Газпром вынужден будет отказаться от своих дорогостоящих привычек и замашек . - «Бизнес»
Мной, в отличие от большинства западных представителей, прекрасно осознаётся тот факт, что Газпром не был порождением Владимира Путина, который вдруг каким-то необыкновенным образом был построен в районе 199-го года.
Также, нет ни малейшей необходимости в глубоких исторических познаниях, дабы уяснить. что эта мощнейшая газовая корпорация являлась на протяжение десятилетий одной из самых важных компонент политики как Советского Союза, так и России. Но это не отменяет того прискорбного факта, что на западе существует большое количество журналистов, искренне убеждённых, что до начала газовых баталий прошлого десятилетия, во время которых Путин и его приспешники начали, как выражаются всё те же журналисты, "пользоваться энергоресурсами, как оружием", газ из России поставлялся на западный рынок каким-то мистическим и непонятным образом. В последнее десятилетие Газпром продемонстрировал свои позиции с весьма внушительной стороны, сумев нарастить свои прибыли быстро и уверенно, пока нефтяные цены росли не торопясь. Проект "Северный поток" был пробит успешно, даже не смотря на возмущение и громкие возгласы из бывших стран-членов Варшавского договора. Издание Economist и вовсе договорилось до того, что окрестило этот проект современной аналогией пакта Молотова-Риббентропа.
Также весьма поучительно сравнение, проводимое между успешным и быстрым строительством "Северного потока" и неудавшимся проектом Nabucco, разработанным Евросоюзом. Поучительно и показательно, в том смысле. что явно демонстрирует уровень состояния энергетических рынков прошлого десятилетия - русские не успели разворовать деньги, а Европа потеряла последнее, что могла потерять, умудрившись при этом выставить себя в образе несведущего и некомпетентного путаника. Однако, похоже, что, как и всё хорошее, полосе везения российского газового гиганта тоже вскоре суждено завершиться. Особенно если учесть, что она была результатом всего лишь удачного стечения обстоятельств и жёстких торговых переговоров. Вместо поднятия газовых цен, Газпром вынужден применить скидочную политику - впервые за весьма длительное время. Недавно скидка на поставки газа была сделана для Болгарии, практически на сто процентов зависимой от российского экспортного топлива. Что ж, похоже, что если сегодня не в силах Газпрома навязать свои условия даже болгарам, его уступки немцам и итальянцам будут ещё большими. Достаточно давно известно, что решения Газпрома, касающиеся ценообразования, мягко говоря, достаточно непредсказуемы. Возмущений по этому поводу особо не наблюдалось, особенно если учесть, что монополия на природные ресурсы обеспечивала нашей стране стратегическое и политическое преимущество, глупо было бы этим не пользоваться. Можно даже гарантировать, что столь же корыстно и эгоистично будут вести себя США, если им суждено будет оказаться в подобном положении, что и Россия, выбившей себе солидное преимущество за счёт газового экспорта. Так что причин для возбуждения и проявления праведного гнева попросту не наблюдалось.
Однако, в результате пристального наблюдения в последние пару лет за методами образования цен Газпрома, становится понятно, что в большинстве своём, они лишены всякой системы, если не сказать - странны и идиотичны. Стоит лишь взглянуть на цены, предлагаемые для покупки голубого топлива странам Европы, чтобы усомниться в присутствии какой-либо логики действий, соответствующей подобному ценообразованию. Сначала на ум приходит зависимость цен от проявления знаков дружелюбия покупателя к России с политической точки зрения, ведь это было бы достаточно очевидно. Страны, у которых хорошие отношения с Кремлём, получают лучшие льготы и лучшие цены. Однако объяснение это не выдерживает проверки здравым смыслом - ведь Голландия с Британией находятся с нашей страной в совершенно ужасных отношениях, однако же цены, по которым они закупают наш газ - самые низкие. Затем на ум приходит следующая мысль: возможно, решающее значение имеют объёмы поставок, иными словами, чем больше страна закупает у Газпрома газа, тем ниже цена, которую эта страна за него платит? Однако и это неверно. Если дать себе труд сопоставить объёмы поставляемого газа с его стоимостью, вы всё равно не сможете получить никакой закономерности. Наконец, третьим разумным объяснением скачущей ценовой политики газового гиганта могли бы стать доли газовых рынков в разных странах, куда экспортируется российский газ, а именно монополия, которой на этих рынках обладает Газпром.
Однако, цены, которые назначает Газпром сильно разнятся и страны, в которых монополия Газпрома полная или почти полная платят за наш газ совершенно по разному, так что и здесь особенной связи не прослеживается. Похоже, что единственным разумным объяснением ценовой политике Газпрома является простейшее предположение - корпорация просто выдумывает цены на ходу, не особенно утруждая себя расчётами. А для любой крупной компании это обстоятельство является весьма тревожным. И тем более, это просто ужас для гиганта промышленности, составляющего более пяти процентов ВВП России. Ни один третьеразрядный универсальный магазин никогда не позволит себе ответить на вопрос о собственной стратегии ценообразования в духе "Её у нас нет". Надо отметить, что факт подобного равнодушного отношения Газпрома к собственным ценам на продукцию весьма примечателен. Очевидно, корпорация сейчас пребывает с в слишком сильном состоянии успокоения, ибо способен сейчас диктовать условия, которые сию минуту приходят его руководству в голову. На таких условиях сторонние поставщики газа - из Норвегии, Персидского Залива, США и СПГ явно стали вторичной мыслью. Однако, необходимо помнить, что заманчивая стратегия, характеризующаяся фразой "бери с покупателей столько, сколько пожелаешь" действует лишь... пока она действует. Любая стратегия имеет свои издержки, и Газпром своими грубыми, бескомпромиссными и властными действиями вынуждает клиентов из Европы всё настойчивее искать альтернативу российским поставкам газа. Они стараются повысить свою энергоэффективность настолько быстро, насколько это возможно. Газпром похоже забыл, что для эффективного существования империи необходим не только кнут, но ещё и пряник, а с кнутом они ещё и явно переборщили, уничтожив, в конечном итоге, ту курицу, которая могла бы бесконечно снабжать их денежными яйцами (по крайне мере, так казалось ещё несколько лет назад).
Я не склонен соглашаться с некоторыми американцами во мнении о скором фатальном кризисе Газпрома, который, якобы, может повторить судьбу СССР в миниатюре. Я лишь думаю, что со стороны запада является большой ошибкой постоянное недооценивание политических и экономических институтов России, их гибкость и способность к существованию в видоизменённой форме - ещё долгое, очень долгое время, после того, как эту грешную землю покинем все мы. Ведь надо помнить, что закупки природного газа в Европе не прекратятся, просто они... уменьшатся. Однако, я более чем уверен в необходимости глубоких изменений внутри корпорации, казавшейся ещё несколько лет назад солидным и несокрушимым монолитом. При условии, разумеется, если у неё присутствует желание сохранять собственную актуальность и положение. Думаю, что вначале Газпрому стоит в корне пересмотреть собственную непредсказуемую и дикую политику образования цен на экспортируемый газ, сделать её более понятной и прозрачной. В противном случае, для газового гиганта неизбежны дальнейшие коммерческие потери. Реалии современного мира таковы, что газ становится дешевле, так что Газпром будет, очевидно, вынужден похоронить собственные, приобретённые в годы бурного развития, дорогостоящие привычки. Не нужно думать, что это станет катастрофой для всей России, скорее уж самому Газпрому придётся в известном смысле подтянуть пояса. В основном это будет выражаться в меньшем количестве причудливых зданий, строящихся под штаб-квартиры, меньшем количестве приобретённых футбольных команд, а также - меньшем количестве показных инвестиционных вкладов.