Данные, полученные утраченной обсерваторией Hitomi, указывают на то, что черные дыры выступают в роли "галактических регуляторов" - «Наука и технологии» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Технологии » Данные, полученные утраченной обсерваторией Hitomi, указывают на то, что черные дыры выступают в роли "галактических регуляторов" - «Наука и технологии»
Центр скопления Персея

Напомним нашим читателям, что в начале этого года японское Агентство космических исследований (Japan Aerospace Exploration Agency, JAXA) произвело запуск в космос новой рентгеновской обсерватории Hitomi. Эта обсерватория была самой современной на сегодняшний день, ее возможности должны были обеспечить появление множества важных и интересных открытий. Но, к превеликому сожалению, всего через месяц после запуска космический аппарат вышел из-под контроля. Несмотря на множество усилий, предпринятых специалистами JAXA, им не удалось восстановить с ним контакт, и космический аппарат был признан полностью утраченным.

Одной из первых целей рентгеновской обсерватории Hitomi было скопление Персея (Perseus cluster), массивное скопление галактик, находящееся на удалении 200 миллионов световых лет от Земли. И за свою очень короткую "жизнь" обсерватория Hitomi успела получить некоторое количество данных о скоплении Персея, в частности о том, как сверхмассивная черная дыра в центре этого скопления может препятствовать и способствовать процессу формирования новых звезд.

Скопления галактик, подобные скоплению Персея, содержат в своем объеме огромные количества космической плазмы, ионизированного газа, хорошо видимого в рентгеновском диапазоне. Именно наличие этой плазмы, которая постепенно охлаждается естественным образом, способствует активизации процессов формирования новых звезд. Но данные от обсерватории Hitomi показывают, что сверхмассивная черная дыра в центре скопления своим влиянием постоянно перемешивает плазму с гигантскими облаками, пузырями разогретого до сверхвысокой температуры газа, которые "изгнаны" в пространство скопления из-за их приближения к району горизонта событий черной дыры.

Поскольку эти газовые пузыри двигаются в пространстве с большой скоростью, они создают бурю в космосе, которая "раскачивает" и подогревает облака плазмы, препятствуя их охлаждению и началу процессов формирования звезд. Таким образом, сверхмассивная черная дыра выступает в роли своего рода "галактического регулятора", который, подогревая плазму, задает темпы процессов формирования звезд.
О том, что черные дыры могут выступать в роли регуляторов "звездной рождаемости", ученые подозревали уже достаточно долго. И данные, полученные обсерваторией Hitomi, послужили первым подтверждением этого факта. Все это является захватывающим открытием, наблюдать за которым вживую ученым удалось в первый раз за всю историю науки. И теперь это явление должно быть изучено более подробно, но это можно будет сделать лишь после того, как в космос отправится очередная рентгеновская обсерватория, возможностей которой будет достаточно для составления карты событий, происходящих в центре скопления Персея.