Роснефть: В полку самых могущественных кампаний мира прибыло . - «Бизнес» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Бизнес » Роснефть: В полку самых могущественных кампаний мира прибыло . - «Бизнес»
Роснефть: В полку самых могущественных кампаний мира прибыло . - «Бизнес»
Это – не пустые слова, т.к. после того, как запланировали слияние «Роснефти» и ТНК-ВР, на мировой сцене появится еще один супергигант, который по добыче нефти опережает любую публичную компанию мира. . Многие аналитики уже огласили это детищем Владимира Путина и его соратника Игоря Сечина, которое


Роснефть: В полку самых могущественных кампаний мира прибыло . - «Бизнес»

Это – не пустые слова, т.к. после того, как запланировали слияние «Роснефти» и ТНК-ВР, на мировой сцене появится еще один супергигант, который по добыче нефти опережает любую публичную компанию мира.
.


Многие аналитики уже огласили это детищем Владимира Путина и его соратника Игоря Сечина, которое набрало мощь в связи с банкротством «ЮКОСа». И теперь это новое образование можно назвать таким себе своеобразным «Газпромом» отрасли нефтяной добычи. Предварительная сумма, которую планирует потратить «Роснефть» на это приобретение, для России беспрецедентна. На протяжении всего времени после прихода Путина к власти наблюдался сбор активов предприятий стратегических отраслей под руководство государства, которые ранее были проданы крупному бизнесу. Эта сделка в этом экономическом периоде времени поставит точку. Отныне под контроль чиновников попадают и все производство нефти и газа, и экспорт. Все наболевшие вопросы в этих отраслях теперь можно решать и втроем. По крайней мере, для того, чтобы Владимиру Путину, чтобы встретиться с Алексеем Миллером, главой «Газпрома», или же с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным, уже не будет необходимости участия ни правительства, ни миноритариев компаний.



А если на идеи у них не будет хватать средств, то на совещания могут быть приглашены руководители госбанков Германа Грефа и Андрея Костина. Чтобы ни говорили в своих публичных выступлениях все эти менеджеры, они почти всегда были заняты не тем, чтобы повышать капитализацию вверенных им в руководство компаний, а четким исполнением воли президента. Такие выводы можно сделать проанализировав их действия, когда, например, строились газопроводы, которые, несмотря на то, чтобы быть экономически оправданными, просто были важными, если говорить о геополитики. Ни у кого даже не вызывает сомнения и тот факт, что сам президент был осведомлен о деталях соглашений и участвовал в руководстве процессом. Уже после его встречи в сентябре с главой ВР Робертом Дадли и Игорем Сечиным уже всем стало понятно, кому достанется ТНК-ВР. А когда Сечин в октябрьском интервью The Financial Times заявил, что сделка одобрена президентом, то развеялись последние сомнения. Схема покупки была отработанной на примере поглощения «Газпромом» «Сибнефти» в 2005 году. В отличие от уничтожения «ЮКОСа», -в данном случае был применен «денежный» вариант.



Сегодня действует схема, по которой планируется озолотить продающую свои активы часть, а 61 млрд. долларов, который из доходов «Роснефти» пойдет на оплату сделки по ТНК-ВР – тому живое подтверждение. И тут никому не известно, сколько госкомпания потеряет на этом, ведь выданные под покупку кредиты, будут отдаваться не один год. Не меняет дело даже тот факт, что часть оплаты будет производиться в виде акций «Роснефти». Это понятно, что подобные сделки не совершаются просто так и за короткий период времени. Этому во многом благоприятствовали многие случайности и совпадения. И не будь эттихъ совпадений, возможно, в решающий момент Игорь Сечин сделал то, чего давно хотел, - возглавил не самую дорогую, но самую добывающую нефтяную компанию в мире. Если опираться на подсчеты AFP, то «Роснефть» и ТНК-ВР совместно произвели в 2011 году порядка 4 млн. баррелей нефти в сутки. Это значительно больше, чем может похвастаться крупнейшая нефтяная компания США Exxon Mobil, у которой этот показатель составил 2,31 млн. баррелей, а также сегодняшнего мирового лидера - китайской PetroChina. Её показатель зафиксирован на 2,42 млн. баррелей.



Надо сказать, что тут говорится о компаниях, чьи акции торгуются на бирже. В другом случае, лидерство бы отняла арабская компания Aramco. Хотя, сравнивать «Роснефть» и Aramco не очень-то справедливо, потому что Россия на этапе развития нефтедобычи сразу пошла по «биржевому» сценарию - приватизировались государственные компании, а их акции были размещены на открытом рынке, и они вынуждены были вести международную отчетность. А вот уже 1990-е гг. отличались тем, что приватизация была чуть ли не единственным способом для привлечения средств в стагнировавшую в условиях низких цен на нефть экономику. В 2000-е IPO «Роснефти» воспринималось также и как попытка легализовать перед иностранными инвесторами приобретение «Юганскнефтегаза» посредством сомнительной компании-«однодневки», «Байкалфинансгруп». А вот если сравнить «Роснефть» с компаниями Exxon Mobil и PetroChina, тогда получается интересная картина. Дело в том, что Exxon Mobil имеет оценку инвесторов в 460 млрд. долларов, и PetroChina - 257 млрд. долларов. На этом фоне «Роснефть» выглядит скромнее - всего 74 млрд. долларов. Это дает повод говорить, что инвесторы не очень-то крепко верят в «Ростнефть», даже несмотря на то, что она занимается не только добычей нефти, но и нефтеперерабатывающими заводами, продажей продукции уже конечным потребителям.



Даже объявление о сделке века не подняло акции более, чем на 1% с июня месяца, когда это было объявлено. Но, тем не менее, выгоды сотрудничества с ВР по освоению шельфа для «Роснефти» довольно очевидные. В принципе, все довольны. ВР, несмотря на то, что еще не до конца оправилась после аварии в Мексиканском заливе, все же получила внушительные средства и такой же пакет акций в одной из крупнейших по уровню добычи нефти компании мира, еще и доступ к шельфовым месторождениям. Для ВР последнее является особо важным, т.к. запасы в Северном море заканчиваются, а что касается других регионов, то компания продала часть активов. Продажа акций «Роснефти» для AAR является возможностью выхода из бизнеса за солидные деньги. Вот если б «Роснефть» не купили оставшиеся после сделки с ВР акции ТНК-ВР, то в интересном положении оказались бы миллиардеры Вексельберг, Блаватник и Фридман, т.к. им бы принадлежали формально 50% акций ТНК-ВР, что дало бы им право управлять активом на равных с «Роснефтью». Но это - только теоретически. Возможно, получилось бы так, что их роль ограничивалась бы ролью ничего не решающих миноритариев, которые за это иногда могли бы рассчитывать на дивиденды. Для самых богатых людей в стране это была бы не очень солидная участь. Тягаться с «Газпромом» «Роснефти» будет тяжеловато, а вот занять прочно второе место – вполне реально.



А вот кто может быть сильно недоволен, так это, пожалуй, чиновники правительства в лице вице-премьера Аркадия Дворковича и премьер-министра Дмитрия Медведева. От них не один раз исходила инициатива ограничения влияния государства на экономику, а также говорилось об необходимости и дальше приватизировать государственные активы, чтобы не концентрировать их под контролем чиновников нынешних и бывших. И дело совсем не в том, кто чем там недоволен, а в том, что пока государство не ослабит свою хватку, улучшений инвестиционного климата ждать не приходится.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости