Борис Вайнзихер: Почему необходимо реформировать теплоснабжение? - «Новости - Энергетики»
Сегодня Россия производит 44% мирового тепла и обладает самой разветвленной сетью централизованного теплоснабжения. При этом производители тепла несут убытки, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на его недостаток. В теплоснабжении нет единого ответственного за надежность и качество, а у потребителей отсутствуют адекватные механизмы, позволяющие влиять на теплоснабжающие организации для исправления ситуации. Более того, в условиях сложившейся системы нормативов и правил большинство производителей тепла не заинтересованы в модернизации систем централизованного теплоснабжения. Согласно действующему принципу формирования цен «cost плюс», максимальный тариф (а значит, и прибыль) устанавливается для наименее эффективных производителей. В этих условиях системы централизованного теплоснабжения (СЦТ) становятся экономически невыгодными. При этом нужно понимать, что ничего разумнее и практичнее СЦТ в отрасли попросту не существует.
Децентрализация отопления
Хорошо известно, что высокая плотность населения в городах дает возможность значительно экономить на отоплении. По примерным оценкам, расход тепла в СЦТ на один квадратный метр в многоквартирном доме в три раза ниже по сравнению с небольшим частным зданием. При использовании СЦТ становятся очевидными выгоды когенерации – совместной выработки тепла и электроэнергии на одном источнике. По примерным расчетам, один человек, берущий тепло и горячую воду от ТЭЦ, обеспечивает экономное производство электроэнергии для нужд еще 3–7 потребителей. При использовании современных парогазовых установок этот эффект может быть еще выше. При раздельном производстве тепла в котельной и электричества на конденсационной электростанции их совокупный КПД не будет превышать 75%, при этом на ТЭЦ этот показатель достигает 90%. Неслучайно скандинавские страны после нефтяных кризисов 70-х, учась на советском опыте, начали развивать собственные СЦТ с поддержкой когенерации. Но если в Швеции, Дании и Финляндии долю централизованного теплоснабжения к 90-м годам довели практически до 100%, то в постсоветской России движение пошло в строго противоположном направлении – в сторону строительства разрозненных и неэффективных котельных.
Если кратко, причин тому несколько. Что касается бытовых потребителей, то их интерес к индивидуальным котельным на начальном этапе был связан с резким ухудшением качества теплоснабжения в целом, а позднее – со строительством коттеджных поселков и новых городских районов. Промышленные же потребители отключались от СЦТ по совсем другим причинам. Главная из них – это, конечно же, перекрестное субсидирование: тариф для населения, потребляющего 75% всего производимого тепла, сдерживается государством за счет увеличения финансовой нагрузки на промышленность. В результате доля промышленности в общей структуре центрального теплоснабжения катастрофически сокращается: так, в зоне ответственности энергопредприятий КЭС Холдинга отпуск тепла в паре для промышленности упал на 75% от уровня 1990 года. В результате перекрестного субсидирования на нас и других производителей тепла легло колоссальное бремя избытков мощностей. От напрасной траты десятков миллионов тонн топлива страдают не только энергетические компании, но и экономика страны в целом.
Проблема регулирования
У меня есть простое и краткое объяснение тяжелой ситуации, сложившейся в теплоснабжении. Самая главная проблема – это стопроцентное регулирование в этой сфере.
Теплоснабжающие организации и потребителей напрочь исключили из процесса определения стоимости тепла. Мы можем только представить свои предложения о желательном уровне цены в РЭК, а потом нам остается гадать, почему и на основании каких факторов комиссия установила те или иные тарифы: для одной компании – одни, для другой – другие – и все это в одном и том же регионе.
Существующая у предприятий возможность построить собственную котельную автоматически означает, что никакой монополии на производство тепла на рынке нет. По этой причине я считаю разумной полную отмену регулирования сразу для всех промышленных потребителей и введение свободных договорных отношений с ними. Регулирование можно отменить практически сразу. Я уверен, это улучшит положение как производителей тепла, так и его потребителей. Большинство промпредприятий вернется в зону СЦТ, так как переход на свободные договоры будет сопровождаться снижением тарифов. Объем рынка централизованного теплоснабжения пополнится и теми, кто уже владеет котельными, потому что свое тепло в таких условиях окажется дороже тепла ТЭЦ. В настоящее время закон об отмене регулирования для промышленности находится на рассмотрении в Госдуме. Есть надежда, что до следующей зимы его примут.
Непоследовательность сложившейся системы регулирования ярко проявляется при обеспечении населения теплом и горячей водой. При тотальном контроле тарифов они различаются в разы даже в пределах одного населенного пункта. Вот конкретный пример. В городе Йошкар-Оле тарифы на тепло для жителей двух соседних домов отличаются в полтора раза. Оба дома используют общий источник тепла – нашу ТЭЦ-2, но при этом они подключены к ней по сетям разных операторов с разным уровнем издержек и, соответственно, тарифов.
Вся ценовая картинка многократно усложняется в ситуациях, когда разные поставщики покупают тепло у разных производителей. Навести порядок в тарифах позволит только скорейшее назначение единых теплоснабжающих организаций (ЕТО) и переход на новый принцип ценообразования – метод альтернативной котельной. С такими предложениями по реформе рынка сейчас выступает Министерство энергетики, и я эти инициативы полностью поддерживаю.
«Альтернативная котельная» и ЕТО – две составляющие реформы теплоснабжения
Тариф «альтернативной котельной» устанавливает предельную цену на тепло на уровне суммы, которую вы могли бы потратить на отопление с помощью собственной газовой котельной с учетом затрат на ее приобретение, монтаж и эксплуатацию. При расчете тарифа принимается во внимание множество параметров: климатические особенности региона, доступность топлива, расходы на строительство и т.п.
Исходя из всех этих факторов предельная цена тепла, например, в Сыктывкаре и Саратове будет отличаться довольно сильно, а в Кирове и Ижевске она должна быть примерно одинаковой. По предварительным оценкам, в среднем в регионах деятельности КЭС поэтапный рост тарифа составит 25–30% от уровня 2012 года. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся. Введение тарифа «альтернативной котельной» сформирует долгосрочную ценовую перспективу, что, безусловно, даст теплоснабжающим организациям возможность планировать и проводить различные оптимизационные мероприятия: обеспечивать обязательный переход на независимые схемы СЦТ с применением индивидуальных тепловых пунктов, перекладывать сети, менять конфигурацию тепловых источников.
Вторая ключевая составляющая предлагаемой Министерством энергетики реформы – это назначение так называемых единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). По сути, ЕТО – это единый закупщик, приобретающий тепло у производителей своей зоны и продающий его всем желающим на равных условиях. Именно ЕТО будут отвечать перед потребителем за все, что происходит с теплоснабжением в подведомственных зонах. У единых закупщиков появится естественная необходимость совершенствовать свою работу. А угроза возможного перехода потребителей с централизованных источников на автономные котельные создаст мотивацию продавать тепло по наиболее привлекательным ценам.
Переход на новую модель рынка позволит сделать отрасль привлекательной для инвесторов. Накопленная к настоящему моменту недоинвестированность сектора оценивается в 2 трлн рублей. Привлечение частных средств позволит сделать системы центрального теплоснабжения не только надежнее, но и удобнее. Например, установка современного оборудования даст возможность полностью отказаться от сезонных отключений горячего водоснабжения.