Преимущество нового российского ионного двигателя перед аналогами США - «Технологии»
Военный эксперт Юрий Кнутов заявил, что перед Россией открываются большие перспективы в связи с созданием ионного двигателя, и в этом вопросе наша страна обогнала США.
В России успешно прошел еще один этап испытаний ионного двигателя ИД-200 КР, который создают в «Центре Келдыша». По оценкам китайских специалистов, мощность российского ионного двигателя составляет 3 кВт, а удельный импульс тяги – 4 500 секунд. Этот силовой агрегат может быть задействован для коррекции орбиты космических аппаратов, а также в путешествиях в удаленные уголки космоса.
Эксперты предположили, что российские исследователи занимаются проработкой возможности функционирования ионных двигателей на ядерной энергии. В случае успеха России в этом направлении, США придется еще много поработать, чтобы превзойти эту технологию.
Военный эксперт Юрий Кнутов в комментарии «НьюИнформ» рассказал, что ионный двигатель, это электрический ракетный аппарат, в котором выбрасывается не реактивная струя — тяга создается за счет ионизированного газа.
«Сам ионный двигатель напоминает телевизионную трубку от старого телевизора, если говорить утрированно. Инертный газ достаточно легкий, он проходит через электроды и, таким образом, проходит его ионизация. Образуются ионы и электроны, а так как там катоды — стоят электрические пластинки, часть электрона притягивается и за счет большой скорости электроны будут летать в заданном направлении. А более тяжелые ионы идут, как основная реактивная струя и они толкают корабль», — объяснил эксперт.
По мнению Кнутова, на сегодняшний день мощность таких двигателей крайне мала, но коэффициент полезного действия (КПД) не просто высокий, а запредельно высокий.
«И такие двигатели очень активно используются не как основной, а вспомогательный. Они устанавливаются на наших космических аппаратах с целью их маневрирования. Европейцы и американцы тоже пытаются сейчас над этим работать», — отметил военный эксперт.
Кнутов объяснил, что напряжение подается в пластины, которое в основном берется напрямую из солнечных батарей, но его размеры там очень малы. А если в космос вывести компактный реактор, он сможет создать более серьезное напряжение.
«Скорость электронов и ионов будет намного больше, а значит реактивная струя образуемая из ионизированного газа, тоже будет быстрее. Благодаря этому корабль сможет двигаться уже совсем с другой скоростью и получит другие возможности для маневрирования. Если такие ионные двигатели будут использовать как основные, и тогда станут возможны полеты на Луну и Марс», — рассказал эксперт.
По мнению Кнутова, их можно использовать даже для размещения на околоземной стационарной установке. Эксперт особо подчеркивает, что по КПД такие двигателя являются очень эффективными и в этом вопросе Россия начала обгонять американцев.
«Поэтому китайские эксперты и говорят, что США очень много могут потерять в связи со своими заявлениями о полетах на Луну, Марс и выводе оружия в космос. Мы двигатели уже отработали, и наши спутники-инспекторы могут оснащаться такими устройствами, а в перспективе, однозначно, они заменят обычные двигатели. А это значит, что на корабле будет меньше топлива, или будет топливо экономичное, основанное на инертных газах», — подчеркнул эксперт.
Кнутов убежден, что такой спутник сможет летать не 5-7 лет, а дольше в 2-3 раза.
«Это достаточно серьезные перспективы и большой прорыв в космической области. В части военных спутников здесь очень большие перспективы для маневрирования, а маневрирование — это инспекция, т.е. проверка: что это за спутник — военный или гражданский. Вообще, может стоять вопрос о нейтрализации и вывода из строя опасного спутника, если он представляет угрозу. Это в том случае, если начнутся космические войны», — объяснил военный эксперт.
Вместо обычного топлива можно поместить в несколько раз больше инертного газа и благодаря этому спутник может находиться на орбите гораздо дольше и решать свои задачи. Были случаи, когда наш летательный аппарат преднамеренно выводился из строя, теперь он сможет догонять другие объекты и проводить их инспекцию, отметил эксперт. По словам Кнутова, американцы этой проблематикой занимаются, но у них не все получается.
Принцип работы ионных двигателей основан на том, что они ионизируют газ (в основном используются инертные газы – ксенон, аргон и так далее) и разгоняют его при помощи электрического поля. Такие двигатели очень эффективны: они потребляют относительно немного топлива, разгоняясь до достаточно больших скоростей. Для разгона ионов требуется достаточно много энергии, поэтому такие двигатели используют сейчас в основном для того, чтобы управлять искусственными спутниками и небольшими космическими аппаратами.
Источник: newinform.com