ОАО «Квадра». Новые правила рынка тепла - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » ОАО «Квадра». Новые правила рынка тепла - «Новости - Энергетики»
ОАО «Квадра». Новые правила рынка тепла - «Новости - Энергетики»
Владимир Шелков, генеральный директор ОАО «Квадра» – На мой взгляд, в 2014 году в российской энергетике произошло несколько знаковых и важных событий, формирующих будущее отечественной теплоэнергетики и способных в среднесрочной перспективе привести к изменению положения дел в отрасли. Для ОАО


ОАО «Квадра». Новые правила рынка тепла - «Новости - Энергетики»
Владимир Шелков,
генеральный директор ОАО «Квадра»

– На мой взгляд, в 2014 году в российской энергетике произошло несколько знаковых и важных событий, формирующих будущее отечественной теплоэнергетики и способных в среднесрочной перспективе привести к изменению положения дел в отрасли. Для ОАО «Квадра» это, прежде всего, разработка «дорожной карты», утверждение основных принципов внедрения новой системы тарифообразования по методу «альтернативной котельной». Пожалуй, это первые серьезные решения государства в энергетике после реформы РАО «ЕЭС», которые власть взяла на себя смелость принять.
С этого начался наш разговор с Владимиром Витальевичем Шелковым, генеральным директором ОАО «Квадра».

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОТЕЛЬНАЯ


Энергополис: Владимир Витальевич, по сути, «альтернативная котельная» – это минимальный возможный тариф, дающий возможность построить и ввести новую современную экономичную автоматизированную котельную, которая сможет себя окупить в понятный период времени. Что еще можно добавить к этому?
Владимир Шелков: Метод «альтернативной котельной» является одним из ключевых механизмов предстоящей реформы отрасли. Он подразумевает определение единой справедливой цены для потребителя тепловой энергии в конкретном регионе. По факту, потребитель всегда сможет купить тепло по цене не выше, чем если бы он построил себе новую эффективную котельную сам.

Во-первых, это позволит, я надеюсь, привлечь инвесторов в нашу проблемную, остро нуждающуюся в инвестициях, отрасль. «Альтернативная котельная» задает рынку понятные правила игры и дает надежду на то, что эти правила будут долгосрочными. Это очень важно для инвестора. Когда инвестор заходит в отрасль, ему важно понимать, считая модель своего будущего бизнеса, что эти правила игры не поменяются на возможно более долгую перспективу.
И второе, что можно добавить к сказанному в вопросе, что это решение дает возможность оптимизировать уровень тарифа в целом по стране.
Анализ действующих в регионах тарифов показал, что внедрение метода «альтернативной котельной» позволит заморозить тариф примерно для 60% населения. То есть для них он не будет повышаться, так как действующие сейчас в этих регионах тарифы выше тарифа «альтернативной котельной». Для остальных 40% тариф будет экономически обоснованным или, как еще его называют, «справедливым». И больше не будет споров о том, какой теплоисточник эффективный, а какой нет и почему в одном месте тарифы выше, чем в другом.
ЭП: Существуют ли сегодня вообще какие-либо источники инвестиций в теплоснабжении?

ВШ: Теплоэнергетика – отрасль крайне специфическая. Сегодня это даже не бизнес, а социальная деятельность. Я так могу это охарактеризовать. Все, что нам дается в тарифе, включая прибыль, все средства должны быть вложены в обновление теплового комплекса конкретно на этой территории. Получается, что прибыль – это показатель того, что регион заботится об инвестиционной программе, о надежности, о том, чтобы сети перекладывались, теплоисточники реконструировались. Соответственно, прибыль – тоже источник инвестиционной программы в настоящий момент, а не источник дохода компании.
ЭП: В период обсуждения новой модели рынка тепла велись разговоры, что ФСТ и ФАС приложили немало усилий к тому, чтобы торпедировать новые правила и сделать в конечном итоге все принимаемые изменения пустыми.

ВШ: Я бы так не сказал. Понятно, что у каждого ведомства есть свой функционал и своя зона ответственности и оно действует в этих рамках. ФАС – это антимонопольное ведомство, и им сложно в качестве единственного метода тарифного регулирования принять какой-то один вариант. Сейчас их четыре, к ним предлагается добавить метод «альтернативной котельной» как один из методов. ФСТ предлагает использовать разные подходы при определении справедливой цены для потребителя. Тут и возникает логическая проблема. Изначально идеология реформы теплоснабжения и метод «альтернативной котельной» предполагали, что это будет единственный возможный метод тарифного регулирования. Предлагаемая регуляторами вариативность приведет к предоставлению каждому субъекту РФ возможности выбирать метод регулирования, что может привести к злоупотреблению со стороны местных органов власти. Существует риск, что если метод альтернативной котельной будет существовать как один из многих других методов, то в регионах будут принимать всегда тот расчет, при котором тариф будет меньше. В итоге мы потеряем источник для развития отрасли.
ДОЙТИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЭП: Владимир Витальевич, компания «Квадра» выделила теплосетевой бизнес в отдельное направление деятельности. Подведите первые итоги. Что уже удалось сделать в этом направлении? Когда будет возможно говорить о результатах данной работы?

ВШ: В настоящее время мы завершили процесс выделения теплосетевого бизнеса в отдельное направление деятельности. Практически в каждом регионе присутствия компании «Квадра» создана и работает своя теплосетевая компания, которая эксплуатирует теплосети.
У этих компаний самостоятельный баланс, который дает прозрачность экономических показателей для РЭКов, что, безусловно, упрощает защиту тарифов. Финансовый результат работы наших компаний не вызывает сомнения и подтвержден налоговой инспекцией. Главные результаты этой работы – прозрачность теплосетевого бизнеса и упрощение процесса защиты тарифов.

ЭП: Наверное, можно сказать, что вы таким образом доходите до потребителя?

ВШ: Не доходим. Хотя сейчас, после того, как в регионах началась массовая кампания по утверждению единой теплоснабжающей организации (ЕТО), уже не требуется владеть распределительными сетями, чтобы дойти до потребителя. Достаточно получить статус ЕТО и конечный тариф, дающий право заключать «псевдопрямые договора» с «псевдоконечным» потребителем. Даже эксплуатируя и обслуживая распределительные сети, имея статус ЕТО, мы до конечного потребителя, я считаю, не доходим. Мы доходим лишь до управляющих компаний. И наша задача – перешагнуть через управляющую компанию и дойти до конечного потребителя, до населения.

Кроме того, во многих регионах своего присутствия ОАО «Квадра» уже перешла на прямые расчеты с населением, и здесь у компании есть положительный опыт работы. Везде, где это произошло, наблюдается полное восстановление платежной дисциплины, а уровень оплаты доходит до 98%. Без перехода ресурсоснабжающих организаций на прямые расчеты с конечным потребителем все попытки повышения инвестиционной привлекательности отрасли и формирования долгосрочных перспективных планов будут несостоятельны, а эффект от внедрения тарифа «альткотельной» получат недобросовестные управляющие компании.
Хотя, если честно, на мой взгляд, есть очень простой механизм, правда, на Западе, и там это работает. Там есть специальные счета, так называемые эскроу-счета, к ним нет доступа у владельцев счетов. Режим счета позволяет расщеплять поступающие средства в соответствующих долях. Эти счета транзитные. На них не может быть наложено взыскание. С них нельзя ничего оплатить. К этим счетам ни у кого нет доступа.
«ВЫНУЖДЕННАЯ» ГЕНЕРАЦИЯ. ЛОГИКА ПОНЯТНА

ЭП: Не отрицая важности вопроса неплатежей, замечу, что наш разговор начался с реформы рынка тепла, введения тарифа «альтернативной котельной» и дошел до стены потребителя, уперся в проблему…

ВШ: Дьявол всегда в деталях. Проблема неплатежей при статусе ЕТО – одна сторона медали. Нельзя забывать, что статус ЕТО также налагает очень серьезную ответственность на компанию, потому что, по сути дела, ЕТО – тот же гарантирующий поставщик, только в тепле. Гарантирующий поставщик обязан обеспечить техническое подключение и обеспечить качество товара, который мы предоставляем в виде тепла. Надежное и качественное теплоснабжение потребителей – это большая ответственность.
ЭП: Не кажется ли вам, что теплоэнергетический бизнес и его социальную ответственность лучше всего рассматривать через призму результатов КОМ? Как вы оцениваете результаты КОМ на 2015 год и в этой связи предложенный Минэнерго механизм вывода и компенсации убытков от «вынужденной» генерации?
ВШ: Хороший вопрос. Последние итоги КОМ на 2015 год показали, что проблема заключается в самой модели рынка электроэнергии и мощности, которая не совсем правильно учитывает, как оказалось, объективную ситуацию в отрасли. Доля конкурентного объема мощности уменьшается сегодня не только за счет увеличения доли новых построенных эффективных станций по обязательствам ДПМ, но и за счет неотобранных генераторов, которые получают статус «вынужденных». В основном это объекты когенерации, которые не могут быть закрыты, потому что являются единственными источниками тепла в регионе. Получается, что по электроэнергии они не очень нужны, но востребованы по теплу, так как альтернативы им нет.
У нас северная страна, города могут замерзнуть. В итоге станции, не прошедшие КОМ, получают статус «вынужденных» по теплу. Если мы используем действующую модель рынка, то нам необходимо срочно решать проблему «вынужденной» генерации, которая выдавливает с рынка действующие конкурентные станции.

ЭП: Тогда, соответственно, возникает следующий вопрос: и что делать с «вынужденной» генерацией?
ВШ: И у меня есть следующий ответ: должны быть работающие механизмы вывода этих станций из эксплуатации и замещения их новыми альтернативными источниками тепла. Для того чтобы эти станции вывести, в том числе с оптового рынка электроэнергии и мощности, нужны замещающие мероприятия. Должен появиться альтернативный теплоисточник или произведена реконструкция существующей станции. Это достаточно большие затраты. Ликвидировать станцию дорогого стоит. Должны быть компенсации на мероприятия подобного характера – средства на закрытие станции, плюс средства на строительство альтернативного теплоисточника.
«Вынужденный» режим все равно стоит денег, и рынок за это все равно платит. И сколько это будет продолжаться – пока непонятно. Чтобы не платить долго за этот «вынужденный» режим, имеет смысл заплатить один раз, на период замещающих мероприятий, для того, чтобы больше к этой теме не возвращаться совсем.

ЭП: Простите, но кто будет за это платить?
ВШ: Я отвечу так: все зависит от того, окупятся ли эти расходы.
ЭП: Но вы сами называли механизм возврата: тариф «альтернативной котельной», долгосрочные правила рынка…

ВШ: И не отказываюсь от своих слов. Но «альтернативная котельная» пока только проект, а что касается горизонта планирования, то как можно хоть что-то планировать на долгосрочную перспективу, если у нас горизонт тарифообразования и КОМ – год? Нет долгосрочного КОМа – нет долгосрочного тарифа. Тариф «альтернативной котельной» может стать вариантом решения вопроса с «вынужденной» генерацией, от которой сейчас страдают все компании – участники рынка. Со старыми станциями надо что-то делать. Для нас это очень серьезная нагрузка. Но поэтапный переход на тариф «альт­котельной» планируется только к 2020 году, а до этого нужно еще дожить. Необходим также некий механизм на переходный период.
ЭП: Социальная составляющая?

ВШ: Да, социальная составляющая серьезная. Нам нужен механизм решения этой проблемы. Вывести из эксплуатации не можем, и дальше эксплуатировать невозможно, потому что нет средств для содержания станции. Рынку нужен механизм, который позволит либо модернизировать объект генерации, либо провести замещающие мероприятия и вывести старые мощности из эксплуатации.
ЭП: Владимир Витальевич, можно назвать проблему «вынужденной» генерации основной темой или основным больным вопросом в настоящий момент на рынке?

ВШ: Не только.
ЭП: А что нужно назвать таковыми?

ВШ: По сути дела, мы с вами приходим к тому, что необходим системный подход в решении накопившихся проблем. Нужно в целом менять модель рынка электроэнергии и мощности, которая будет учитывать развитие обоих рынков – тепла и электроэнергии и мощности.
Тема довольно сложная, которая обсуждается уже не первый год. Есть несколько концепций реформирования рынка. Однако нельзя говорить о новой модели рынка без решения проблемы перекрестного субсидирования между электроэнергией и теплом. Не получится сделать прозрачными тарифы на мощность, не убрав из этого тарифа перекрестку.

ЭП: Но перекрестка ведь вроде доживает последние дни?

ВШ: Не везде. Например, в наших двух регионах, в Белгороде и Липецке, перекрестное субсидирование весьма велико. К сожалению, это исторически сложившаяся ситуация, и другого метода, кроме как увеличивать тариф на тепло в этих регионах, нет. Именно поэтому, говоря о реформировании рынка электроэнергии и мощности, создании новой модели рынка, надо обязательно учитывать аспект тепловой генерации.
Если посмотреть на тот режим, в котором работают ТЭЦ, – это производство тепла. И на тепловой выработке мы производим электроэнергию, которая для нас получается побочным продуктом, как ни смешно это звучит, когда речь идет о ТЭЦ.

ЭП: Так получается, что разговором о реформе рынка электроэнергии и мощности, главном ожидаемом отраслевом событии 2015 года, мы как бы перешли к вопросам перспектив и планов на следующий год. Что вы назовете главным для компании «Квадра» в году уходящем? Каковы главные проекты и направления для компании в новом году? Чего вы ждете для отрасли и рынка в целом в наступающем 2015 году?

ВШ: Один из главных результатов 2014 года – это стабилизация роста дебиторской задолженности потребителей за тепло. Сейчас мы начинаем целенаправленно работать над тем, чтобы вернуть накопившиеся долги.

Кроме того, безусловным приоритетом деятельности ОАО «Квадра» является реализация инвестиционной программы по строительству новых мощностей в соответствии с обязательствами по договорам о предоставлении мощности. Планируется завершить их в утвержденные сроки. Сегодня из десяти новых станций, предусмотренных в программе, построено и введено в эксплуатацию шесть. В настоящее время компания реализует оставшиеся четыре проекта по строительству новых парогазовых энергоблоков. Для многих российских энергокомпаний ДПМ сегодня – это драйвер роста, обновления и перспективного развития.
Еще одна главная тема будущего года – это повышение операционной эффективности. Этим мы тоже активно занимаемся сейчас.
Для отрасли и рынка прежде всего – это решения по развитию двух моделей рынка – тепла и электро­энергии и мощности. Данные решения на уровне государства, мне кажется, должны стать судьбоносными для отрасли и очень сильно должны повлиять на всю энергетику, если будут приняты, конечно.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости