ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ГОРОДА - «Новости - Энергетики»
–Кто-то называет их «умными» городами, иногда их называют цифровыми городами или интеллектуальными сообществами. Общее во всем этом то, как ты используешь новые технологии, чтобы сделать город комфортнее, чтобы жизнь людей изменилась к лучшему.
Мы сидим с Биллом Хатчисоном в небольшом кафе недалеко от Красной площади. За окном обыкновенная для конца рабочего дня большого города суета. Стоят в вечной пробке машины, по тротуарам нескончаемо текут навстречу друг другу два потока москвичей и гостей столицы. Туда и оттуда, куда-то конкретно и праздно гуляя. А Билл продолжает говорить, поглядывая в окно.
– Нельзя подходить к вопросу строго утилитарно. «Умный» город – это не просто более быстрые машины или «умные» дома, это использование технологий для более общих и масштабных задач: рост экономики, новые способы образования, здравоохранения, познания и культуры. Как с помощью широкополосного Интернета, более производительных компьютеров стимулировать создание рабочих мест, эффективно управлять транспортными потоками, уменьшать число чиновников и понижать стоимость работы правительства.
– Билл, а есть уже где-то в мире город, который можно назвать «умным» или сказать о каком-то городе мира как о некоем большом проекте построения «города будущего»?
– Отчасти. Вопросы создания новой инфраструктуры и интеграции новых технологий для жизни в сложившийся уклад – общий мировой тренд развития городов. Вы любите музыку? Я вам назову город в США, название которого прославлено в одной из самых известных в мире песен, – Чаттануга, штат Теннесси, США. Город, где реализован очень интересный проект: власти провели в каждый дом высокоскоростную линию волоконно-оптических сетей, с помощью которой обеспечивается очень быстрая и надежная связь между любыми точками в городе. Теперь они могут получить, например, консультацию врача не выходя из дома. Кто-то получил травму, и вместо того, чтобы ехать в больницу и сидеть в очереди, он может просто включить телевизор. Медсестра попросит вас измерить давление и температуру с помощью беспроводных устройств, а результат автоматически появится на табло.
Доктор с помощью видеокамеры посмотрит на вас, поставит диагноз и пропишет лекарства. Очень удобно, зимой особенно. Но это не только удобство, это сильно снижает затраты на здравоохранение. Теперь не надо тратиться на все объекты вокруг больницы, не надо строить больницы в каждом округе. Хотя, конечно, если у вас рука сломана, в больницу надо будет ехать все равно.
По-другому работает и полиция. Увидеть правонарушение можно не выходя из участка – это очень удобно в отношении нелегальной парковки, например. За короткое время можно отсмотреть каждую улицу, каждый двор. Удивительно, но весь проект начинался с простого обновления электрических сетей. Но люди задумались: «Раз уж мы все равно проводим эти работы, может, подойти к вопросу по-новому?» И все это выросло в такой высокотехнологичный проект.
В это время, как по заказу, за окном старые и гнилые «Жигули»-шестерка въезжают в бампер шествующего впереди лимузина…
– Думаю, что в ближайшее время автомобили изменятся кардинально, – говорит Билл. – Причем машины будущего уже существуют – это маленькие электрокары. Но главное изменение в том, что машины становятся более роботизированными. Например, в США, в штате Невада, не так давно приняли закон, позволяющий иметь машину без водителя. Google совместно с General Motors создал такие машины – они сами соблюдают дистанцию, все время обмениваются сигналами и могут остановиться, если машина впереди них останавливается, то есть риск ДТП снижается. И вообще машины больше не будут отражением скверного характера водителя – они будут пересекать перекрестки только на зеленый, будут останавливаться у стоп-линии, а не на пешеходном переходе. Это произойдет не сегодня-завтра, конечно, но, думаю, в ближайшие 10–20 лет.
Столик рядом с нами освобождается, и за него сразу же усаживаются несколько мужчин. Одного взгляда достаточно, чтобы по серым неброским мешковатым костюмам и дорогим часам на запястьях угадать в них чиновников. Билл улыбнулся и продолжил:
– Все налоги, лицензирование, оплата счетов – все изменится, все будет онлайн. Почти все государственные услуги, справки и согласования можно будет получить сидя дома, с помощью компьютера. Но на пути этих изменений есть не только технологические, но и культурно-социальные проблемы. Некоторым людям очень не понравится, что все процедуры станут прозрачными: не будет возможности мухлевать, снизится коррупция. Наверное, они будут всячески тормозить процесс. – Мой собеседник оглядывает соседний столик, как бы прикидывая, насколько сильно будет противодействие этих граждан мировому прогрессу. – Есть мнение, что в России ничего не меняется или меняется очень медленно. Я с этим не согласен. Какой огромный путь вы прошли с начала 90-х! А технологический скачок в конечном итоге выгоден всем. Даже коррумпированным чиновникам, ведь у них появится шанс наконец-то превратиться в честных людей.
За другим столиком сидит парочка. Он положил на стол планшет, мобильный телефон и достал ежедневник, в котором то и дело что-то помечает ручкой, говоря в это время по телефону и листая какие-то документы на мониторе. Я объясняю Биллу, что парень говорит с коллегой, партнером или клиентом, который повис в офисе, не получив каких-то важных документов, а девушка терпеливо ждет, когда ее парень закончит свой рабочий лень и наступит их время.
– Компьютеры скоро заменят людей. Это породит проблему сокращения рабочих мест, но вот таких сценок будет все меньше и меньше. За последнее время даже Китай, страна дешевой рабочей силы, потеряла 35 млн. рабочих мест из-за автоматизации производства. Конечно, все это может спровоцировать кризис. Но будут появляться новые рабочие места – в здравоохранении, в социальной сфере. Наконец-то освободятся руки, чтобы заботиться о пожилых людях.
К витринному стеклу нашего кафе прислонилась, чтобы перевести дух, бабушка с большой хозяйственной сумкой.
– Экономика будет меняться, она должна меняться, и бояться этого не нужно. Например, посмотрите, сколько рабочих мест возникло с созданием iPad. Они все в Китае, конечно, но их много! Так что, если в России вы создадите новые хай-тек-продукты, это создаст рабочие места на производстве.
– Билл, а как с этим большим технологическим скачком изменится сам город? Что будет называться новой городской средой?
– Я считаю, что сама городская среда в будущем не сильно изменится: парки, бульвары, площади как основные элементы пространства останутся. Только вот связь будет везде. Раньше, например, был только домашний телефон, теперь есть и мобильник, по которому вас могут достать в любом лесу. Квартиры станут более интеллектуальными. Мы уже сейчас в Канаде меняем фасады домов, чтобы сделать их энергоэффективными. В будущем стиральные и сушильные машинки будут оснащены сенсорами: если сейчас мы загрузили мокрое белье и вручную выбираем режим сушки, когда энергия наиболее дешевая, то в будущем машинка сама будет контактировать со службой, получать информацию о стоимости энергии и выбирать самый экономный режим.
Уже сейчас производят холодильники, которые могут определять, чего из еды не хватает, и заказывать продукты в магазине. Но для этого еще нужна определенная инфраструктура. В общем, следующие десять лет будут интересными.
Новые технологии развиваются по экспоненте. Много лет назад, еще в 60-е годы, президент Intel Гордон Мур сказал, что качественные характеристики чипов удваиваются каждые 18 месяцев. То есть через полтора года за те же деньги можно купить вдвое более быстрый чип, чем сегодня. То же самое со всеми интеллектуальными технологиями. За последние 50 лет они усовершенствовались в 50 млрд. раз. Если сегодня представить, что случится в 2025 году, то получится, что технологии будут мощнее в 50 трлн. раз.
Но есть и другая сторона: чем позже начать инвестировать в «умные» города и интеллектуальные сообщества, тем больше потребуется инвестиций по сравнению с ранним стартом. Поэтому очень важно не ждать, а начинать прямо сейчас. И работу нельзя прерывать. Некоторые города уже инвестировали какую-то сумму и хотят переключиться на что-то другое, но не тут-то было: ничто не стоит на месте, и их обгоняют, технологии устаревают.
– Все, о чем вы говорите с таким оптимизмом, несколько иначе рисуется в том же кино, когда нам показывают наше недалекое будущее. «Терминатор», например.
– Согласен. Практически все фантастические фильмы почему-то рисуют пессимистичную картину будущего, несмотря на все технологии, а зачастую именно из-за новых технологий. «Терминатор», конечно, перебор. Понятно, что любая разработка имеет обратную сторону и таит в себе много опасностей. Просто есть настоящие опасности, которые реально существуют уже сейчас, и есть некое восстание машин и победа чистого разума над человеком. Я говорю о сегодняшних опасностях, таких как, например, детская порнография, – это реальная опасность. Сегодня педофилы могут проникнуть в детские спальни с помощью цифровых камер. У каждого ребенка в комнате есть современный компьютер, дети сидят в чатах и могут наткнуться на какого-нибудь 50-летнего извращенца – он легко может втереться в доверие, прикинувшись подростком. Это реальная проблема мирового масштаба.
Каждая новая технология – это вызов обществу. Но надо как-то с этим справляться. Мы убиваем людей на автомобилях каждый день, но все равно ими пользуемся, так как решили, что глобальная польза от них все же больше, чем опасность. Уже сто лет прошло с момента создания машины, и мы стараемся делать их все более безопасными. Если пользы все же больше, то общество учится преодолевать неудобства. Мы победим и будем жить лучше, удобнее, если угодно, умнее.
– Что вы скажете о Москве?
– Ну пока Москва точно не «умный» город, критериям интеллектуального сообщества она не отвечает. Инноваций должно быть больше. Хотя нельзя сказать, что вы в этом плане последний город на Земле, это далеко не так. Вы удивитесь, но в чем-то Москва даже лучше Торонто. Например, домашний Интернет у вас гораздо быстрее и дешевле, чем тот, что есть у меня. Хотя ваши здания очень неэффективны. Надо изменять многие параметры и условия использования, устанавливать счетчики, менять электрические сети, чтобы понизить расход электричества, а главное, потери энергии при передаче по сетям. Нужно использовать новые изоляционные материалы, чтобы снизить количество энергии, затрачиваемое на обогрев домов зимой.
Большие города, как Москва, можно развивать постепенно. Так, например, парижские власти сказали: «Мы не можем перестроить весь город, но вот есть большой производственный район, давайте сделаем его примером». Сейчас этот район побеждает в различных номинациях как лучшее интеллектуальное сообщество. Часто это оптимальный вариант – начинать с одного района, потом преобразовывать второй, третий, и постепенно весь город становится интеллектуальным сообществом. Ваше «Сколково» может стать первым шагом.
Нужно один раз собраться и решить, хотите ли вы работать над тем, чтобы Москва стала «умным» городом. Если да, то надо собрать совет при мэре. Зовите трех человек из области здравоохранения, двух из области педагогики, кого-то из финансов и социальной сферы, в совет могут входить 30–35 человек. И каждого можно попросить набросать план-концепцию в своей сфере на ближайшие десять лет на предмет того, как можно использовать технологии для развития области. В итоге получается общий план развития Москвы как интеллектуального города, который останется только выполнить.
Я люблю Москву. Мы с женой жили по всему миру: в Сингапуре, Сан-Франциско, Шанхае, Токио, Гонконге, но я совершенно не знал, чего ожидать, когда первый раз приехал в Москву. Русская зима меня не пугает, проблемы пробок можно решить, с коррупцией сталкиваться мне просто пока не пришлось. У вас развивающийся город, проблем много, но я привык к развивающимся странам.
За что я люблю Москву, так это за то, что здесь много молодых людей, которые хотят делать что-то. Которые крутятся, что-то изобретают, хотят решать масштабные задачи, а не просто сидеть в офисе с девяти до шести. Я периодически читаю лекции о том, как открыть свой инновационный бизнес. В последний раз ко мне пришли 150 человек, все они были очень молодые, и у всех были какие-то разработки – мне кажется, каждый из них открыл недавно или собирался открывать свою фирму. Вот она жизнь, она тут, в Москве! Я знаю, что проблем очень много, но в то же время и столько возможностей.
СМС от фонаря
Сократить расходы на электроэнергию.
Идея
Установить фонари, яркость которых можно регулировать удаленно, например через мобильное приложение.
Муниципалитет лондонского квартала Вестминстер нашел решение как тратить меньше денег на электроэнергию: в ближайшие четыре года на улицах появятся 14 000 «умных» уличных фонарей. Лампочки в них можно будет контролировать с помощью приложения для iPad – гаджет выдадут каждому ответственному инженеру. По ночам свет будет становиться мягче, что придаст району тускловатое романтичное освещение и поможет муниципалитету сэкономить деньги.
«Умные» уличные фонари не только экономно расходуют электроэнергию, но и сами сообщают о поломках и перегоревших лампочках. Более того, о грядущих неприятностях они смогут информировать заранее, что сильно облегчит работу городских инженеров.
«Система обеспечит жителей Вестминстера освещением, достаточным, чтобы чувствовать себя в безопасности 24 часа в сутки, и сократит наш счет за электричество примерно на миллион фунтов в два года — огромная экономия».
Эд Адгар, сотрудник муниципалитета
iPad упоминается скорее как рекламный ход: мобильное приложение работает на любом смартфоне. Установка «умных» фонарей полностью окупится через семь лет, а снижение расходов естественным образом отразится на налогоплательщиках.
Избушка Терминатора
Разработанный в студии Tjep (Голландия, Амстердам) дом напоминает бутон цветка, который раскрывается утром и закрывается вечером. Стены дома сконструированы таким образом, что при необходимости могут просто сдвигаться в сторону.
В светлое время суток помещения заполняются солнечным светом, а ночью сохраняют тепло. Кроме того, на крышу при необходимости выдвигается «подсолнух» – блок из солнечных батарей, которые накапливают энергию.
Дом спроектирован настолько миниатюрным, насколько это было возможно без потери функциональности пространства. Со стороны кажется, что он стоит на четырех опорах, хотя на самом деле фундамент просто хорошо замаскирован. «Подсолнух», установленный на крыше, может поворачиваться вслед за солнцем, генерируя электроэнергию для освещения и обогрева дома в темное время суток. Днем такой необходимости нет: стены-двери автоматически раскрываются. Эта же система отвечает за закрывание дома в том случае, если погода портится.
Этот дом являет собой новую волну архитектурного дизайна, в котором сочетаются максимальная экологичность проекта и новейшие компьютерные технологии. Такой дом можно назвать слишком «умным», но очень перспективным концептом для продвинутой Европы.