GEM: В российском бизнес-климате теплее не становится . - «Экономика»
Эксперты Global Entrepreneurship Monitor (GEM) с сожалением констатируют, что бизнес-климат в России не только не получил большего развития, но и переместился практически на одно из последних мест в мире по желанию принять участие в инвестировании своих средств в экономику страны.
Что касается именно малого бизнеса, то он часто становится обузой для страны. Такое мнение недавно высказал Александр Чепуренко, профессор, научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ. Сегодня он является и куратором части крупномасштабного проекта GEM в России. Главная проблема заключается в том, что бизнес не получает большого и быстрого развития, и проходит примерно в три раза больше времени от начала бизнеса до момента получения затрат, чем в мире. Предприниматели не чувствуют себя нужными и ощущают себя «предпринимателями по неволе». Вторая проблема – это невозможность найти применение своим способностям.
Сотрудники GEM делают свои прогнозы по результатам многочисленных проведенных исследований-опросов. В анкетировании приняли участие респонденты от 18 до 64 лет общей численностью 7500 человек. За прошлый год компания GEM провела опросы в 54 странах, их число достигло 140 тысяч человек. После проведенных исследований стало ясно, что Россия по уровню предпринимательской активности вышла на предпоследнее место в мире. С сожалением и недоумением одновременно эксперты отметили, что в субъектах федерации уровень активности еще ниже. Заметно превышен средний показатель активности в бизнесе только в Республике Саха и в Дагестане, что вызвало неподдельный интерес. Здесь он составил около 10%. Что касается сравнения страны со средними по развитию экономики странами, то в этой группе Россия занимает последнее место.
Причины просты – это низкий уровень поддержки предпринимательской деятельности и негативное настроение населения по отношению к возможности открыть свое собственное дело. Есть целый ряд факторов, по оценкам экспертов, которые не дают бизнесу развиваться в полной мере. Это политика государства, культурные нормы, социальная политика, социальный и политический климат и некоторые другие особенности. Доцент кафедры международного и стратегического менеджмента ВШМ СПбГУ Ольга Верховская отмечает тенденцию традиционно слабого развития бизнеса страны в последние несколько лет.