Российская энергетика. Выживание вместо развития - «Новости - Энергетики»
Признанный провальным для акций российских электроэнергетических компаний 2013 год обрушил индекс энергетики на ММВБ почти на 40%. Бумаги госкомпаний, среди которых акции «Россетей», ФСК и «Интер РАО», потеряли больше 50% стоимости. Чего ждут инвесторы от сектора в этом году и что регуляторы смогут
Признанный провальным для акций российских электроэнергетических компаний 2013 год обрушил индекс энергетики на ММВБ почти на 40%. Бумаги госкомпаний, среди которых акции «Россетей», ФСК и «Интер РАО», потеряли больше 50% стоимости. Чего ждут инвесторы от сектора в этом году и что регуляторы смогут предложить в качестве ответов на вопросы по постоянно меняющимся правилам игры, отложенным решениям по реформе рынков, в частности по рынку теплоэнергетики, ограничению роста тарифов, а следовательно, и снижению доходов энергокомпаний, – вот неполный перечень повестки VIII ежегодной конференции «Российская энергетика», организованной газетой «Ведомости».
Может быть, потому, что главным риском сектора инвесторы называют госрегулирование, от выступлений на конференции представителей Минэнерго, ФАС и ФСТ собравшиеся в зале ждали неких тезисов повестки на 2014 год.
Дежавю
С выступления заместителя министра энергетики Вячеслава Кравченко на панели завязалась дискуссия, вызвавшая легкое расстройство сознания. Чиновник сказал, что ведомство, которое он представляет, и по большому счету все основные регуляторы рынка и крупные игроки в настоящий момент в основном занимаются решением тактических задач, но не стратегией. Казалось бы, понятно. Такой расклад сегодня: падение индексов, накрывающая страну инфляция, переходящая в рецессию стагнация, сокращение инвестпрограмм – все это понятно. Но насколько верно и что это меняет – выживание вместо развития? И рынок у нас вроде как не рынок, и инструменты на нем все какие-то неказистые и неудобные, и законодательство с пробелами, напоминающими пробоины ниже ватерлинии. А если говорить о реформе, то становится ясно, что только ликвидация РАО ЕЭС, которая должна была пройти по графику и в определенные сроки, состоялась. А остальное, что должно было идти «по ходу дела», все еще никак. И мы, по сути, пожинаем плоды отсутствия стратегии, и так получается, что не занимаемся ею сейчас вовсе. Дежавю.
Взявший слово Доминик Фаш обрисовал свое видение существа проблемы. «Мне кажется, что для толковой реформы энергетики нужен комплексный, целостный, последовательный и «длинный» подход. И уже всем сегодня ясно и понятно, что процессу реформы нужны политический вес и политическая поддержка, – сказал эксперт. – Можно что угодно думать о Чубайсе, но то, что тогда он осуществил, он сам же и олицетворял это, и возглавлял. Сегодня в энергетике нет такого лидера. И это очень тяжело сказывается на положении дел в отрасли. Никто сегодня не будет спорить, что дефицит такого человека – это сложно и болезненно. И я думаю, что, пока его не будет, пока не будет политической воли или политического заказа на реформу, ничего не получится».
По мнению заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, «везде, где мы последовательно проводили реформы, мы имеем хороший результат». Он подчеркнул и акцентировал внимание на том, что «нужно на самом деле последовательно заниматься реализацией мер, которые должны приносить последствия кардинального характера».
– Сложности в экономике, кризис – это время принятия кардинальных решений. Нельзя ограничиваться тактикой. Нужно двигаться в направлении стратегии, – сказал он.
«Почему у нас всегда в регулируемых секторах возникает одна и та же проблема? – задает вопрос представитель ФАС. – Мы квазипечемся о потребителях, а заканчивается это все проблемой для экономики в целом. Мы говорим про реформу, про ее последовательность, и так же последовательно мы говорим, что да, у нас есть узкие места. Какие? У нас есть котел, и у нас есть «котлодержатель», который регламентирует взаимоотношения между всеми. У нас есть серые зоны, говорим мы, и говорим, что эти зоны нужно убирать. Нужно дать возможность выбора, и необходимо сделать так, что всегда нужно платить за товар, платить за услугу непосредственно тому, кто этот товар или услугу создал».
Говоря о рынке с точки зрения идеологии и методологии, Анатолий Голомолзин сказал, что не могут на рынке постоянно возникать прослойки в лице гарантирующих поставщиков и иже с ними. По его мнению, нужно максимально укоротить путь во взаимоотношениях игроков: «Рынок на это изначально был нацелен. Но затем мы приняли несколько таких решений, которые отдалили потребителя и генератора, причем отдалили институционально. И в этом главная проблема. Поэтому нет необходимости заново что-то выдумывать. Нужно просто реализовать некоторые простые, изначальные и основополагающие принципы рынка: конкуренция, право выбора и то, что каждый платит тому, кто ему поставляет товар, услугу. И быть последовательными в этом. Собственно говоря, вроде такие простые принципы, но их нужно реализовать».
Прозвучали слова о повышении операционной эффективности и инвестиционного рейтинга. Все доклады сводились к тому, что регуляторы через рыночные или квазирыночные механизмы, каким, например, является бенчмаркинг, должны прийти к тому, что надо делать рынок, надо делать правила. Другими словами, надо решать стратегические задачи.
Безальтернативная котельная
Выступавшие были единодушны в оценке того, что сейчас не только горячая тема дня, но системообразующая тема – это «альтернативная котельная» и новые правила рынка теплоэнергетики. Участники конференции заострили внимание на проблеме долгов за тепло, которые угрожают безопасности теплоснабжения и ведут к убыточности ключевых производителей тепловой энергии – ТГК. Между тем теплофикационные ТЭЦ способны формировать конкурентные преимущества экономики страны, положительно влияя на стоимость электроэнергии и тепла.
По мнению заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко, имея нерешенные проблемы по рынку тепла, мы не можем говорить о системных изменениях в электроэнергетике.
«Минэнерго видит задачей скорейшее принятие схем теплоснабжения для городов с населением более 500 тыс. человек и назначение ЕТО в системах централизованного теплоснабжения в лице компаний, заявившихся на этот статус и прошедших отбор согласно критериям, прописанным в законодательстве. Применение предложенной Министерством энергетики новой модели рынка тепла как единственного метода регулирования приведет к сбалансированности тарифных решений и наконец откроет ворота для частных инвестиций в этот сектор. Метод «альтернативной котельной» при расчете верхней планки цены на тепло представляется единственно правильным при установлении справедливой платы за этот ресурс», – акцентировал внимание он.
Признавая, что «альтернативная котельная» – это будущее теплоснабжения в России, достаточно логичный, технологичный инструмент, который позволяет решить многие проблемы, включая надежность, неконтролируемость тарифов, и в том числе повысить инвестиционную привлекательность отрасли, энергетики предложили взглянуть на все это глазами инвестора, которого принятие новых правил должно стимулировать к работе в секторе. Было высказано мнение, что тариф «альтернативной котельной», по сути дела, вводит спонсирование существующих на рынке посредников, которые являются основными виновниками сложившихся неплатежей. То есть, внедряя тариф «альтернативной котельной», необходимо сделать первый шаг – наладить платежную дисциплину, иначе инвестор не будет иметь гарантий, что сможет вернуть вложенные средства. На этой оптимистической ноте разговор перешел в плоскость «мирового опыта» и стран, где «альтернативная котельная» успешно работает на рынке и не является «абстракцией», как некоторые выступающие ее называли. И что в этих странах нет проблем с платежной дисциплиной.
Александр Чуваев, исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия», высказал мнение, что предлагаемые для создания новой модели рынка тепла решения имеют целью его демонополизацию. Реализация этих решений сформирует конкурентные условия для участников и даст стимул для инвестора. И, как следствие всего перечисленного, выиграет потребитель тепла как с точки зрения тарифов, так и с точки зрения надежности и качества теплоснабжения.
Эксперты отметили необходимость завершения дискуссий о новой модели рынка тепла и перехода к практическим шагам – выведения отрасли из регуляторной среды в экономически обоснованную и создания механизмов для установки справедливых цен на тепло.
Эксперименты с мощностью
Если говорить о других прозвучавших темах и некоторых комментариях, большая часть из которых была посвящена теплу, то можно вспомнить, что после выступления Романа Бердникова собравшиеся вспомнили и о сетевом вопросе – о важности ответственности потребителей за свои заявки по мощности.
Разговор о рынке мощности свелся к констатации промежуточного на сегодняшний день результата: рынок мощности так и не вышел из стадии эксперимента, и нужно признать, что необходимо еще думать и думать о его понимании в целом.
Заместитель председателя правления ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий представил оценку спроса на мощность в ценовых зонах ЕЭС России на 2014–2019 годы.
«По «умеренному» сценарию прогнозирования спроса на мощность в 2015–2019 годах в ценовых зонах ЕЭС России по итогам КОМ могут возникнуть значительные избытки мощности за счет замедления роста потребления», – заявил Федор Опадчий.
Федор Опадчий представил новый для России механизм повышения эффективности работы энергосистемы, основанный на модели ценозависимого потребления (модель Demand Response). Модель, распространенная в ряде стран с рыночным регулированием электроэнергетики, предполагает добровольное участие потребителей в регулировании баланса производства и потребления электроэнергии. Самостоятельное снижение электропотребления отдельными участниками рынка в часы максимального спроса является альтернативой загрузке наиболее дорогих (наименее эффективных) электростанций. Стимулом для этого должны стать рыночные механизмы, позволяющие обеспечить экономию за счет снижения оплаты электроэнергии в соответствии с обязательствами по снижению потребления.
ОАО «СО ЕЭС» совместно с генерирующими компаниями тестирует новую технологию ежедневного выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО) с сокращенным – трехдневным – сроком планирования. Сокращение периода планирования позволит проводить расчеты на основании актуальных данных о технических параметрах генерирующего оборудования и прогнозируемых режимов работы ЕЭС России. Запуск новой технологии ВСВГО запланирован на 31 мая.
VIII ежегодная конференция «Российская энергетика» показала, что сейчас даже многие методологически важные вопросы в отрасли не согласованы. И это едва ли не единственное утверждение, с которым согласились все ее участники.
Не оспаривая приоритета решения вопроса с запуском новой модели рынка тепла, эксперты говорили о том, что параллельно или перпендикулярно, наискось или поперек должна идти работа и по рынку электроэнергетики. Но главное, что всем участникмам надо понимать, что все эти шаги – ручная доводка реформы, а стало быть, каждый шаг сегодня должен работать на решение стратегических задач. Стратегией надо заниматься обязательно. Должны и могут быть какие-то «плановые работы» и задачи, которые надо решать не одновременно, а по очереди, но решать обязательно. Обязательно должна быть на контроле и этапная задача, без решения которой невозможны стратегические изменения.
Может быть, потому, что главным риском сектора инвесторы называют госрегулирование, от выступлений на конференции представителей Минэнерго, ФАС и ФСТ собравшиеся в зале ждали неких тезисов повестки на 2014 год.
Дежавю
С выступления заместителя министра энергетики Вячеслава Кравченко на панели завязалась дискуссия, вызвавшая легкое расстройство сознания. Чиновник сказал, что ведомство, которое он представляет, и по большому счету все основные регуляторы рынка и крупные игроки в настоящий момент в основном занимаются решением тактических задач, но не стратегией. Казалось бы, понятно. Такой расклад сегодня: падение индексов, накрывающая страну инфляция, переходящая в рецессию стагнация, сокращение инвестпрограмм – все это понятно. Но насколько верно и что это меняет – выживание вместо развития? И рынок у нас вроде как не рынок, и инструменты на нем все какие-то неказистые и неудобные, и законодательство с пробелами, напоминающими пробоины ниже ватерлинии. А если говорить о реформе, то становится ясно, что только ликвидация РАО ЕЭС, которая должна была пройти по графику и в определенные сроки, состоялась. А остальное, что должно было идти «по ходу дела», все еще никак. И мы, по сути, пожинаем плоды отсутствия стратегии, и так получается, что не занимаемся ею сейчас вовсе. Дежавю.
Взявший слово Доминик Фаш обрисовал свое видение существа проблемы. «Мне кажется, что для толковой реформы энергетики нужен комплексный, целостный, последовательный и «длинный» подход. И уже всем сегодня ясно и понятно, что процессу реформы нужны политический вес и политическая поддержка, – сказал эксперт. – Можно что угодно думать о Чубайсе, но то, что тогда он осуществил, он сам же и олицетворял это, и возглавлял. Сегодня в энергетике нет такого лидера. И это очень тяжело сказывается на положении дел в отрасли. Никто сегодня не будет спорить, что дефицит такого человека – это сложно и болезненно. И я думаю, что, пока его не будет, пока не будет политической воли или политического заказа на реформу, ничего не получится».
По мнению заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, «везде, где мы последовательно проводили реформы, мы имеем хороший результат». Он подчеркнул и акцентировал внимание на том, что «нужно на самом деле последовательно заниматься реализацией мер, которые должны приносить последствия кардинального характера».
– Сложности в экономике, кризис – это время принятия кардинальных решений. Нельзя ограничиваться тактикой. Нужно двигаться в направлении стратегии, – сказал он.
«Почему у нас всегда в регулируемых секторах возникает одна и та же проблема? – задает вопрос представитель ФАС. – Мы квазипечемся о потребителях, а заканчивается это все проблемой для экономики в целом. Мы говорим про реформу, про ее последовательность, и так же последовательно мы говорим, что да, у нас есть узкие места. Какие? У нас есть котел, и у нас есть «котлодержатель», который регламентирует взаимоотношения между всеми. У нас есть серые зоны, говорим мы, и говорим, что эти зоны нужно убирать. Нужно дать возможность выбора, и необходимо сделать так, что всегда нужно платить за товар, платить за услугу непосредственно тому, кто этот товар или услугу создал».
Говоря о рынке с точки зрения идеологии и методологии, Анатолий Голомолзин сказал, что не могут на рынке постоянно возникать прослойки в лице гарантирующих поставщиков и иже с ними. По его мнению, нужно максимально укоротить путь во взаимоотношениях игроков: «Рынок на это изначально был нацелен. Но затем мы приняли несколько таких решений, которые отдалили потребителя и генератора, причем отдалили институционально. И в этом главная проблема. Поэтому нет необходимости заново что-то выдумывать. Нужно просто реализовать некоторые простые, изначальные и основополагающие принципы рынка: конкуренция, право выбора и то, что каждый платит тому, кто ему поставляет товар, услугу. И быть последовательными в этом. Собственно говоря, вроде такие простые принципы, но их нужно реализовать».
Прозвучали слова о повышении операционной эффективности и инвестиционного рейтинга. Все доклады сводились к тому, что регуляторы через рыночные или квазирыночные механизмы, каким, например, является бенчмаркинг, должны прийти к тому, что надо делать рынок, надо делать правила. Другими словами, надо решать стратегические задачи.
Безальтернативная котельная
Выступавшие были единодушны в оценке того, что сейчас не только горячая тема дня, но системообразующая тема – это «альтернативная котельная» и новые правила рынка теплоэнергетики. Участники конференции заострили внимание на проблеме долгов за тепло, которые угрожают безопасности теплоснабжения и ведут к убыточности ключевых производителей тепловой энергии – ТГК. Между тем теплофикационные ТЭЦ способны формировать конкурентные преимущества экономики страны, положительно влияя на стоимость электроэнергии и тепла.
По мнению заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко, имея нерешенные проблемы по рынку тепла, мы не можем говорить о системных изменениях в электроэнергетике.
«Минэнерго видит задачей скорейшее принятие схем теплоснабжения для городов с населением более 500 тыс. человек и назначение ЕТО в системах централизованного теплоснабжения в лице компаний, заявившихся на этот статус и прошедших отбор согласно критериям, прописанным в законодательстве. Применение предложенной Министерством энергетики новой модели рынка тепла как единственного метода регулирования приведет к сбалансированности тарифных решений и наконец откроет ворота для частных инвестиций в этот сектор. Метод «альтернативной котельной» при расчете верхней планки цены на тепло представляется единственно правильным при установлении справедливой платы за этот ресурс», – акцентировал внимание он.
Признавая, что «альтернативная котельная» – это будущее теплоснабжения в России, достаточно логичный, технологичный инструмент, который позволяет решить многие проблемы, включая надежность, неконтролируемость тарифов, и в том числе повысить инвестиционную привлекательность отрасли, энергетики предложили взглянуть на все это глазами инвестора, которого принятие новых правил должно стимулировать к работе в секторе. Было высказано мнение, что тариф «альтернативной котельной», по сути дела, вводит спонсирование существующих на рынке посредников, которые являются основными виновниками сложившихся неплатежей. То есть, внедряя тариф «альтернативной котельной», необходимо сделать первый шаг – наладить платежную дисциплину, иначе инвестор не будет иметь гарантий, что сможет вернуть вложенные средства. На этой оптимистической ноте разговор перешел в плоскость «мирового опыта» и стран, где «альтернативная котельная» успешно работает на рынке и не является «абстракцией», как некоторые выступающие ее называли. И что в этих странах нет проблем с платежной дисциплиной.
Александр Чуваев, исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия», высказал мнение, что предлагаемые для создания новой модели рынка тепла решения имеют целью его демонополизацию. Реализация этих решений сформирует конкурентные условия для участников и даст стимул для инвестора. И, как следствие всего перечисленного, выиграет потребитель тепла как с точки зрения тарифов, так и с точки зрения надежности и качества теплоснабжения.
Эксперты отметили необходимость завершения дискуссий о новой модели рынка тепла и перехода к практическим шагам – выведения отрасли из регуляторной среды в экономически обоснованную и создания механизмов для установки справедливых цен на тепло.
Эксперименты с мощностью
Если говорить о других прозвучавших темах и некоторых комментариях, большая часть из которых была посвящена теплу, то можно вспомнить, что после выступления Романа Бердникова собравшиеся вспомнили и о сетевом вопросе – о важности ответственности потребителей за свои заявки по мощности.
Разговор о рынке мощности свелся к констатации промежуточного на сегодняшний день результата: рынок мощности так и не вышел из стадии эксперимента, и нужно признать, что необходимо еще думать и думать о его понимании в целом.
Заместитель председателя правления ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий представил оценку спроса на мощность в ценовых зонах ЕЭС России на 2014–2019 годы.
«По «умеренному» сценарию прогнозирования спроса на мощность в 2015–2019 годах в ценовых зонах ЕЭС России по итогам КОМ могут возникнуть значительные избытки мощности за счет замедления роста потребления», – заявил Федор Опадчий.
Федор Опадчий представил новый для России механизм повышения эффективности работы энергосистемы, основанный на модели ценозависимого потребления (модель Demand Response). Модель, распространенная в ряде стран с рыночным регулированием электроэнергетики, предполагает добровольное участие потребителей в регулировании баланса производства и потребления электроэнергии. Самостоятельное снижение электропотребления отдельными участниками рынка в часы максимального спроса является альтернативой загрузке наиболее дорогих (наименее эффективных) электростанций. Стимулом для этого должны стать рыночные механизмы, позволяющие обеспечить экономию за счет снижения оплаты электроэнергии в соответствии с обязательствами по снижению потребления.
ОАО «СО ЕЭС» совместно с генерирующими компаниями тестирует новую технологию ежедневного выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО) с сокращенным – трехдневным – сроком планирования. Сокращение периода планирования позволит проводить расчеты на основании актуальных данных о технических параметрах генерирующего оборудования и прогнозируемых режимов работы ЕЭС России. Запуск новой технологии ВСВГО запланирован на 31 мая.
VIII ежегодная конференция «Российская энергетика» показала, что сейчас даже многие методологически важные вопросы в отрасли не согласованы. И это едва ли не единственное утверждение, с которым согласились все ее участники.
Не оспаривая приоритета решения вопроса с запуском новой модели рынка тепла, эксперты говорили о том, что параллельно или перпендикулярно, наискось или поперек должна идти работа и по рынку электроэнергетики. Но главное, что всем участникмам надо понимать, что все эти шаги – ручная доводка реформы, а стало быть, каждый шаг сегодня должен работать на решение стратегических задач. Стратегией надо заниматься обязательно. Должны и могут быть какие-то «плановые работы» и задачи, которые надо решать не одновременно, а по очереди, но решать обязательно. Обязательно должна быть на контроле и этапная задача, без решения которой невозможны стратегические изменения.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"