Плюс на минус. Пресс-конференция замминистра энергетики РФ Вячеслава Кравченко - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Плюс на минус. Пресс-конференция замминистра энергетики РФ Вячеслава Кравченко - «Новости - Энергетики»
Плюс на минус. Пресс-конференция замминистра энергетики РФ Вячеслава Кравченко - «Новости - Энергетики»
Навстрече с журналистами, прошедшей в ИА «Интерфакс», заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко отвечал на вопросы, связанные с развитием электроэнергетической отрасли России, обсуждаемой в сообществе реформой рынка тепловой энергетики и долговой нагрузкой неплатежей. Говоря об


Навстрече с журналистами, прошедшей в ИА «Интерфакс», заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко отвечал на вопросы, связанные с развитием электроэнергетической отрасли России, обсуждаемой в сообществе реформой рынка тепловой энергетики и долговой нагрузкой неплатежей.
Говоря об обсуждаемой сегодня модели рынка тепла, надо отметить два основных момента, две главные темы дискуссии – это, конечно, единая теплоснабжающая организация (ЕТО) и ее правовой режим и способы, скажем так, установления цены на тепло.
В централизованной системе теплоснабжения, где она существует, мы предполагаем, что у нас будут определяться единые теплоснабжающие организации, которые будут заключать договоры со всеми потребителями тепловой энергии, работающими в границах их ответственности. В данном случае под границей ответственности подразумевается зона покрытия, территория, на которой работает данная теплоснабжающая организация. Это первое. Второе – то, что эта организация будет нести полную ответственность не только за надежное теплоснабжение потребителей, но, собственно говоря, и за развитие системы в целом в своей зоне.
ЕТО сама регулирует все отношения с другими теплоснабжающими организациями, со всеми юридическими лицами, которые находятся в зоне ее ответственности. Она будет их диспетчировать, грузить, выводить в ремонты и прочее. Это все целиком и полностью ее зона ответственности.
Предполагается, что единой теплоснабжающей организацией будет назначаться самая мощная, самая крупная, обладающая наибольшими активами компания, и в той конструкции, которая есть сейчас, предполагается, что это все-таки будет организация, которая занимается выработкой, то есть производством тепловой энергии. Не передачей тепловой энергии, а ее производством. То есть либо это крупная котельная, либо это крупная генерирующая компания. По этой теме у нас есть развилки, поскольку часть участников заявляют, что неплохо бы дать возможность и сетевой организации выполнять функции ЕТО. Мы на эту тему ведем дискуссии.
Второй большой и значимый пункт модели рынка тепла – это так называемый принцип «альтернативной котельной». Мы говорим о том, что либо в обозримом будущем, либо уже сейчас нужно устанавливать ту цену на продукт, которая бы могла обеспечить приход инвестора в отрасль, инвестора, который бы построил новый объект теплоснабжения, отвечающий самым современным характеристикам. Если уж совсем упрощенно говорить, то фактически идет речь о некоем прайс-кэпе, который будет зависеть от ряда факторов. Первое – это от самого региона, потому что есть северные и есть южные зоны, где совсем разные климатические условия, соответственно, и разная загрузка тепловых станций и котельных. Также это дифференциация зависимости от тех видов топлива, которые являются превалирующими в том или ином регионе. Опять же понимаем, что если это север, то это газ, если Сибирь – может быть уголь и газ, и так далее. Допускаем, что появятся регионы, в которых могут реализоваться цены по «альтернативной котельной», работающей на местных видах топлива, допустим, на торфе или на каком-то сланце, на каких-нибудь древесных опилках или еще на чем-нибудь. Предполагается, что будет подобного рода дифференциация.
Естественно, цена по «альтернативной котельной» рассчитывается исходя из того, что это будет самое современное оборудование, которое обладает высоким КПД и минимальными потерями тепловой энергии. Естественно, рассматривается не только сам объект генерации, просто котельная, а некий комплекс с тепловыми сетями. И этот объект должен обеспечивать разумную доходность собственнику или инвестору. У нас сейчас идут дискуссии по поводу того, какова должна быть эта доходность. Это является, наверное, наиболее значимым предметом обсуждения. Потому что, действительно, есть стремление власти каким-то образом понизить эту цену и есть стремление инвесторов эту цену повысить с тем, чтобы прийти в отрасль, что-то построить и, соответственно, получить нормальный доход.
Помимо самой величины оплаты есть еще другие предложения, которые также высказывают федеральные органы исполнительной власти и отдельные участники рынка. Речь идет о том, чтобы «альтернативная котельная» не была единственным способом регулирования. Речь идет также о системе долгосрочных тарифов, обсуждаются существующие сейчас способы, такие как затраты плюс. Мы полагаем, что это допустимо, это надо дальше еще дорабатывать, но все-таки исходим из того, чтобы способ регулирования выбирался самим участником, в данном случае заявителем. Если ему удобно работать в режиме «альтернативной котельной», то, собственно, пусть это она и будет. Если это долгосрочное регулирование, то это долгосрочное регулирование. Но в любом случае принятие той или иной модели, способа регулирования должно зависеть от заявителя.
Теперь про узкие места и опасения. У меня есть определенные опасения, что в отдельных регионах, поскольку регуляторика тепла находится на их уровне, преследуя свои цели, будут регулировать цены так, что никто из инвесторов не придет. И еще одно глобальное опасение, которое связано с более высокими темпами роста цен на тепловую энергию. У нас на самом деле есть регионы, где уровень тарифа такой, что уже сегодня туда можно смело приводить инвестора и просто фиксировать тот самый уровень тарифа, который может обеспечить возврат и доход инвестора. В таких регионах все зависит от местной власти, которая сама должна понять, каким образом заставить инвестора прийти в отрасль. И у нас есть регионы, в которых уровень цены явно не дотягивает до уровня экономически обоснованного. И там придется повышать цену темпами значительно более высокими, нежели те, которые у нас есть сейчас в прогнозах социально-экономического развития. И в этом и заключается фундаментальная развилка: возможно ли изменение системы отношений на рынке тепла, которая до определенной степени построена в том числе на опережающем темпе роста цены в существующих условиях ограничений темпов роста?
ЭНЕРГОПОЛИС: Каким образом должны документально оформляться отношения между инвестором, регионами и федеральным правительством, чтобы не получилось как с RAB-регулированием, чтобы инвестор был точно уверен в том, что это не будет пересмотрено какими-то другими актами?

Вячеслав Кравченко: Хороший вопрос. Честное слово, я не знаю, что на него ответить, по одной простой причине. Некоторое время назад в несколько другом качестве и облике я точно так же сидел перед вами и говорил, что да, законом закреплено долгосрочное регулирование и, поскольку это закреплено законом, условия не должны пересматриваться. Жизнь показывает обратное, что исходя из решения тех или иных задач мы пересматриваем свои обязательства, в том числе закрепленные законом. Мне очень хотелось бы, чтобы те конструкции, которые мы пропишем сегодня в законе, не менялись. Но вместе с тем я полагаю, что было бы действительно справедливым фиксировать в законе изменения и величину штрафных санкций, налагаемых на теплоснабжающую организацию, в зависимости от изменения условий регулирования. То есть если мне фундаментально снижают величину гарантированного и зафиксированного уровня дохода, то почему я при отсутствии необходимой выручки должен отвечать за надежное теплоснабжение, учитывая, что мне еще необходимо вкладывать деньги в модернизацию и на моем плече болтаются все мыслимые и немыслимые риски, связанные с эксплуатацией сетей? На мой взгляд, если подобного рода вопросы зададут инвесторы, это будет справедливо.
ЭП: Вопрос, наверное набивший оскомину, – по поводу приватизации МРСК в этом году. С какой планируется начать?


ВК: Давайте попробуем так. Согласно нашей стратегии мы в конце прошлого года должны были что-то сказать по поводу приватизации сетей, но не сказали. Надеюсь, что в этом году скажем. Моя позиция следующая. Я считаю, что хотя можно говорить про приватизацию в существующих условиях экономического спада и недооцененности наших компаний, тем не менее возможно было бы одну компанию МРСК продать. Причем речь шла бы не о продаже как таковой, продаже пакета, а о таком хорошем способе, как допэмиссия. Можно было бы провести допэмиссию в пользу какого бы то ни было акционера. Но есть ряд нюансов. Первое: я не уверен, что исходя из существующих сейчас ограничений и последних действий, которые предпринимало государство по регуляторике рынка, мы сможем получить квалифицированного инвестора. Потому что кризис кризисом, но и мы сами тоже совершали определенные действия, которые не слишком положительно воспринимались участниками рынка.



Какие я вижу плюсы? Первый – то, что в условиях ограничения темпов роста тарифов на передачу любой способ привлечения дополнительных денег – правильный. Тем более такой, как проведение допэмиссии. Мы получим возможность делать тот самый бенч, о котором все говорят, потому что бенч внутри холдинговой структуры, согласитесь, всегда будет немножко лукавый. Поэтому, на мой взгляд, неплохо было бы делать бенч и по отношению к организации с другим собственником. Полагаю, что это было бы возможным даже в существующих условиях.



Если ничего не произойдет, мы предложим в этом году что-то в этой части сделать. А вот сделают это или нет – вопрос. Вы сами знаете, как у нас дело обстоит с приватизацией государственных компаний. Как только про них заходит речь, тут же у всех возникает тьма вопросов, и прежде всего говорят: давайте повременим, потому что все это недооценено, и так далее...
ЭП: Минэнерго как-то определилось с вопросом, должна ли генерация в полном объеме платить за услуги по техприсоединению?



ВК: То ли пятого, то ли шестого ноября прошлого года вышел 308-й закон, который говорит о том, что генерация должна платить за техприсоединение. Мы исходим из того, что через некоторое время ей придется платить полным рублем. Но опять же в отношении той единственной программы, которая сейчас рассматривается, мы исходим из того, что если уже заключены соглашения между Федеральной сетевой компанией и строящимися объектами генерации по поводу выборного способа финансирования, то эти соглашения пересматриваться не будут. Поскольку у нас речь идет о дэпээмовских объектах, в планы которых не в полном объеме включалась плата за техприсоединение, мы полагаем, что эти условия должны соблюдаться. А за объекты, которые будут введены в 2015 году и дальше, будут платить, деваться некуда. Что так, что так, нам с вами как потребителям все равно. В данной ситуации без разницы: либо это ляжет в тариф ФСК и размажется на всю страну, либо это ляжет в тариф генератора и точно так же размажется на всю страну или ценовую зону, что одно и то же.

ЭП: Еще хочу вопрос задать, связанный отчасти с сетями. Известно, что задолженность на оптовом рынке прекратила свой рост, но не решен вопрос розницы и там долги активно растут. Будет ли государство сетям помогать или пусть они, как коммерческие организации, со своими неплательщиками сами разбираются? А может, это проблема уже серьезная и ее надо решать?



ВК: Проблема действительно серьезная. И это не проблема сетей. Нам кажется, что ее надо было решать еще год назад. Дело в том, что у нас уровень неплатежей на рознице растет просто уже пугающими темпами. Причем, по той информации, которую нам представляет Центр финансовых расчетов и Совет рынка, у нас наметилась тенденция неплатежей со стороны бюджетников, чего раньше не было. Уровень платежной дисциплины бюджетных организаций в 2013 году существенно упал. Поэтому это точно не проблема сетей.
Мы уже продекларировали и в ближайшее время нами будет подготовлен проект постановления правительства, в котором мы предлагаем лишать статуса гарантирующих поставщиков тех, кто имеет задолженность перед сетями. Сейчас просто осталось докрутить, каким образом это правильно сделать, как правильно фиксировать долги, но подобного рода намерение у нас есть.



Но тем не менее это никоим образом не решит проблему. У нас основными неплательщиками являются так называемые неотключаемые, или категорийщики, и управляющие компании. Это два самых больших зла. Про управляющие компании говорить не буду, потому что это набило всем оскомину. А что касается категорийщиков, ситуация, на мой взгляд, начинает просто выходить из-под контроля. Это предприятия ВПК, особо опасные производства, водоканалы, это различного рода ресурсоснабжающие организации, теплоснабжающие организации, котельные, которые невозможно отключить в отопительные сезоны и так далее.



Есть всеми горячо любимый «Химпром», организация, которая просто системно не платит за потребляемую электрическую энергию. Приведу некоторые цифры. Сейчас их долг перед энергетиками составляет почти 7 млрд рублей. Это самый крупный неплательщик страны. Он должен не только гарантирующему поставщику, он должен и сетям. И он не платит вообще. При уровне начислений за 2013 год, по-моему, 1 млрд 300 тыс. им было заплачено порядка 10 млн рублей всего. Ввести ограничения невозможно, поскольку данный объект представляет собой угрозу жизни, безопасности, экологические катастрофы и все, что угодно. Они не платят абсолютно осознанно, потому что с ними ничего нельзя сделать. И подобного рода субъекты стали появляться уже как грибы.



Мы подготовили законопроект, который позволяет хотя бы частично эту проблему решить. Мы его сейчас докручиваем с юристами, в ближайшее время мы его представим на обсуждение в федеральные органы исполнительной власти и будем прилагать усилия к тому, чтобы он был принят в этом году. Речь идет о том, чтобы требовать финансовых гарантий при передаче имущества в аренду. Это в большей степени касается муниципальных предприятий, которые являются владельцами водоканалов либо объектов теплоснабжения, которые свои объекты отдают в аренду кому-то.  Наше требование только одно: если вы кому-то что-то отдаете в аренду, требуйте от арендатора финансовых гарантий на покрытие тех расходов, которые они обязаны нести перед ресурсоснабжающей организацией.



Второе – мы предполагаем все-таки изменить систему ограничений потребителей, убив как класс понятие «неотключаемые». Если тебя внесли в перечень неотключаемых, то за тебя должен кто-то поручиться. А дальше, если неотключаемая организация не платит, через некоторое время ей представляется как бы черная метка и дается срок на проведение мероприятий, позволяющих либо заплатить, либо осуществить технические мероприятия, которые не приведут к отрицательным последствиям, в первую очередь экологическим, а также техногенным катастрофам в случае отключения энергоснабжения. Если это не будет выполнено, руководитель организации должен будет нести уголовную ответственность.
Мы предлагаем достаточно жесткие, серьезные меры, поскольку, оставив ресурсоснабжающие организации в нынешней правовой ситуации с неплательщиками, мы получим очень тяжелые последствия. Могу просто для примера сказать, что долг МРСК Юга со стороны потребителя ее услуг фактически уже равен ее инвестиционной программе. Можете представить, что это такое?
ЭП: Минэнерго обозначило сроки принятия новой модели рынка тепла как 2014 год и нового рынка электроэнергии как 2015-й. Насколько можно принять эти временные горизонты? Это вопрос текущего года?



ВК: Если мы к середине этого года пройдем модель рынка тепла, мы молодцы. При принятии окончательной концепции модели рынка тепла нужно максимум один год для того, чтобы открутить нормативку по электроэнергетике. Если в такие рамки мы с рынком тепла уложимся, то, наверное, в конце 2015 года что-то сделаем по электроэнергетике. Пока ничего по электроэнергии не озвучу. Это в любом случае все равно обсуждение ровно тех моделей, какие уже предлагались: долгий КОМ, ДПМ-штрих и долгосрочные тарифы.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика