производитель» в сознании населения, как это делается, например, в Белоруссии, и предоставление льгот на государственных тендерах и при работе с госмонополиями. Среди других возможностей – облегчение финансового обременения (снижение ставки НДС, субсидирование приобретения оборудования и т.д.) и ограничение импорта продукции, производимой в России с аналогичными характеристиками (например, через актуализацию и классификацию кодов ТН ВЭД). «При этом важно, чтобы меры господдержки способствовали развитию отечественного производителя, а не расслабляли его, не давали возможности выпускать низкокачественный продукт», – резюмировал эксперт.
«Отечественный производитель может создавать и свое оборудование – ничего особо сложного в этом нет, по крайней мере в нашей отрасли», – считает коммерческий директор калужского производителя стеклопакетов и теплоизоляции Андрей Митин. Прозвучало также предложение вести на сайтах ТПП и СРО черные списки недобросовестных предпринимателей.
Открывая пленарное заседание «Актуальные приоритеты промышленной политики и их реализация в нормативных правовых документах», первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко сказал, что сегодня в России, как никогда, актуально звучит тема устойчивости промышленной политики, импортозамещения и поиска внутренних резервов для промышленного роста и диверсификации экономики. «Никогда с такой остротой не стоял вопрос о том, что по целому ряду направлений нам нужно добиться возобновления или развития на новой технологической базе собственного производства», – сказал он.
По его мнению, важно отдавать себе отчет в том, что импортозамещение и промышленная политика, ориентированная на собственные ресурсы, не должны превращаться исключительно в политику защиты национального производителя, которая не учитывает связанные с этим издержки и вопросы конкурентоспособности. «При наличии ресурсов, желания и хороших институциональных предпосылок необходимо создать такие условия, при которых Россия с ее небольшой в мировом масштабе экономикой оказалась бы конкурентоспособной по сравнению с теми рынками, где мы хотим впоследствии присутствовать, – сказал Онищенко. – Иначе наша страна не сможет создать долгосрочные устойчивые стимулы для развития промышленного производства». Одновременно такая задача означает, что ресурсы государства, которые должны быть привлечены как минимум на начальном этапе, нужно потратить наиболее эффективно.
По словам референта Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации Виталия Ковальчука, даже в условиях кризиса и санкций существует множество инструментов для улучшения ситуации. «Их согласованное использование позволит повысить эффективность и развивать производство во всех отраслях и на всех территориях, и обсуждение промышленной политики регионов, подходов к импортозамещению – сильный шаг, который, несомненно, принесет свои плоды», – резюмировал он.
Заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Андрей Кулинцев рассказал о механизмах и новациях Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». По словам специалиста, закон принят, но заработает только через полгода со дня его официального опубликования. «Этот документ станет основным правилом игры, введет ряд новых инструментов, в том числе инвестиционный контракт, – сказал Кулинцев. – Также в связи с ним появится ряд новых понятий и инструментов поддержки». Чиновник отметил, что Минпромторг ведет активную работу с регионами. Так, некоторые из них уже начали подготовку регионального законодательства для введения федерального закона.
В ходе работы второй панельной дискуссии «Проекция промышленной политики и опыт реализации в регионах» специалисты крупных производств поделились опытом по модернизации и повышению эффективности. Также эксперты говорили о государственной поддержке и недостатках ее инструментов. Управляющий партнер «SBS консалтинг» Владимир Самохвалов полагает, что субсидии должны предоставляться только тем регионам, которые готовы финансировать определенную часть из своих бюджетов. Критерии отбора регионов должны быть максимально прозрачными, основные из них – наличие региональной программы развития промышленности и объем софинансирования с регионом, отметил эксперт. «Сами субсидии должны выделяться для поддержки приоритетов, формулируемых на федеральном уровне, – считает Самохвалов. – А государство, в свою очередь, должно сформулировать 2-3 приоритетных направления деятельности и через системы субсидий обеспечить преемственность этих направлений на регион».
По мнению председателя правления СРО в области энергообследования Бориса Суденко, дискуссия сводится к одному – выбору пути выхода из промышленного и экономического кризиса. «И вариантов здесь два, – полагает эксперт. – Один – с помощью рынка конкуренции и господдержки, второй – с помощью госрегулирования: госпрограмм и госконтроля». Суденко уверен, что надеяться на рынок бесполезно и без господдержки из сложившейся ситуации не выйти. Специалист предложил создать две группы – представителей рынка и государства – и изучить их мнения для выбора наилучшего пути развития. По мнению эксперта, необходима новая индустриализация, модернизация имеющихся и строительство новых заводов, модернизация техники.
Советник Управления экспертно-аналитических работ Аналитического центра Евгений Гашо считает, что есть необходимость в механизме вовлечения высших руководителей в процесс энергоэффективности. Также, по словам эксперта, необходимо пересмотреть специальные финансовые механизмы со стороны государства для стимулирования региональных промышленных программ, которые позволили бы регионам вкладывать деньги в те проекты, которые они сочтут целесообразными.
В рамках конференции состоялась панельная дискуссия «Перспективная линейка финансовых инструментов и технологий для новой модернизации промышленности и регионов».
Участники обсудили проблемы капитализации косвенных эффектов ресурсосбережения, новые технологии финансового инжиниринга, механизмы импакт-инвестирования.
Руководитель дирекции по проектам энергосбережения и экологии Сбербанка России Всеволод Гаврилов отметил, что наблюдаются быстрые и позитивные действия Правительства России в отношении инвестиционной ликвидности.
«Усилий одних банков недостаточно, необходимы усилия государства, при которых будут осуществляться крупные проекты, – считает заместитель генерального директора ОАО «Газпромбанк энергоэффект» Владимир Калатузов. – Есть еще один принципиально важный вопрос: сегодня у бизнеса нет мотивов, чтобы двигаться вперед, в частности, потому, что внедрение в производство новых технологий представляет огромную проблему. От государства требуется мотивация и внятная стратегия промышленного развития».
Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России Ивао Охаси привел в пример индустриальные парки некоторых стран, испытывающие бум инвестиций, и предложил разработать аналогичные по сути концепции для возможностей дальнейшего развития промышленности и территорий регионов России: «Очень важен интеграционный подход – к точке роста нужно найти пояс роста, а потом и поле роста… Особенно здесь важны инновации, транспортная логистика и четкие системы финансирования, повышающие инвестиционную привлекательность проектов».
Также в рамках конференции состоялось экспертное обсуждение «Инфраструктура поддержки и наращивания компетенций в реализации промышленной политики», в ходе которого специалисты обсудили стандарты и «технологические коридоры», организацию и использование рейтингов и бенчмаркинга, составление справочников наилучших доступных технологий, а также проблемы подготовки новых кадров для модернизации.
В рамках конференции состоялось заседание рабочей группы по импортозамещению в промышленности, модератор которого член рабочей группы при председателе Комитета по энергетике Госдумы ФС РФ Вадим Банников подчеркнул, что импортозамещение – это, в сущности, поддержка отечественного производителя: «Однако нельзя оказывать поддержку всем под одну гребенку: разным производителям требуются разные ее виды». Поддержка отечественного производителя должна быть избирательной.
На заседании выступили представители российских предприятий, ведущих бизнес в разных отраслях. Каждый из них предложил свой список мер господдержки, которые они считают необходимыми для развития отечественной экономики.
Максим Реунов, представитель производителя светодиодных ламп ООО «Церс Энерго», считает, что отрасли нужна поддержка Правительства России в определении ГОСТов и регламентов, в возможном создании совместных предприятий и в финансировании разработок новых альтернативных источников света. Все комплектующие для производства ламп предприятие закупает в России, кроме главного элемента – светодиода, основные патенты на который получены в Японии. Импортные светодиоды качественно превосходят российские аналоги и постоянно совершенствуются. Эксперты сошлись во мнении, что можно поддержать своих разработчиков светодиодов, однако следует понимать, что мы все время будем догоняющими в этом направлении. Гораздо больший смысл имеет поддержка разработки новых прорывных технологий получения источников света.
Банников отметил две критично серьезные проблемы, актуальные для всех отраслей: «Мы используем устаревшие ГОСТы и СНиПы, особенно в части проектирования и строительства, и они мешают развитию новых технологий. Вторая важная проблема – развитие науки. Почему бы предприятиям не заняться финансированием разработок, не ожидая, что государство все за них сделает?»
Представитель металлотрейдера «А групп» Ирина Захарова сообщила результаты исследований, согласно которым износ тепловых сетей в России составляет более 60%, потери тепла на трубопроводах из-за их плохого качества – 26%, ну а самое главное – следствием использования бывших ранее в употреблении труб являются аварии в теплосетях, зачастую с риском ожоговых поражений людей. «Считаем целесообразным внесение законодательного запрета на применение бывших в употреблении стальных труб при устройстве, реконструкции и капремонте тепловых сетей», – резюмировала эксперт.
Представитель производителя шаровых кранов ООО «ЧСГС» Кирилл Чабанов предложил такие меры поддержки, как популяризация понятия «отечественный производитель» в сознании населения, как это делается, например, в Белоруссии, и предоставление льгот на государственных тендерах и при работе с госмонополиями. Среди других возможностей – облегчение финансового обременения (снижение ставки НДС, субсидирование приобретения оборудования и т.д.) и ограничение импорта продукции, производимой в России с аналогичными характеристиками (например, через актуализацию и классификацию кодов ТН ВЭД). «При этом важно, чтобы меры господдержки способствовали развитию отечественного производителя, а не расслабляли его, не давали возможности выпускать низкокачественный продукт», – резюмировал эксперт.
«Отечественный производитель может создавать и свое оборудование – ничего особо сложного в этом нет, по крайней мере в нашей отрасли», – считает коммерческий директор калужского производителя стеклопакетов и теплоизоляции Андрей Митин. Прозвучало также предложение вести на сайтах ТПП и СРО черные списки недобросовестных предпринимателей.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"