Уточненный долгосрочный пессимизм - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Уточненный долгосрочный пессимизм - «Новости - Энергетики»
Уточненный долгосрочный пессимизм - «Новости - Энергетики»
Минэкономразвития оправило в Белый дом новый, второй за этот год прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. В ближайшее время он будет обсуждаться на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Новый вариант прогноза развития России до 2030 года предполагает коренную смену

Минэкономразвития оправило в Белый дом новый, второй за этот год прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. В ближайшее время он будет обсуждаться на совещании у премьера




Дмитрия Медведева. Новый вариант прогноза развития России до 2030 года предполагает коренную смену инвестиционной модели для двух монопольных секторов – электроэнергетики и газоснабжения.


 


Уточненный долгосрочный пессимизм - «Новости - Энергетики»

 


 


На основе долгосрочного прогноза должны строиться госпрограммы и определяться цели большей части бюджетных расходов. Прошлый вариант этого документа был разработан в апреле этого года, и в нем многие цифры 2012 года оказались далекими от действительности. Главная причина изменения прогноза – введение по инициативе Минфина, несмотря на сопротивление Мин-экономразвития, бюджетного правила, запрещающего увеличивать бюджетные расходы, даже когда в казне имеются деньги. Это потребовало пересчета.


 


Убавлен оптимизм в прогнозе цен на нефть. Среднегодовая цена за 2012–2030 годы снижена на 2 доллара: по кризисному сценарию (А) – до 95 долларов, основной вариант – до 125 долларов за баррель. И лишь по сценарию высокого спроса и низкой конкуренции со стороны других источников энергии – на 4 доллара: до 173 долларов за баррель. На пересмотр среднегодовых цен на 1-2 доллара в долгосрочной перспективе, вероятно, повлияла переоценка нефти в 2012 году: вместо 115 долларов она оказалась 109 долларов за баррель.





Цены на газ в этом году тоже оказались ниже, чем надеялось Минэкономразвития (не 379, а 348 долларов за тысячу куб. м). Поэтому теперь по основным сценариям средняя цена за 2012–2030 годы ожидается на уровне 390 долларов, а не 435 за тысячу кубометров. В реальном выражении это означает, что средние за весь период прогноза газовые цены останутся на нынешнем уровне. Переоценка связана с радикальным пересмотром (на 20%) прогноза по объемам экспорта газа. Значительно большую, чем предполагалось ранее, долю рынка займет сланцевый и другие «нетрадиционные виды газа». К 2030 году Россия будет продавать за границу, по основным сценариям, не 313–317 млрд., а 251–255 млрд. куб. м. При этом Газпром переориентируется на внутренний рынок: прогноз по добыче газа тоже снижен, но совсем не в такой пропорции, как экспорт (всего на 7%, и то только в консервативном сценарии, а в инновационном оставлен на прежнем уровне).


 


Меньше стало оптимизма в самом радужном – инновационном – сценарии развития российской экономики: в среднем за 2012–2030 годы рост ВВП прогнозируется на уровне 4,1% в год, а не 4,4%, как было ранее. Нет надежд на промышленность: прежний прогноз со среднегодовым ростом в 3,9% она не вытянет; максимум – 3,2%. Инвестиции будут расти медленнее. Меньше экономике потребуется и работников. Но при этом сократится и безработица. Менее быстрым будет также прирост объема импорта – причины этого в прогнозе не объясняются. Более скромным, чем виделось весной, ожидается рост реальных располагаемых доходов населения: не на 4,5%, а на 3,7% в 2013 году. Правда, после 2016 года «недобор» будет компенсирован. А вот зарплаты будут расти медленнее на всем протяжении прогнозного периода. Минэкономразвития переоценило в большую сторону только прогноз на 2017–2018 годы: учтен фактор выборов.


 


Апрельский вариант прогноза предполагал рост цен на электроэнергию за те же 18 лет в 2,9 раза в инновационном сценарии и в 3,2 раза – в консервативном. За счет этого планировалось оплатить создание новых мощностей и инфраструктуры. Предполагалось, что средства, полученные электроэнергетикой в период «догоняющего» роста, пойдут на инвестиции в генерацию и на развитие сетевого хозяйства. В частности, модернизация генерирующих мощностей в электроэнергетике позволит сократить расход газа примерно на 10–12% к 2020-му и на 20–22% – к 2030 году (в расчете на 1 кВт·ч).




Новый прогноз министерства говорит о том, что цены на электроэнергию для всех потребителей с 2013 по 2030 год вырастут в 2,4–3,0 раза в зависимости от сценария развития, который будет выбран Правительством России.


 


 



 


 


Но самое интересное, чем отличается в этой части новый прогноз от апрельского, так это то, что к ноябрю министерство сменило того, кто будет нести большую часть тягот по перестройке энергетики. При обсуждении в апреле последствий роста цен на газ для промышленности выяснилось, что при слишком быстром росте энергетики так повысят цену на энергию, что многие отрасли промышленности станут совершенно неконкурентоспособными. Поэтому в новом варианте прогноза ответственным за инвестиции в энергетику было назначено население.


 


Согласно новому прогнозу до 2030 года граждане будут платить за электроэнергию на 70%, а за газ – на 30% больше, чем, главным образом, промышленные потребители. За ближайшие 18 лет электроэнергия для населения России подорожает в пять раз, а газ – в 4,6 раза. Доля расходов граждан на энергию тоже вырастет: предполагается, что доходы граждан увеличатся за это же время в 2,7 раза. Таким образом, на население предлагается переложить еще больший груз ответственности за модернизацию российской электроэнергетики, притом что, по данным ИПЕМ, население России потребляет всего около 12% производимой в стране электроэнергии.


 



 


 


Представитель Минэкономразвития отказался комментировать тарифные показатели нового прогноза, заявив, что «данный вопрос находится в работе».


 


Заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Александр Кнобель считает, что изменение прогноза связано с необходимостью следовать правилам ВТО.


 


– Электроэнергия у нас достаточно дешевая. Но достигается это в значительной степени за счет того, что газ электро-энергетикой закупается по ценам значительно ниже мировых. В демпинге на мировых рынках могут быть обвинены наши экспортеры, например металлурги, которые пользуются не только дешевым газом, но и электроэнергией, – говорит эксперт.


В своем комментарии к прогнозу Александр Кнобель высказал мнение, что полностью переложить потребность в средствах, необходимых для модернизации энергетики, в тарифы для населения не получится: не тот масштаб потребления.


 


Получается так, что сохранение относительно стабильными цен на электроэнергию при заметном росте цен на газ возможно только при существенном росте производительности в электроэнергетике. Без этого в прогнозе Минэкономразвития концы с концами не сойдутся. Это касается и всех других производителей, потребляющих газ: рост цен на их продукцию запланирован в существенно меньшем объеме.


 


Экономисты РАНХ, комментируя новый прогноз, указывают на недостижимость целевых показателей по инфляции. Известно, что тарифы монополий оказывают прямое (через рост стоимости услуг в потребительской корзине) и косвенное (через увеличение издержек предприятий, которые отражаются в росте цен на их продукцию) влияние на уровень инфляции.


 




 


 


– Кроме тарифов, есть и другие нестыковки. Все сценарии нового прогноза предполагают снижения курса рубля, что традиционно вызывает удорожание импортных товаров. Инфляцию спроса также будет стимулировать масштабное развитие потребительского кредитования, на которое правительство по-прежнему намерено опираться как на один из важнейших источников экономического роста. Выход инфляции за пределы жестких рамок, в свою очередь, делает недостижимыми параметры экономического роста, а следовательно, и всего макроэкономического прогноза, – говорит ректор РАНХ Владимир Мау.


 


Отправленный в правительство прогноз показывает, что Минэкономразвития так и не придумало новую модель роста. Восстановительный рост российской экономики в 2011–2012 годах завершился, а докризисную инвестиционную привлекательность Россия потеряла.


 


Андрей Агафонов


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости