Ресурсный национализм против глобальной безопасности . - «Экономика»
Chatam House предупреждает о том, что ресурсный национализм может серьезно угрожать глобальной безопасности. Об этом стало известно из нового доклада под названием «Будущее ресурсов».
На данный момент рынок ресурсов находится в руках нескольких стран или компаний. По их мнению сейчас существует сразу несколько достаточно крупных игроков на этом рынке: Китай, Австралия, Россия, США, Бразилия, Европейский союз, Индия и Индонезия. Торговлю девятнадцатью ресурсами, главными на планете, держат под контролем три производителя. На них приходится около 56% мирового производства. Аргентина производит сою, Иран нефть и газ, Саудовская Аравия-нефть, Чили-медь. Конкуренция на данный момент очень высока и ощущается остро , такое противостояние может спровоцировать борьбу между секторами, обществами и даже нациями. Это нанесет серьезный удар по доверию в глобальной экономике. Политика высоких цен способна подогревать и увеличивать эгоизм производящих стран, поэтому для них более эффективны односторонние меры, чем сотрудничество.
Сейчас каждая страна пытается захватить как можно больше ресурсов, появляется опасность возникновения торговых войн, в итоге рынок уже не может адекватно реагировать на то, что цены продолжают повышаться, саморегуляция в таком случае просто сводится к нулю. Появляется опасность того, что скоро возникнут новые картели, по примеру ОПЕК на рынках остальных ресурсов. Но картель по-другому смотрит на проблему. Такие организации считают, что во всем вина спекулянтов, но никак не производителей. Генеральный секретарь ОПЕК объясняет ситуацию с той точки зрения, что объяснить высокие цены можно только одним: это все из-за финансовых спекуляций. Размеры таких нефтяных контрактов в разы выше, чем реальные объемы продукта на рынке. Но ликвидировать их просто невозможно, потому что они также являются частью всего рынка. Правительства стран задумываются о том, что производимые ими ресурсы могут исчерпаться, поэтому повышают контроль за экспортом продукта, а для госкомпаний поставлена задача приобретения активов за рубежом.
Подобный контроль сразу спровоцировал страны повышать цены на сырье, а из-за кризиса доверия паника на рынке увеличивается. Также отмечается рост споров за рынок сырья в странах с развивающейся экономикой. По этой причине меняется торговый поток и создаются новые региональные цепочки между продавцами и покупателями : нефть, к примеру, идет из Ближнего Востока в Китай, а пшеница, производимая в России и Украине- на Ближний Восток. Эксперты полагают, что необходимо было бы создать новые институты, которые смогли бы оказать помощь странам в правильном управлении их ресурсами. Так можно было бы избежать дальнейших проблем.