Энергетическая безопасность: вызовы и стратегические решения - «Новости - Энергетики»
В Санкт-Петербурге прошла десятая встреча министров энергетики стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, на которой на самом высоком уровне представители 13 стран обсудили вопросы обеспечения глобальной энергетической безопасности. Интервью министра энергетики Российской
В Санкт-Петербурге прошла десятая встреча министров энергетики стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, на которой на самом высоком уровне представители 13 стран обсудили вопросы обеспечения глобальной энергетической безопасности.
Интервью министра энергетики Российской Федерации Александра Новака.
– Александр Валентинович, прокомментируйте, пожалуйста, сегодняшнее мероприятие. Насколько важным является для России энергетическое сотрудничество с экономиками АТЭС и каких итогов вы достигли?
– Сегодняшнее мероприятие проводилось в рамках Совещания министров энергетики АТЭС перед встречей на высшем уровне лидеров экономик АТЭС во Владивостоке в сентябре этого года. Наши задачи и наша тематика звучат таким образом – «Безопасность энергообеспечения».
Мероприятие проходило два дня. В первый день была встреча деловых кругов, бизнеса из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые обсудили вопросы взаимодействия между собой, а также перспективы развития сотрудничества в сфере энергобезопасности. Сегодня встречались и обменивались мнениями министры энергетики – практически все из них выступали.
И я бы отметил три момента, на которых хотел бы акцентировать внимание, в связи с чем мы выбрали такую тему и какие мы поставили вопросы. Первое – это вызовы, которые стоят сегодня перед энергетиками разных стран, перед отраслями. Учитывая, что в ближайшей перспективе, по оценкам экспертов, рост экономик стран АТР планируется не менее 1,5% в год, фактически в большой перспективе (до 2035 года) будет возникать серьезная необходимость увеличения энергопотребления. В этой связи стоит вопрос о более эффективном использовании тех ресурсов, которые на сегодняшний день имеются, и о надежном энергообеспечении тех стран, которые не обладают значительными энергозапасами.
В частности, в рамках АТР у нас, как известно, донорами являются Россия, Австралия, Индонезия, Бруней. Большинство стран потребляют энергоресурсы и ввозят их к себе, поэтому при существенном увеличении темпов роста экономик возникает как потребность в надежном сбалансированном снабжении потребителей энергоресурсов, так и, соответственно, в решении вопросов, связанных с производством и добычей энергоресурсов в тех регионах, которые являются, как я уже сказал, донорами. Поэтому это серьезный вызов, он обсуждается.
В этой связи очень важно, что все приняли решения в рамках одобренной сегодня декларации. Решение было принято о том, чтобы экономики максимально взаимодействовали между собой, были открытыми в отрасли производства и потребления электроэнергии. Мы прописали также в декларации необходимость совместной работы в области энергоэффективности, и, как вы знаете, поставлена задача до 2035 года повысить энергоэффективность и снизить энергоемкость экономик АТЭС на 45% за этот период. Это очень серьезные цифры, и сегодняшние технологии, которые существуют, требуют совместного использования, совместного анализа с тем, чтобы более эффективно подходить к использованию энергетических ресурсов.
И здесь я бы хотел отметить как отдельный момент роль России в связи с вызовами и в связи с взаимодействием, которое планируется осуществлять в этом направлении. Россия, как известно, является крупнейшим поставщиком как нефтяных, газовых, так и угольных энергоресурсов. И безусловно, в перспективе мы, разрабатывая месторождения в Сибири, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, говорим о том, что можем обеспечивать энергобезопасность АТР и предоставлять эти энергоресурсы на рынок экономик АТЭС.
Помимо увеличения объемов и реализации ресурсов в долгосрочной перспективе, мы должны думать и о более качественном использовании этих энергоресурсов, о том, о чем я сказал, – более эффективном сбережении и отношении к этим ресурсам.
И последний момент, на который я бы хотел обратить внимание. Речь идет о совместной работе всех экономик по решению вопроса, связанного с использованием возобновляемых источников энергии. Все об этом говорили: внедрение «зеленых» технологий, внедрение современных, новых технологий по производству электроэнергии, в области атомной промышленности, в области гидрогенерации, в области ветровых, солнечных источников энергии. На этом акцентировали внимание практически все.
Мы прекрасно понимаем, что это, скорее всего, будущее, которое пока в денежном выражении по себестоимости не может конкурировать с традиционными источниками – нефтью, газом и углем. Но тем не менее, если мы рассматриваем период прогнозирования до 2035 года и далее, эти источники энергии будут увеличивать свою долю в энергобалансе. Поэтому все экономики договорились, что в этом направлении также совместно будут работать. Создана специальная рабочая группа в рамках взаимодействия между экономиками, и ей, в соответствии с декларацией, поручено заниматься этими вопросами.
– Как бы вы могли оценить сегодняшнее состояние энергодиалога с Европейским союзом?
– По моей оценке, сегодня энергодиалог находится в удовлетворительном состоянии, и вы знаете, что недавно состоялся саммит Россия–ЕС в Санкт-Петербурге с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В преддверии саммита я встречался с еврокомиссаром по энергетике господином Эттингером. Мы обсуждали вопросы взаимодействия Российской Федерации и стран Евросоюза в энергетической сфере и вопросы, связанные с реализацией Третьего энергетического пакета, а также по строительству «Северного» и «Южного потоков».
Я бы отметил, что в настоящее время пока не до конца решены вопросы имплементации Третьего энергетического пакета. Мы считаем, что его применение к тем проектам, которые были начаты ранее, не должно иметь обратной силы, поскольку огромные инвестиции, которые были вложены, в том числе российской компанией Газпром, и долгосрочные договоры с европейскими компаниями – потребителями российского газа оценивались по инвестированию еще до принятия Третьего энергетического пакета. Поэтому наша позиция здесь заключается в том, чтобы придать статус стратегического европейского проекта газопроводу «Северный поток», а также Enel и OPAL NEL TRANSPORT, что позволяет делать изъятие по применению Третьего пакета.
Это направление мы обсуждаем. Наши переговоры продолжаются. Пока окончательных решений не принято.
Аналогичная ситуация по «Южному потоку». Мы, безусловно, ставим вопрос о том, чтобы реализация «Южного потока» была под эгидой опять же принятия решения о стратегическом европейском проекте, и в этой связи в настоящее время также продолжаются переговоры.
Я бы как положительный момент отметил те договоренности, которые есть на сегодняшний день с Европейским союзом в части реализации параллельной работы системы электроснабжения в Республике Латвии, Республике Литве и Республике Эстонии. Синхронизация с энергосистемой Российской Федерации для всех этих стран очень важна в том числе для России, поскольку, как вы понимаете, у нас была ранее единая энергетическая система и мы должны сохранить параллельную возможность работы наших энергетических систем.
В этом направлении мы видим, что Евросоюз поддерживает нас. В том числе мы договорились и согласовали дорожную карту до 2050 года по реализации и направлениям работы в рамках, как я уже сказал, развития электроэнергетических наших возможностей и сотрудничества.
– Как вы оцениваете текущее состояние российско-китайского энергетического сотрудничества?
– Что касается российско-китайского сотрудничества, вы знаете, что недавно был визит на высшем уровне Президента Российской Федерации в Китай. Перед этим состоялся буквально за несколько дней 8-й раунд энергодиалога Россия–Китай. Этот энергодиалог начал свою работу в 2008 году и показал свою эффективность для обсуждения проблем, волнующих китайскую сторону, российскую сторону по нашему сотрудничеству в области энергетики. Мы считаем, что в рамках этого энергодиалога, в котором участвовал со стороны Российской Федерации заместитель председателя Правительства России Аркадий Владимирович Дворкович, были достигнуты четкие договоренности по обсуждаемым вопросам и по срокам выработки тех или иных решений.
И вы знаете, сегодня активно обсуждаются вопросы, связанные с дополнительной возможностью поставки нефти в Китайскую Народную Республику со стороны Российской Федерации. Пока окончательных решений не принято, поскольку этот вопрос экономически зависит от договоренностей по цене и по схемам поставки нефти. Также обсуждается вопрос дополнительной поставки газа в Китайскую Народную Республику. Недавно были подписаны соглашения с компанией «РусГидро» и китайским банком, которые говорят о том, что китайские инвесторы участвуют в финансировании строительства Уссурийской гидроэлектростанции на территории Российской Федерации.
В области электроэнергетики в апреле 2012 года была введена новая линия электропередачи и подписан договор между «Интер РАО ЕЭС» и Китайской энергетической компанией о поставках на долгосрочной основе 100 млрд. кВт·ч. То есть мы считаем, что мы по всем практически отраслям – нефтяной, газовой, угольной, электроэнергетической – двигаемся в поступательном направлении по развитию наших партнерских отношений, по увеличению экономического оборота, торгово-экономического оборота и дальнейшего сотрудничества.
– То есть вы оцениваете возможность как очень хорошую, перспективную?
– Безусловно. Наши отношения носят стратегический характер, поэтому, учитывая наши интересы в АТР, возможности, разработки новых месторождений, и газовых, и нефтяных в Восточной Сибири, китайский рынок представляет безусловный интерес для Российской Федерации.
Кроме того, отдельным направлением является работа в области новых технологий, исследований, обмена новыми технологиями, и это тоже тот дополнительный импульс, который может обеспечить развитие экономик двух стран.
– Сейчас Россию на энергетическом рынке АТР представляют два проекта – проект строительства завода СПГ во Владивостоке и рассматриваемый проект строительства третьей очереди завода СПГ на Сахалине-2. С учетом ваших прогнозных оценок на потребление углеводородов и на потребление энергии в АТР в целом, насколько эти два проекта совместимы? Насколько они оба имеют право на существование, насколько будут реализованы? Будет ли продукция обоих этих предприятий в перспективе востребована рынком?
– В первую очередь, хочу сказать, что на сегодняшней нашей встрече министров все отмечали повышение роли газа в целом в структуре энергобаланса, энергопотребления. Газ на самом деле более экологичный, и его углеводородность в два раза меньше, чем у других источников энергии, таких традиционных, как нефть и уголь. Поэтому в перспективе все оценивают увеличение объемов потребления именно газа.
Поэтому перспективы разработки месторождений, поставки дополнительных объемов газа с Сахалина и сам проект «Сахалин» – строительство завода по сжижению природного газа – все зависит от дальнейшего развития экономик региона, от экономических условий договоренностей. Если эти инвестиционные проекты будут экономически целесообразны, то, конечно же, все стороны будут заинтересованы и в разработке месторождений, и в увеличении мощностей заводов СПГ, и в поставках этой продукции, в том числе и в Японию.
– Насколько вам видится целесообразной в обозримой перспективе реализация таких больших проектов, как прямые поставки в Японию электроэнергии, по аналогии с тем, как уже было сделано в Китай, и строительство газопровода для поставки природного газа в Японию?
– Вы знаете, эти проекты существенно капиталоемки, и их нужно оценивать с точки зрения экономической целесообразности. Если будут заинтересованы компании, которые занимаются производством и поставкой электроэнергии и природного газа, и экономические условия будут интересными, в целом, я считаю, это было бы целесообразно и такие проекты могли бы быть реализованы.
– Можно ли сказать, что ваше видение развития азиатской экономики и, соответственно, потребления энергоресурсов вселяет в вас оптимизм в плане реализации таких больших проектов?
– Я поддерживаю любые взаимоотношения наших компаний, которые обоюдовыгодны сторонам, но при этом мы, безусловно, заинтересованы в увеличении и создании новых мощностей, создании новых рабочих мест, новых налоговых платежей, в улучшении социально-экономического развития тех территорий, у которых есть на сегодняшний день такая возможность – разрабатывать новые месторождения, строить новые заводы. Поэтому было бы целесообразно постараться поставлять не сам первичный продукт, а вырабатывать условную электроэнергию, поставлять электроэнергию. Это действительно перспективный проект.
Интервью министра энергетики Российской Федерации Александра Новака.
– Александр Валентинович, прокомментируйте, пожалуйста, сегодняшнее мероприятие. Насколько важным является для России энергетическое сотрудничество с экономиками АТЭС и каких итогов вы достигли?
– Сегодняшнее мероприятие проводилось в рамках Совещания министров энергетики АТЭС перед встречей на высшем уровне лидеров экономик АТЭС во Владивостоке в сентябре этого года. Наши задачи и наша тематика звучат таким образом – «Безопасность энергообеспечения».
Мероприятие проходило два дня. В первый день была встреча деловых кругов, бизнеса из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые обсудили вопросы взаимодействия между собой, а также перспективы развития сотрудничества в сфере энергобезопасности. Сегодня встречались и обменивались мнениями министры энергетики – практически все из них выступали.
И я бы отметил три момента, на которых хотел бы акцентировать внимание, в связи с чем мы выбрали такую тему и какие мы поставили вопросы. Первое – это вызовы, которые стоят сегодня перед энергетиками разных стран, перед отраслями. Учитывая, что в ближайшей перспективе, по оценкам экспертов, рост экономик стран АТР планируется не менее 1,5% в год, фактически в большой перспективе (до 2035 года) будет возникать серьезная необходимость увеличения энергопотребления. В этой связи стоит вопрос о более эффективном использовании тех ресурсов, которые на сегодняшний день имеются, и о надежном энергообеспечении тех стран, которые не обладают значительными энергозапасами.
В частности, в рамках АТР у нас, как известно, донорами являются Россия, Австралия, Индонезия, Бруней. Большинство стран потребляют энергоресурсы и ввозят их к себе, поэтому при существенном увеличении темпов роста экономик возникает как потребность в надежном сбалансированном снабжении потребителей энергоресурсов, так и, соответственно, в решении вопросов, связанных с производством и добычей энергоресурсов в тех регионах, которые являются, как я уже сказал, донорами. Поэтому это серьезный вызов, он обсуждается.
В этой связи очень важно, что все приняли решения в рамках одобренной сегодня декларации. Решение было принято о том, чтобы экономики максимально взаимодействовали между собой, были открытыми в отрасли производства и потребления электроэнергии. Мы прописали также в декларации необходимость совместной работы в области энергоэффективности, и, как вы знаете, поставлена задача до 2035 года повысить энергоэффективность и снизить энергоемкость экономик АТЭС на 45% за этот период. Это очень серьезные цифры, и сегодняшние технологии, которые существуют, требуют совместного использования, совместного анализа с тем, чтобы более эффективно подходить к использованию энергетических ресурсов.
И здесь я бы хотел отметить как отдельный момент роль России в связи с вызовами и в связи с взаимодействием, которое планируется осуществлять в этом направлении. Россия, как известно, является крупнейшим поставщиком как нефтяных, газовых, так и угольных энергоресурсов. И безусловно, в перспективе мы, разрабатывая месторождения в Сибири, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, говорим о том, что можем обеспечивать энергобезопасность АТР и предоставлять эти энергоресурсы на рынок экономик АТЭС.
Помимо увеличения объемов и реализации ресурсов в долгосрочной перспективе, мы должны думать и о более качественном использовании этих энергоресурсов, о том, о чем я сказал, – более эффективном сбережении и отношении к этим ресурсам.
И последний момент, на который я бы хотел обратить внимание. Речь идет о совместной работе всех экономик по решению вопроса, связанного с использованием возобновляемых источников энергии. Все об этом говорили: внедрение «зеленых» технологий, внедрение современных, новых технологий по производству электроэнергии, в области атомной промышленности, в области гидрогенерации, в области ветровых, солнечных источников энергии. На этом акцентировали внимание практически все.
Мы прекрасно понимаем, что это, скорее всего, будущее, которое пока в денежном выражении по себестоимости не может конкурировать с традиционными источниками – нефтью, газом и углем. Но тем не менее, если мы рассматриваем период прогнозирования до 2035 года и далее, эти источники энергии будут увеличивать свою долю в энергобалансе. Поэтому все экономики договорились, что в этом направлении также совместно будут работать. Создана специальная рабочая группа в рамках взаимодействия между экономиками, и ей, в соответствии с декларацией, поручено заниматься этими вопросами.
– Как бы вы могли оценить сегодняшнее состояние энергодиалога с Европейским союзом?
– По моей оценке, сегодня энергодиалог находится в удовлетворительном состоянии, и вы знаете, что недавно состоялся саммит Россия–ЕС в Санкт-Петербурге с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В преддверии саммита я встречался с еврокомиссаром по энергетике господином Эттингером. Мы обсуждали вопросы взаимодействия Российской Федерации и стран Евросоюза в энергетической сфере и вопросы, связанные с реализацией Третьего энергетического пакета, а также по строительству «Северного» и «Южного потоков».
Я бы отметил, что в настоящее время пока не до конца решены вопросы имплементации Третьего энергетического пакета. Мы считаем, что его применение к тем проектам, которые были начаты ранее, не должно иметь обратной силы, поскольку огромные инвестиции, которые были вложены, в том числе российской компанией Газпром, и долгосрочные договоры с европейскими компаниями – потребителями российского газа оценивались по инвестированию еще до принятия Третьего энергетического пакета. Поэтому наша позиция здесь заключается в том, чтобы придать статус стратегического европейского проекта газопроводу «Северный поток», а также Enel и OPAL NEL TRANSPORT, что позволяет делать изъятие по применению Третьего пакета.
Это направление мы обсуждаем. Наши переговоры продолжаются. Пока окончательных решений не принято.
Аналогичная ситуация по «Южному потоку». Мы, безусловно, ставим вопрос о том, чтобы реализация «Южного потока» была под эгидой опять же принятия решения о стратегическом европейском проекте, и в этой связи в настоящее время также продолжаются переговоры.
Я бы как положительный момент отметил те договоренности, которые есть на сегодняшний день с Европейским союзом в части реализации параллельной работы системы электроснабжения в Республике Латвии, Республике Литве и Республике Эстонии. Синхронизация с энергосистемой Российской Федерации для всех этих стран очень важна в том числе для России, поскольку, как вы понимаете, у нас была ранее единая энергетическая система и мы должны сохранить параллельную возможность работы наших энергетических систем.
В этом направлении мы видим, что Евросоюз поддерживает нас. В том числе мы договорились и согласовали дорожную карту до 2050 года по реализации и направлениям работы в рамках, как я уже сказал, развития электроэнергетических наших возможностей и сотрудничества.
– Как вы оцениваете текущее состояние российско-китайского энергетического сотрудничества?
– Что касается российско-китайского сотрудничества, вы знаете, что недавно был визит на высшем уровне Президента Российской Федерации в Китай. Перед этим состоялся буквально за несколько дней 8-й раунд энергодиалога Россия–Китай. Этот энергодиалог начал свою работу в 2008 году и показал свою эффективность для обсуждения проблем, волнующих китайскую сторону, российскую сторону по нашему сотрудничеству в области энергетики. Мы считаем, что в рамках этого энергодиалога, в котором участвовал со стороны Российской Федерации заместитель председателя Правительства России Аркадий Владимирович Дворкович, были достигнуты четкие договоренности по обсуждаемым вопросам и по срокам выработки тех или иных решений.
И вы знаете, сегодня активно обсуждаются вопросы, связанные с дополнительной возможностью поставки нефти в Китайскую Народную Республику со стороны Российской Федерации. Пока окончательных решений не принято, поскольку этот вопрос экономически зависит от договоренностей по цене и по схемам поставки нефти. Также обсуждается вопрос дополнительной поставки газа в Китайскую Народную Республику. Недавно были подписаны соглашения с компанией «РусГидро» и китайским банком, которые говорят о том, что китайские инвесторы участвуют в финансировании строительства Уссурийской гидроэлектростанции на территории Российской Федерации.
В области электроэнергетики в апреле 2012 года была введена новая линия электропередачи и подписан договор между «Интер РАО ЕЭС» и Китайской энергетической компанией о поставках на долгосрочной основе 100 млрд. кВт·ч. То есть мы считаем, что мы по всем практически отраслям – нефтяной, газовой, угольной, электроэнергетической – двигаемся в поступательном направлении по развитию наших партнерских отношений, по увеличению экономического оборота, торгово-экономического оборота и дальнейшего сотрудничества.
– То есть вы оцениваете возможность как очень хорошую, перспективную?
– Безусловно. Наши отношения носят стратегический характер, поэтому, учитывая наши интересы в АТР, возможности, разработки новых месторождений, и газовых, и нефтяных в Восточной Сибири, китайский рынок представляет безусловный интерес для Российской Федерации.
Кроме того, отдельным направлением является работа в области новых технологий, исследований, обмена новыми технологиями, и это тоже тот дополнительный импульс, который может обеспечить развитие экономик двух стран.
– Сейчас Россию на энергетическом рынке АТР представляют два проекта – проект строительства завода СПГ во Владивостоке и рассматриваемый проект строительства третьей очереди завода СПГ на Сахалине-2. С учетом ваших прогнозных оценок на потребление углеводородов и на потребление энергии в АТР в целом, насколько эти два проекта совместимы? Насколько они оба имеют право на существование, насколько будут реализованы? Будет ли продукция обоих этих предприятий в перспективе востребована рынком?
– В первую очередь, хочу сказать, что на сегодняшней нашей встрече министров все отмечали повышение роли газа в целом в структуре энергобаланса, энергопотребления. Газ на самом деле более экологичный, и его углеводородность в два раза меньше, чем у других источников энергии, таких традиционных, как нефть и уголь. Поэтому в перспективе все оценивают увеличение объемов потребления именно газа.
Поэтому перспективы разработки месторождений, поставки дополнительных объемов газа с Сахалина и сам проект «Сахалин» – строительство завода по сжижению природного газа – все зависит от дальнейшего развития экономик региона, от экономических условий договоренностей. Если эти инвестиционные проекты будут экономически целесообразны, то, конечно же, все стороны будут заинтересованы и в разработке месторождений, и в увеличении мощностей заводов СПГ, и в поставках этой продукции, в том числе и в Японию.
– Насколько вам видится целесообразной в обозримой перспективе реализация таких больших проектов, как прямые поставки в Японию электроэнергии, по аналогии с тем, как уже было сделано в Китай, и строительство газопровода для поставки природного газа в Японию?
– Вы знаете, эти проекты существенно капиталоемки, и их нужно оценивать с точки зрения экономической целесообразности. Если будут заинтересованы компании, которые занимаются производством и поставкой электроэнергии и природного газа, и экономические условия будут интересными, в целом, я считаю, это было бы целесообразно и такие проекты могли бы быть реализованы.
– Можно ли сказать, что ваше видение развития азиатской экономики и, соответственно, потребления энергоресурсов вселяет в вас оптимизм в плане реализации таких больших проектов?
– Я поддерживаю любые взаимоотношения наших компаний, которые обоюдовыгодны сторонам, но при этом мы, безусловно, заинтересованы в увеличении и создании новых мощностей, создании новых рабочих мест, новых налоговых платежей, в улучшении социально-экономического развития тех территорий, у которых есть на сегодняшний день такая возможность – разрабатывать новые месторождения, строить новые заводы. Поэтому было бы целесообразно постараться поставлять не сам первичный продукт, а вырабатывать условную электроэнергию, поставлять электроэнергию. Это действительно перспективный проект.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"