Будущее программы F-35 внушает серьёзные опасения: Кто из покупателей F-35 откажется раньше? . - «Бизнес»
Для бывшего "морского котика" майор морской пехоты Арик Либерман чрезвычайно скромен.
По крайне мере, такое мнение складывается при взгляде на этого, ныне лётчика-истребителя, после посадки им на аэродроме основной операционной базы самолёта F-35. Это одна из 2457 машин, которые планирует произвести на свет Пентагон. Общая стоимость всей программы производства составляет почти 400 миллиардов долларов, что делает её самой дорогостоящей программой производства за всю историю вооружений на планете Земля. Среди праздничной кутерьмы и шумихи, пилот стоял на лётном поле в Юме (штат Аризона) и не позволял фотографам уговорить себя сфотографироваться на фоне самолёта с большим пальцем руки, поднятым вверх. Раз за разом он возражал с неизменной улыбкой: "Нет, нет, нет, нет". И эту сдержанность вполне можно понять. Несмотря на приветствие его прибытия морпехами (что означает вхождение эскадрильи F-35 в боевой состав), во всём этом есть один здоровенный камень преткновения.
Какой - озвучивает официальный представитель корпуса морпехов: "Действительно, эскадрилья вошла в боевой состав, но несмотря на это, сам самолёт пока не введён в строй". Модель универсального истребителя F-35 была призвана стать наиболее смертоносным воздушным охотников в 21-м веке. Однако. вместо этого, она сама стала предметом для нападок. Программа является примером наибольшей расточительности Пентагона, и это - в эпоху повсеместной экономии бюджета. Стоит предположить, что разумнее было бы покрыть фюзеляж истребителя на звёздно-полосатым флагом, а крупной мишенью, ведь критики не смолкая обстреливают эту модель своим огнём. Критике подвергается абсолютно всё - шлемы пилотов, которые не работают, как это требуется, профессиональная пригодность самолёта, не сбросившего пока что ни единой бомбы и не выпустившего ни родной ракеты и даже программная начинка бортового компьютера, которая вообще до сих пор большей частью находится на планшетах разработчиков. Собственно, именно по этой причине Либерман, во время посадки своего F-35 под напряжёнными взглядами зрителей (одним из которых был в том числе сенатор Джон Маккейн), не смог продемонстрировать одну из самых пресловутых особенностей самолёта - вертикальную, "вертолётную" посадку, во время которой используется поворотное сопло, изготовленное из титана, создающее тягу соответствующей мощности. такой трюк по прежнему находится скорее в епархии лётчиков-испытателей, а не боевых пилотов, подобных Либерману. А между прочим, за 11 лет, прошедшие с 2001 года, стоимость производства самолётов удвоилась, ныне программа оценивается в сумму 396 миллиардов долларов. Ввиду производственных задержек, ВМС и ВВС вынуждены были потратить дополнительно, как минимум, 5 миллиардов долларов, чтобы продлить для ныне действующих истребителей срок службы.
Славящийся своей дешевизной корпус морской пехоты (если конечно не учитывать их любви к самолётам, оснащённым почти вертикальными взлётом-посадкой), затратил около 180 миллионов долларов на закупку 74-х подержанных британских машин AV-8. От них были взяты запчасти для "Харриеров", чтобы продлить их срок эксплуатации - до той поры, пока не введут в строй F-35. Союзные страны уже на полном серьёзе заняты обсуждением и рассмотрением альтернативных решений, в обход истребителя F-35. Однако, даже сейчас критика в адрес военной программы всё ещё может усилиться, ввиду ожидаемого отражения излишних затрат на истребители на других военных программах. В том случае, если к началу весны законодатели на смогут прийти к соглашению, касательно бюджета, Пентагон будет лишён расходов, секвестр будет равняться пятистам с лишним миллиардам американской валюты. Это в свою очередь будет означать, проекты бюджета на предстоящие 10 лет будут сокращены на десять процентов. Белым домом предсказывалась подобная ситуация два года назад - тогда говорилось. что для Республиканских ястребов сокращения окажутся столь обременительными, что пойти на это не захочет никто. Однако сейчас, после раскола Великой старой партии, многие её бывшие члена озабочены скорее дефицитом, нежели обороной.