К зиме ожидается резкое повышение цен на бензин . - «Бизнес»
Лучшие эксперты и аналитики рынка топлива приняли участие в пресс-конференции, обсуждающей вопросы повышения цен на топливо, которая состоялась во вторник. Но они не смогли сообщить точную стоимость бензина к концу 2012 года. На сегодняшний день прогнозируются цены только на осень.
По словам Валерия Семикашева, заведующего отделением по прогнозированию комплекса топлива и энергетики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, стоимость бензина увеличиться на 2-3 рубля сравнительно с августом в сентябре-октябре. Другими словами, 7-10 процентов плюс 30 копеек, на которые выросли общегосударственные налоги для топлива низкого качества. По поводу качественного бензина, то тут наблюдается увеличение издержек производства. По мнению Евгения Аркуша, президента топливного союза России, цена могут вырасти до 14 процентов. Он считает, что сегодняшнее резкое поднятие стоимости бензина - не больше и не меньше, чем обычные сезонные колебания. Прошлогодний рост цен на 14 процентов Евгений Аркуша не считает стремительным и неожиданным. Он объясняет, что цены поднялись на 7 процентов из-за инфляции и еще на 7 процентов благодаря налогам. Такие изменения стоимости привели в 2011 году к акциям протеста.
Напомним, что в то время автовладельцы требовали снизить цены на топливо в 2 раза (до 15 рублей), иначе они грозились перекрыть трассы. По мнению Виктора Колесника, директора Института экономики комплекса жилищно-комунальных услуг и энергетики, в таком случае водителям придется перекрывать трассы каждый день. Он считает, что невозможно добиться снижения стоимости бензина в России. Все из-за того, что никто не занимается поисками новых месторождений, кроме того, сильно устарела сама инфраструктура переработки. Она была заложена в Советском Союзе, во времена которого было построено 28 основных НПЗ. Так же на повышение цен влияет и географические особенности РФ. К примеру, чтобы доставить бензин на Дальний Восток, необходимо проехать больше 12 тысяч километров по железной дороге. При этом, подчеркивает Виктор Колесник, большая часть государства живет как раз за счет вырабатываемого дизельными электрическими станциями топлива. Евгений Аркуша, наоборот, считает, что вполне возможно снизить цены на бензин до 15 рублей.
Аркуша поделился мнением, что для достижения такой цели нужно стремиться на экономику Америки. По его словам, на налоги в США отводиться только 20 процентов, притом, что в России этот показатель равен 60 процентам (в 3 раза больше). Эта разница в 40 процентов как раз и позволит добиться желаемой стоимости на топливо. Но в России такая ситуация может зайти в тупик, поскольку из налогов на бензин формируется пенсия. Таким образом, в РФ просто нет причин, чтобы снижать стоимость топлива, по мнению Евгения Аркуши. В защиту поднятия цен выступил и Валерий Семикашев, который считает, что повышение цен на топливо не самое быстрое в стране. Так, к примеру, стоимость жилищно-комунальных услуг дорожает намного быстрее. К тому же осенью ожидается подорожание на все товары и услуги, поэтому повышение стоимости на бензин не будет сюрпризом. Получается непростой замкнутый круг: топливо будет дорожать вместе с иными товарами, цена на которые повышается как раз из-за увеличения стоимости бензина. Видимо, эта ситуация вполне приемлема и для производителей, и дл правительства. Еще один замкнутый круг касается пенсий, ведь сезонное увеличение стоимости на бензин увеличит и расходы пенсионеров, на обеспечение пенсий которых якобы и работает государственная нефтяная промышленность за счет различных налогов и акциз.