Около ноля. План сохранения инвестпрограмм от Минэкономразвития - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Около ноля. План сохранения инвестпрограмм от Минэкономразвития - «Новости - Энергетики»
Около ноля. План сохранения инвестпрограмм от Минэкономразвития - «Новости - Энергетики»
В начале октября Минэкономразвития внесло в правительство план сохранения инвестпрограмм естественных монополий в условиях тарифных ограничений. Минэнерго, Минтранс, ФСТ предлагаемый план согласовали не полностью, но сейчас он уже в правительстве. Ценовая политика в электроэнергетике подверглась


Около ноля. План сохранения инвестпрограмм от Минэкономразвития - «Новости - Энергетики»
В начале октября Минэкономразвития внесло в правительство план сохранения инвестпрограмм естественных монополий в условиях тарифных ограничений. Минэнерго, Минтранс, ФСТ предлагаемый план согласовали не полностью, но сейчас он уже в правительстве.
Ценовая политика в электроэнергетике подверглась радикальному изменению, когда Правительство РФ объявило о планах заморозки тарифов естественных монополий на 2014 год.


На розничном рынке для всех категорий потребителей, кроме населения, цены в 2014 году вырастут на 7,2% вместо ожидаемых 11–12,6%, в 2015 году – на 6,3% против 11,5–12,5% в прежнем сценарии. Для населения рост составит 8,1% в 2014 году и 3,7% в 2015 году против ранее запланированных 12–15%. Сети ожидает нулевая индексация тарифа в 2014 году. Тарифы на теплоэнергию вырастут на 4,2% вместо ожидаемых 12%.

Самые существенные изменения Минэкономразвития предлагает в отношении конкурентного отбора мощности (КОМ). Для ограничения роста цен на оптовом рынке в плане предлагается отменить индексацию цен на мощность по регулируемым договорам (КОМ и РД) и пересмотреть величину предельной максимальной цены на мощность до уровня 2013 года. Ведомство предлагает пересмотреть величину предельной максимальной цены на мощность в 2014 году до уровня 2013 года. Как сообщалось, предельная цена КОМ-2014 была установлена в размере 133 тыс.
руб./МВт в месяц для I ценовой зоны (европейская часть России и Урал) и 144 тыс. руб./МВт для II ценовой зоны (Сибирь).



При этом на КОМ-2013 предельные цены были ниже – 127 837,24 руб./МВт и 136 757,44 руб./МВт соответственно.
Кроме того, в Минэкономразвития намерены провести оценку снижения коэффициента резервирования мощности. Это будет сделано для «оптимизации загрузки мощностей». По сути, речь идет о снижении объема мощности, оплачиваемого в рамках КОМ. Ранее предполагалось снизить средний коэффициент резервирования по стране на один процентный пункт, что дало бы 3 млрд. рублей экономии для конечных потребителей.


 


Замораживание тарифов на газ напрямую отразитсяна спотовой цене на электроэнергию. Первоначально в 2014 году планировалось проведение индексации на 15%, но впоследствии этот уровень был скорректирован до 5%. При условии нулевой индексации на газ генерация недополучит порядка 65 млрд. рублей в 2014 году. В меньшей степени негативному влиянию будут подвержены финансовые результаты Энел ОГК-5, поскольку более 40% установленной мощности генератора является угольной.



Еще одним заметным событием для отрасли может стать предоставление «Газпрому» права поставки газа для внутренних потребителей по цене, которая будет на 20% ниже устанавливаемых ФСТ тарифов. Такое решение может привести к дальнейшему снижению цен электроэнергии на оптовом рынке, однако снизит топливные затраты тепловой генерации, повысив ее рентабельность. Стоит отметить тот факт, что в последние 2-3 года генераторы довольно стремительными темпами переходили на газ от независимых поставщиков, который был дешевле топлива от «Газпрома» как минимум на размер НДПИ (8,3% от конечной стоимости). В случае предоставления «Газпрому» преимущественного права вполне вероятно, что генерация вновь начнет пересматривать заключенные договоры, но уже в пользу «Газпрома».



Однако ключевым моментом для генерации является план мероприятий, подготовленный МЭР, по ограничению стоимости электроэнергии, связанный с нерегулируемым сектором. Среди них: возможный пересмотр параметров ДПМ со снижением доходности на 1-2 процентных пункта, снижение предельных тарифов на энергомощность в рамках конкурентного отбора на 2014 год до уровня 2013 года, что может привести к необходимости перезапуска уже состоявшихся торгов, предлагаемая Минэкономразвития отмена индексации цен на мощность (должна быть произведена с 1 января 2014 года) и проработка вопроса о переносе сроков реализации договоров о предоставлении мощности (ДПМ) по объектам генерации на возобновляемых источниках энергии на период после 2014 года.



Для сетевых организаций, тарифы которых зафиксированы, допускается пересмотр параметров тарифообразования с учетом инвестиций и издержек, что позволит вернуть инвестиции с доходностью на уровне 10% в 2014 году.



В Минэкономразвития подсчитали, что из-за нулевой индексации сетевой составляющей тарифа для промышленных потребителей объемы инвестпрограмм сетевых компаний в 2014 году могут сократиться на 33 млрд. рублей, выручка – на 290 млрд. рублей.



Для сетевых компаний заморозка тарифов с большой вероятностью приведет к урезанию инвестиционных программ. ОАО «Россети» оценило снижение своей инвестиционной программы в результате замораживания тарифов в 2014 году в 200–300 млрд. рублей в течение пяти лет. На данный момент инвестиционная программа «Российских сетей» предполагает освоение 966 млрд. рублей в течение 2012–2017 годов, то есть 161 млрд. рублей в год, что совпадает с оценкой МЭР. Таким образом, «Россети» хотят урезать свои капвложения на 20,7–31%. Однако от монополии требуют сохранения инвестпрограмм в полной мере, в том числе и за счет повышения доли закупок на аукционе и у конечных производителей. Предлагаемые МЭР меры по оптимизации деятельности гос­программ не смогут принести необходимых результатов в среднесрочной перспективе.
Обеспечить доход сетевым организациям может передача им от сбытовых компаний функций гарантирующих поставщиков МРСК. Также в плане Минэкономразвития по сохранению инвестпрограмм естественных монополий указывается, что можно привлечь средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ).



Дополнительным негативным фактором для «Россетей» станет новая концепция решения проблемы «последней мили», которое готово и в ближайшее время будет внесено в Госдуму. Об этом сообщил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко. Решение будет представлено в виде пакета поправок ко второму чтению уже рассматриваемого в парламенте законопроекта. Напомним, что он подразумевает запрет для ОАО «ФСК ЕЭС» на оказание услуг конечным потребителям; для смягчения последствий этого запрета пре­дусматриваются скидки отдельным потребителям.



Механизм «последней мили» позволял ОАО «ФСК ЕЭС» сдавать в аренду региональным распределительным компаниям участки магистральной сети, которые оплачивали крупные потребители на высоком напряжении, напрямую подключенные к сетям компании. Это позволяло снижать нагрузку на население и других потребителей. В 2012 году перекрестное субсидирование в электроэнергетике, которое включает аренду «последней мили», равнялось 220 млрд. рублей.



Поправки предполагают отмену «последней мили» с 2014 года в 63 регионах РФ. Еще в 16 регионах она будет действовать до июля 2017 года. В четырех регионах «последняя миля» будет применяться до 2029 года.



«В 16 из 20 регионов действие «последней мили» планируется отменить к 1 июля 2017 года и еще в четырех регионах – к 2029 году (Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область). Отмена «последней мили» в этих регионах в 2014 году привела бы к росту тарифа на электроэнергию для конечного потребителя на десятки процентов, в некоторых регионах – в два раза.



«Сейчас законопроект с соответствующими решениями по проблеме «последней мили» проходит сбор подписей в правительстве и сразу после этого будет внесен в Госдуму», – подчеркнул заместитель министра.



Нельзя не отметить, что в плане по «ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности» (так полностью называется документ) Минэкономразвития впервые учло исключение затрат территориальных сетевых организаций (ТСО), обслуживающих одного потребителя, из котлового принципа ценообразования. Предусмотрели и сдерживание цен в нерегулируемом сегменте – на оптовом рынке. Предлагается снижение цены на газ для электроэнергетики, исключение доходности на целевые инвестиционные средства по договорам купли-продажи новых АЭС и ГЭС, а также пересмотр параметров ДПМ для АЭС, ГЭС и тепловой генерации.



Пожалуй, наиболее экзотическое предложение «плана по ограничению» – присоединение ОАО «Системный оператор» к ОАО «Российские сети». Это один из пунктов программы, подтолкнувших Мин­энерго обратиться к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с письмом «о наличии принципиальных разногласий по отдельным положениям плана».



Кроме того, в документе говорится, что Минэнерго выступает за сохранение параметров ДПМ без изменений, поскольку в противном случае будет уничтожена основа инвестиционной привлекательности реформы энергетики, после чего последует незамедлительный выход из акций генерации иностранных инвесторов и крупных фондов.



План «сохранения финансовой устойчивости» монополий не согласован с отраслевыми ведомствами – Минэнерго, Минтрансом и Федеральной службой по тарифам. Суть замечаний – меры нереалистичны, в плане много достаточно болезненных для монополий решений и действовать надо осторожно, чтобы не навредить.



Даже если монополии выполнят этот план, это все равно не помешает им сократить инвестпрограммы или настаивать на дополнительной поддержке государства. Монополии сами должны определять, на чем лучше сэкономить, но при нынешнем уровне прозрачности проконтролировать их будет невозможно. Например, сокращение издержек на закупаемую продукцию зависит и от их поставщиков. Непонятно, почему они должны снижать цены и нести потери. Для закупок задана цель по экономии в 10%, а планки по сокращению зарплат нет, потому что это вопрос более чувствительный.



Если государство поставило цель снизить издержки и оптимизировать расходы, непонятно, зачем еще и обещать дополнительные деньги на выполнение этого плана. Получается, что единственное обоснование этой помощи – именно забота о финансовой устойчивости монополий. Это вопрос расчетов. Сами монополии могут угрожать проблемами, но для начала нужно все-таки попытаться оптимизировать траты.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
       
Экономические новости