Большая русская мощность. Газовые турбины 65 и 170 Мвт - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Большая русская мощность. Газовые турбины 65 и 170 Мвт - «Новости - Энергетики»
Большая русская мощность. Газовые турбины 65 и 170 Мвт - «Новости - Энергетики»
В 2018 году «Силовые машины» приступили к проекту по возрождению технологии изготовления отечественных газовых турбин. Несмотря на то что прошло всего чуть больше года, достигнутые результаты позволяют с большой долей уверенности сказать, что у России будет своя газовая турбина. То, что именно
В 2018 году «Силовые машины» приступили к проекту по возрождению технологии изготовления отечественных газовых турбин. Несмотря на то что прошло всего чуть больше года, достигнутые результаты позволяют с большой долей уверенности сказать, что у России будет своя газовая турбина.


То, что именно «Силовые машины» сегодня являются отечественным лидером энергетического машиностроения, можно назвать исторически сложившимся или исторически обоснованным и закономерным. Именно здесь, на Ленинградском металлическом заводе, головной производственной площадке компании, в 1957 году была выпущена первая стационарная газовая турбина ГТ-12-3 мощностью 12 МВт. А через 13 лет здесь же, в Питере, была выпущена 100-мегаваттная ГТ-100-750, на тот момент самая мощная и совершенная газотурбинная установка в мире. Из новейшей истории России нельзя не вспомнить разработанную в нулевых ГТЭ-65. Головной образец этой машины был поставлен в 2012-м на одну из московских ТЭЦ. Машина прошла цикл холодных испытаний, подтвердив расчетные параметры, но из-за временных ограничений со стороны электростанции на обкатку и доводку новой установки газовая турбина не была введена в промышленную эксплуатацию.


В 2017 году для строящейся в Крыму ТЭЦ были поставлены иностранные газовые турбины. Тогда же одномоментно секторальные технологические санкции против России выявили острую проблему, связанную с обеспечением энергетической безопасности страны. Российская теплоэнергетика преимущественно работает на паротурбинных установках (ПТУ). Более эффективной является совместная работа газовой и паровой турбины — парогазовая установка (ПГУ). На территории страны свыше 30 ГВт генерирующих мощностей работают в парогазовом цикле, и отсутствие собственных газотурбинных технологий создает самые серьезные риски.
Если представить, что энергетическая отрасль попадет под секторальные санкции, мы не сможем купить не только ни одной газовой турбины, но даже и запчасти к ним. А если смотреть шире, то это уже вопрос глобальной конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, так как цена электроэнергии в парогазовом цикле всегда будет минимум на треть ниже, чем в паросиловом.

Задача создать свое газотурбинное производство была поставлена на государственном уровне. Это одновременно напомнило время индустриализации СССР и восстановление промышленности после Великой Отечественной войны. Поставленная задача в отличие от большинства лозунгов несет в себе какое-то очень большое и важное значение, некий истинный смысл и настоящую, понятную цель. Как говорится, такое дело не грех и поддержать. На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности акционер «Силовых машин» Алексей Мордашов заявил о готовности компании разработать и начать производить линейку отечественных газотурбинных установок мощностью 65 и 170 МВт, а также построить электростанцию, на которой можно было бы получить референции для этих турбин. Предложение было поддержано президентом России: Владимир Путин поручил выделить субсидию на эти разработки в формате государственного софинансирования. Для этих целей из федерального бюджета были выделены инвестиции в размере 7 млрд рублей.
Согласно Постановлению Правительства № 719, в котором говорится, что локализация по данной номенклатуре с 2021 года должна составить 90%, Минпромторг создает дорожную карту по выпуску российских газовых турбин, предполагающую полный цикл производства: от разработки документации до инфраструктуры сервиса. По сути, в России заново создается новый сегмент машиностроения, продукция которого должна через несколько лет выйти в серию. Одновременно в «Силовых машинах» был начат проект возрождения технологии создания ГТУ.


Если театр начинается с вешалки, то начинать возрождение отечественного производства газовых турбин большой мощности надо было, собственно, с создания КБ. Создание СКБ «Силмаша» проходило в два этапа. На первом была сформирована группа из специалистов, знакомых со спецификой газотурбинной тематики и являющихся экспертами в своей специализации. В их задачи входило: оценка состояния документации имеющихся проектов ГТЭ-65 и ГТЭ-170, определение объемов работ и формирование планов проектов. На втором этапе штат КБ был укомплектован специалистами с опытом работы в проектах по созданию авиационных и энергетических газотурбинных двигателей в российских и зарубежных компаниях.
Сегодня в СКБ ГТУ работает порядка ста человек, собранных по всей стране. Это специалисты высокого уровня, как правило, окончившие технический вуз с красным дипломом, имеющие научную степень и являющиеся лауреатами престижных профессиональных конкурсов. Но главное — всю команду объединяет искренняя вера в возможности и перспективы российской промышленности и энергетики.
Сейчас КБ «Силовых машин» работает над двумя типоразмерами газовых турбин: ГТЭ-65 и ГТЭ-170. По ГТЭ-65 конструкторская документация разработана полностью за исключением камеры сгорания, работа над которой продолжается. По ГТЭ-170 готовность документации составляет порядка 80%. Головной образец ГТЭ-65 проходит ревизию на производстве, а первый образец ГТЭ-170 запущен в производство.
Параллельно специалисты продолжают совершенствовать обе турбины, а именно проточные части компрессора и газовой турбины, а также камеру сгорания, чтобы увеличить мощность и улучшить технико-экономические показатели. Для решения этих задач привлечена фундаментальная наука. В разработке НИОКР участвует практически вся страна — порядка 40 ключевых научно-исследовательских и промышленных организаций. И в этом смысле создание современных газотурбинных установок уже стало по-настоящему национальным проектом, в котором участвуют Сибирское отделение РАН, НПО ЦКТИ, НИИ КМ «Прометей», ЦИАМ, ВТИ, ЦНИИТМАШ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет и многие другие. Более того, такой подход позволил сформировать спрос на грамотных, талантливых специалистов.

Для выполнения сложных аэродинамических и прочностных расчетов — как поузловых, так и в сборе — был введен в эксплуатацию мощный вычислительный кластер с пиковой производительностью 170 TFLOPS. И сегодня «Силовые машины» — единственная в России промышленная компания, обладающая такими вычислительными мощностями.
Помимо реализации первого и важнейшего этапа по закладке фундаментальной научной базы, необходимо помнить о решении и производственных задач, которые начинаются с поиска поставщиков. На данный момент «Силовые машины» сформировали цепочку отечественных поставщиков по всем необходимым компонентам, включая литье и поковки, идет процесс утверждения субпоставщиков.


— Сейчас в проработке вопрос производства литых заготовок для рабочих лопаток газовых турбин. Мы нашли несколько поставщиков литья, но их мощности требуют определенной модернизации и, как следствие, значительных инвестиций, — комментирует Николай Фокин. — Однако это решаемо: мы готовы либо инвестировать в развитие их технологической базы, либо создать собственное литейной производство.
Производство же самих газовых турбин будет развернуто на Ленинградском металлическом заводе в Санкт-Петербурге: это комплементарно технологическим операциям, которые завод исторически делает, но необходимо дооснащение производства некоторыми группами оборудования, чтобы расширить узкие места. Всего требуется 48 дополнительных единиц станочного оборудования — четверть этого объема уже законтрактована, по остальным договоры планируется подписать до конца года. Общий объем инвестиций в дооснащение производства по предварительным расчетам превышает 4 млрд рублей.

Для проведения испытаний полноразмерных узлов камер сгорания энергетических ГТУ средней и большой мощности «Силовые машины» располагают испытательной станцией, введенной в эксплуатацию в 2006 году, где проводились испытания и доводка камер сгорания для ГТЭ-65.
— Камера сгорания газовой турбины сложно рассчитывается даже с современными средствами, особенно в части уровня выброса вредных веществ, а мы ставим перед собой цель создания экологически чистых и соответствующих современным мировым требованиям машин, поэтому мы проводим модернизацию испытательного стенда, — говорит Николай Фокин.
Другая важная для производства задача — обкатка турбин, которая может осуществляться либо на действующих электростанциях, либо на специально созданной экспериментальной станции. В настоящее время представители «Силовых машин» обсуждают возможность кооперации с генерирующими компаниями. Имеется и план Б, в соответствии с которым компания предложила строительство экспериментальной станции. Свои первые ГТУ «Силовые машины» планируют поставлять не позднее конца 2023 года.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика