Свой взрослый: как дети-сироты обретают наставников по жизни - «Криминал»
МОСКВА, 5 фев — . Дети в системе живут по режиму, за них решают, что им есть, как им проводить свободное время, куда поступать. Они редко учатся принимать решения, делать выбор, они не знают, что им на самом деле нравится – потому что их почти никто не спрашивает. Может ли ребенок из детского дома
МОСКВА, 5 фев — . Дети в системе живут по режиму, за них решают, что им есть, как им проводить свободное время, куда поступать. Они редко учатся принимать решения, делать выбор, они не знают, что им на самом деле нравится – потому что их почти никто не спрашивает. Может ли ребенок из детского дома узнать реальную жизнь вне социального учреждения и кто ему в этом помогает, выяснила корреспондент спецпроекта "Социальный навигатор". Каждому подрастающему человеку нужен взрослый, к которому можно обратиться с личными вопросами и за советом, поделиться переживаниями и радостью. Для ребенка из детского дома таким близким может стать наставник.Свой человек вне системыНаставником может быть любой человек, который хочет помочь ребенку из детского дома адаптироваться к жизни вне системы. Он не только проводит с ним время и делится опытом, но и искренне интересуется его проблемами и поддерживает в трудные моменты, а самое главное – становится близким другом.Год назад девушек познакомил наставнический проект детского благотворительного фонда "Солнечный город". "После этого поздравления от моей Даши я долго плакала, но это были слезы счастья", – поделилась Наталья, сказав, что это был самый душевный год в ее жизни. Желание Натальи, волонтера по работе с сиротами в детских домах, отдать заботу и тепло одному ребенку, переросло в настоящую дружбу. Она рассказывает, что у девушек много общего, они часто встречаются и всегда на связи: вместе ходят в кино и за покупками, выезжают на природу, ходят в музеи и уже даже были на море."Я многому учусь у Даши – легкости, непосредственности, порой незаурядности. Она знает, как меня поддержать, найти нужные слова, поднять мне настроение. А ее советами я очень часто пользуюсь", – рассказала Наталья, с гордостью подмечая таланты девушки в творчестве.Даша мечтала стать швеей. Поступив в колледж в городе, она осталась совсем одна. В этот период Наталья поддерживала девушку, мотивируя ее участвовать в конкурсах и ходить на собеседования. В результате Дашу пригласили практиковаться на крупнейшую фабрику Новосибирска."У ребят в детских домах, конечно, бывают организованные выезды на экскурсии, но их вывозят толпой, на автобусах, без включения самостоятельности. Наставники более естественно проводят с ними время, могут показать, как работает метро, как устроен город, как найти нужный адрес. Они могут водить ребенка к себе в гости, забирать с ночевкой, на каникулы, праздники, даже на все лето, чтобы показать домашнюю жизнь и что такое семья", – рассказала руководитель волонтерских проектов фонда "Солнечный город" Анастасия Землянова. Подарить билет в будущееГлавная цель наставничества – подготовить ребенка к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. Но, как замечает Анастасия, изменения начинают проявляться уже после года общения наставника и подопечного."У многих детей из детских домов негативный, упаднический настрой на будущее. Они сами себя сильно ограничивают в плане того, чем будут заниматься, кем будут работать, как зарабатывать деньги. Мне кажется, своим примером я помогаю ребенку думать по-другому. Я ему тоже рассказываю о том, что может быть лучше, чем он думает: если он захочет воплотить какую-то свою идею, то это не так сложно, как ему кажется. Я ему предлагаю варианты, и он начинает заинтересовываться", – поделилась тренер карате из Нижнего Новгорода Татьяна, решившая полгода назад изменить жизнь 14-летнего Артема к лучшему.За время общения Татьяна заметила, что изначально тихий и зажатый мальчик стал более открытым и уверенным: он уже сам попросился в ее секцию карате и даже завоевал свою первую медаль на соревнованиях. Еще наставница поддерживает интерес, который проявился у Артема к кулинарии. Вместе они учатся готовить различные блюда и делать коктейли. Анастасия Землянова подтверждает, что дети действительно меняются с наставниками. Часто сироты, выросшие в социальном учреждении скованны, застенчивы, не уверены в себе, сутулятся или же, наоборот, ведут себя дерзко и хамовато из-за прошлого семейного опыта. Постепенно благодаря тому, что у них появляется свой человек, который замечает в них что-то хорошее, хвалит, дает обратную связь на поступки, помогает контролировать эмоции и направляет их энергию в мирное русло, дети становятся более сдержанными и открытыми к окружающим, вежливыми, не прячут взгляд, участвуют в общих мероприятиях, даже визуально выпрямляются.Иногда поверить в будущее и найти свое призвание выпускникам также готовы помочь и сами сотрудники детских домов. В 2013 году благотворительный фонд Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт" запустил проект по профориентации детей-сирот "С уверенностью в будущее". На протяжении шести лет специалисты проводили обучающие вебинары и встречи для детей, готовя их к выбору профессии. По результатам фонд создал пособие и видеокурс, которые теперь будущим выпускникам помогают осваивать их воспитатели.Как рассказала программный директор фонда Мария Мельниченко, в ходе проекта мышление детей в отношении своего будущего профессионального развития и, что немаловажно, мнение сотрудников учреждений о возможностях своих подопечных стало меняться в лучшую сторону. Так, начиная с материальной помощи, фонд плавно перешел к мотивации за счет получения новых знаний."Истории успеха детей для нас были самыми важными. Например, когда дети, прошедшие вебинары, стали поступать в высшие учебные заведения, хотя обычно они поступают в техникумы. Это давало нам стимул развиваться дальше", – поделилась Мария Мельниченко.Опора в кризис свободной жизниПро страх перед будущим у детей, потерявших родителей, Юлия из Перми знает не понаслышке. Сироты часто живут одним днем, отчего они решаются на рискованные мероприятия, будь то криминал или наркотики. Девушка, которая сама была "в системе", три года назад стала наставником Юры – в прошлом году он выпустился из детского дома. В такой момент наличие наставника у сироты играет решающую роль. Он становится опорой для подростка, когда ему страшно и непонятно. Ребенок чувствует, что за ним стоит человек, который его никогда не бросит, – тогда он начинает верить в будущее.Для Юры путь в большинство профессий закрыт из-за наличия психиатрического диагноза и инвалидности по зрению – после выпуска у него начались проблемы с наркотиками. Но благодаря давнишней дружбе с наставницей подросток доверяет девушке и делится с ней своими переживаниями. Так, Юлия вовремя заметила проблему и помогла ему отказаться от употребления: она рассказала, чем это опасно, и предложила варианты развития его будущего, возможной профессии.По словам директора фонда "Солнечный город" Марины Аксеновой, действительно выпуск из детского дома является основным моментом в проекте наставничества. Весь процесс нацелен на то, чтобы успеть выстроить доверительные отношения ребенка и взрослого к тому моменту, когда он покинет стены учреждения.Как рассказала Анастасия Землянова, действительно социальный возраст 17-летних выпускников системы отстает на несколько лет. Подростки совершенно не приспособлены к реальной жизни вне тотального контроля. Именно тогда у них начинаются настоящие проблемы. С деньгами, жильем, работой, мошенниками ребенку одному очень сложно справится. Из-за этого выпускники детдомов быстро попадают в плохие компании и скатываются в зависимости. И именно наставник помогает этого избежать, просто находясь рядом в трудные моменты и подсказывая верные решения.Оценить результаты и улучшить процессыПо мнению Марины Аксеновой, 95% сложившихся пар доказывают эффективность проекта наставничества. Причиной успеха она называет выстроенную технологию подбора участников и обучения наставников, а также методы сопровождения пар кураторами.Прежде чем желающий стать наставником познакомится с ребенком из детского дома, он проходит обучающий тренинг с психологом – знакомится со всеми нюансами и правилами проекта. После ему рассказывают о психологических и возрастных особенностях детей-сирот.Далее взрослого и ребенка подбирают друг другу по психологической анкете и по желаниям самих участников. По словам Анастасии, мальчики чаще просят в качестве наставника мужчину. Однако так как в проекте больше женщин, то лучше всего совпадают те пары, где наставница может разделить с подопечным его интересы: спорт, техника, взаимоотношения с ровесниками.Для поддержки наставников, раз в месяц представители фонда в каждом регионе проводят с ними групповые встречи, где обсуждают успехи, возникающие вопросы и психологические моменты. А раз в год фонд проводит глубокий анализ результатов пар. По словам Анастасии, в 90% случаев сотрудники фонда отмечают изменения в поведении и характере детей: они становятся спокойнее, увереннее, общительнее, достигают каких-то личных целей. По мнению специалиста, главная причина этого – доверительные отношения, которые выстраиваются между ребенком и наставником."В отличие от общения с воспитателями, дети чувствуют, что наставнику можно доверять: никакая информация не выйдет за пределы их пары. Дети это очень ценят", – подчеркнула Анастасия.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются