Река Обь может удивить: Новый трансконтинентальный маршрут . - «Экономика»
Географы, купцы, первооткрыватели давно стремились открыть короткий маршрут, который бы позволил попасть в Тихий океан из Атлантики.
И вот, наконец, газовый танкер России «Река Обь» смог преодолеть Северный морской путь. Традиционный путь через Суэцкий канал почти вдвое больше среднего расстояния от портов Европы до Китая и Японии. Однако прохождение судов по этому пути считали экономически невыгодным, регулярное мореплавание осложняется многолетними льдами. В XX веке суда начали ходить по Северному морскому пути, но только для обеспечения населенных пунктов Арктики продуктами и другими необходимыми товарами, сырьем. Однако все потраченные средства, тем не менее, не позволили создать глобальную торговую дорогу на Северном ледовитом океане. А развал СССР привел к почти полному бездействию морского пути. Сейчас, из-за глобального таяния ледников, арктическим летом стало возможно двигаться беспрепятственно по Севморпути.
Однако не только летом, но и в другие месяцы навигация стала менее проблематична – льды, намораживающийся зимой более хрупкие. Ледоколы легко противостоят таким льдам. Ледовый покров Арктики уменьшился на 700 тыс км. за последнее время. Судоходные компании прогнозировали такую возможность, поэтому начали испытывать возможность прохождения по этому пути различных судов. Например, танкер «Река Обь», предназначенный для природного газа, стал первым кораблем такого назначения, который преодолел Севморпуть. "Река Обь" огромный газовоз (ширина-45 м, вместимость – 150 тыс м3). Транспортируемый двумя ледоколами, судно дошло до Норвегии и уже преодолевает обратный путь. Севморпуть будет развиваться с расширением рынка сжиженного природного газа, так как сейчас он более привлекательный и выгодный. К примеру ресурсы, добываемые в России и Западной Европе становятся интересны для Японии, которая стремиться к полной ликвидации своей атомной энергетики.
Терминал в Хаммерффесте, после начала добычи в США собственного сланцевого газа, потерял источник прибыли. А оживление Севморпути предоставило ему возможность направлять танкер в Японию и получать хорошую прибыль. А вот на транспортировку нефти в Арктику пока не решаются – высока вероятность экологических аварий. Существует надежда, что добыча природного газа переместится с периферии углеводородного комплекса в России на более высокое место. У «Новотека» запланировано строительство терминала для СПГ на Ямале. Есть вероятность, что этот газ пойдет и на запад и на восток. Как считает Тони Лауритсен, директор Dynagas, которая сопровождала танкер, давно планируемый рейс состоялся, все прошло как нельзя лучше. Он высказывает уверенность в том, что такие походы скоро станут обычным делом.