Суоми двух господ. Как Финляндия воевала за Гитлера и за Сталина - «Общество»
Финские солдаты в одном из укрытий на VT-линии, июнь 1944. Commons.wikimedia.org
26 июня 1941 г. президент Финляндии Ристо Рюти объявил о том, что Финляндия находится в состоянии войны с СССР. В марте 1944 г. сменивший его Густав Маннергейм объявил войну Германии. Как горячим финским парням удалось «переобуться в воздухе»?
Болотная война
То, что Финляндия выступит против СССР, было понятно после проигранной ею Зимней войны. Неслучайно боевые действия против Советского Союза там называют «войной-продолжением». К 22 июня 1941 г. на севере были развернуты 17 финских и 4 немецкие дивизии общей численностью 407,5 тыс. человек.
Маршал Маннергейм и президент Рюти инспектируют войска в Энсо (ныне — Светогорск). 4 июня 1944 г. Фото: Commons.wikimedia.org
25 июня авиация Северного и Балтийского флотов бомбила финские аэродромы, с которых по Мурманску и Петрозаводску работала немецкая авиация. На следующий день Финляндия официально объявила о вступлении во Вторую мировую войну на стороне Германии.
Русский пленный солдат на финской базе в Рованиеми, 6 января 1940 года (раскрашенное фото). Фото: Commons.wikimedia.org
Реальные боевые действия на Кольском полуострове и в Карелии начались в конце июня 1941 г. Главный удар финны и немцы наносили по Мурманску. В августе 14-я советская армия остановила врага в 20-30 километрах от границы. На Крайнем Севере, в районе Рыбачьего полуострова, противнику вообще не удалось перейти пограничную линию.
Густав Маннергейм в 1942 году. Одна из немногих его цветных фотографий. Фото: Commons.wikimedia.org
Война в Карелии не была похожа на боевые действия на более южных участках советско-германского фронта. Карельский фронт был самым длинным из всех: 1500 километров. Линия соприкосновения с противником установилась в декабре 1941 г. не менялась до июля 1944 г. При этом из-за особенностей местности — леса и болота — фронт не был сплошным, а боевые действия шли в основном вдоль дорог.
Фронт в тылу
Кстати, о дорогах. Одной из главных задач Карельского фронта было обеспечение безопасности Кировской железной дороги. По ней в СССР перевозились грузы, поступившие к нам по ленд-лизу. Эта же дорога снабжала техникой, боеприпасами и продовольствием советские войска на севере. Именно при обороне Кировской железной дороги погибли девчонки из классического фильма «А зори здесь тихие».
Одним из основных противников Красной армии на территории Карелии, Вологодской и Архангельской областей были разведывательно-диверсионные группы. В ночь на 12 февраля 1942 г. одна из них атаковала тыловой гарнизон Красной армии в поселке Петровский Ям. Заявленный ущерб, нанесенный русским, составил, по финским данным, 500 красноармейцев, 300 лошадей, 90 грузовиков... По советским данным, 72 солдата, 28 врачей и медсестер полевого подвижного госпиталя № 2212, 9 раненых и 15 гражданских лиц.
Линия Маннергейма. ДОТ SK16. Фото: Commons.wikimedia.org
Лапландская война
Финны стали прощупывать возможности сепаратного мира с СССР в начале 1944 г. Однако на это требовалось согласие союзников, в первую очередь — Великобритании. Договориться со всеми удалось к концу лета. Перемирие вступило в действие 4 сентября. Последовавший мирный договор предусматривал, что финны теперь должны воевать против немцев. Этот вооруженный конфликт известен как Лапландская война.
Немец Иоганн Фосс служил унтер-офицером в 6-й горной дивизии СС «Норд», которая осенью 1944 г. воевала с русскими в Карелии. «В начале сентября, — писал он в послевоенных мемуарах, — пришли известия о том, что финны и Советы согласились на перемирие... Вскоре мы узнали, что немецкие войска должны покинуть Финляндию к 15 сентября. Это был удар. Как мы могли выбраться из Финляндии за срок, меньший чем две недели? А если не сможем? Через несколько дней еще новости: финская армия, в соответствии с условиями соглашения, должна будет изгнать немецкие войска со своей территории к этой дате. Мы не могли поверить в то, что наши братья по оружию повернут его против нас».
Отступая, немцы уничтожали все, что было возможно уничтожить. В том числе собственные кладбища. Вот как об этом пишет Фосс: «Когда мы пришли, мы увидели, как специальный отряд с помощью тяжелой техники сносит длинные ряды березовых рун (поскольку Гитлер запретил эсэсовцам верить в бога, крест на могиле им не был положен, — АиФ), чтобы уничтожить все следы того, что здесь было кладбище. Было естественным, что при отступлении разрушалось то, что могло быть использовано русскими: избы, блиндажи и т. д.
Проходя через деревню, мы увидели саперов, готовившихся взорвать то, что уцелело после артобстрела. Теперь, когда финны стали нашими врагами, отступление означало следующее: лишение противника всего, что могло послужить ему базой для последующих боевых действий».
При отступлении 20-й немецкой Горной армии в Финляндии уничтожили почти половину всех построек в Лапландии, 470 км железных дорог, 675 мостов. Восстановление затянулось до конца 1950-х годов.
Нельзя сказать, что война на стороне Гитлера дешево обошлась Финляндии. Предстояло уплатить репараций Советскому Союзу на 300 млн долларов. Финны рассчитались к 1952 г., до этого на погашение долга шло до 20% государственных расходов страны.