Курс валют. - «Экономика»
Курс валют.
"Для стран-экспортеров — это больше в плюс, чем в минус, поскольку они получают сверхдоходы в местной валюте. Если, к примеру, в начале года доллар стоил 10 единиц валюты какой-либо страны, а сейчас он стоит 12, то это приличная прибавка к бюджету и к выручке местных компаний-экспортеров", — поясняет экономист.
Но проблема, по его мнению, в том, что сейчас экономика и торговля настолько глобализированы, что таких стран крайне мало. Следовательно, переплачивать за товары приходится абсолютно всем.
Укрепление доллара является проинфляционным фактором для всей мировой экономики — котировки многих биржевых товаров номинированы в американской валюте. "При его укреплении эти товары начинают стоить больше при конвертации их цены в локальные валюты", — поясняет аналитик УК "Альфа-Капитал" Александр Джиоев.
ПОСТРАДАЮТ ВСЕ
При этом сильный доллар сейчас не выгоден даже США — инфляция там уже перевалила за 9%, чего не было больше 40 лет, указывает Переславский.
Эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Валерий Емельянов также отмечает, что сильный доллар вреден в первую очередь американской экономике.
Собственное местное производство становится все менее конкурентным по цене в сравнении с Европой, Латинской Америкой и Китаем. Валютная переоценка бьет по доходам компаний-экспортеров, о чем в своих финансовых отчетах уже почти полгода сообщает значительная часть компаний США.
Последний из таких примеров — IBM, объявившая в понедельник о том, что размер ее выручки и чистой прибыли за второй квартал оказался выше прогнозов. "Казалось бы, явный позитив. Но нет: IBM ожидает падения продаж за рубежом в долларах, и акции вслед за этим падают почти на 5%», — говорит Емельянов.
Для импортеров за пределами США сильный доллар — тоже проблема. В основном, это касается компаний, закупающих технологии и оборудование в Америке, не имея возможности быстро переключиться на других поставщиков. "Скажем, если вы из IT-индустрии, и весь софт у вас "заточен" на Microsoft, Adobe или Oracle, то вам придется платить за их услуги больше в пересчете на евро, юани и другую валюту", — объясняет эксперт.
"Однако, учитывая традиционную инвестиционную привлекательность Соединенных Штатов и наличие американских филиалов и представительств у большинства мировых брендов и корпораций, сильный доллар, скорее, будет побуждать их к дальнейшему развитию американского бизнеса, что будет положительно воспринято на потребительском рынке США", — считает Казанский.
КОГО ПОСТИГНЕТ ГОРЬКАЯ УЧАСТЬ
Дальнейшее усиление доллара будет влиять на покупательскую способность десятков стран, поскольку они просто не смогут позволить себе покупать не то чтобы больше товаров, а хотя бы столько же, говорят эксперты.
"К тому же, ослабление местной валюты к доллару заставит их тратить все больше средств на обслуживание своих валютных обязательств", — уверяет Переславский.
В качестве примера эксперт приводит ситуацию вокруг Шри-Ланки, где госдолг уже превысил 40 миллиардов долларов, а обслуживать свои обязательства страна из-за пандемии и ряда ошибочных управленческих решений не может и скоро станет банкротом.
"Та же участь может постигнуть еще как минимум десяток небольших государств, которые зависимы от поставок сырья и продовольствия из-за рубежа — цены на товарных биржах сейчас пусть и спустились со своих многолетних максимумов, но по-прежнему остаются крайне высокими", — заключил экономист.