Электромобилизация. Будущее прекрасно и неотвратимо - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » Электромобилизация. Будущее прекрасно и неотвратимо - «Новости - Энергетики»
Электромобилизация. Будущее прекрасно и неотвратимо - «Новости - Энергетики»
Одесская поговорка про две большие разницы пришлась бы к месту в разговоре об электромобилях в России и в мире, который состоялся у журнала «Энергополис» с Денисом Белым, руководителем направления «Зарядная инфраструктура для электромобилей» компании Schneider Electric в России. Куда ехать на
Электромобилизация. Будущее прекрасно и неотвратимо - «Новости - Энергетики»


Одесская поговорка про две большие разницы пришлась бы к месту в разговоре об электромобилях в России и в мире, который состоялся у журнала «Энергополис» с Денисом Белым, руководителем направления «Зарядная инфраструктура для электромобилей» компании Schneider Electric в России.

Куда ехать на электромобиле? Куда на нем вообще доедешь без подзарядки, если взять, например, классический русский маршрут из Петербурга в Москву? На высказанное мною мнение, что электромобиль в России – это не средство передвижения, а роскошь и блажь, мой собеседник возразил тем, что есть разные электромобили и пусть с зарядными станциями для них в России еще не все хорошо, но процесс, что называется, пошел.

Денис Белый: Есть электромобили гольф-класса, которые, по сути, в общем‑то массовый электромобиль и которые, честно говоря, в России, наверное, популярны будут только тогда, когда сравняются по цене с бензиновыми собратьями. Но есть электромобили представительские, есть гибридные, такие как чистый электромобиль Tesla, у которого запас хода – это честные 350–500 км и который, думаю, если не до Торжка, то до Вышнего Волочка точно доедет. Я просто знаю, там есть хорошая АЗС «Роснефти» с большим холлом, с хорошим кафе, где, кроме всего прочего, можно и душ принять, и за полчаса зарядиться на экспресс-зарядке для электромобиля, чтобы поехать дальше.

Энергополис: Но если у меня есть возможность и необходимость ездить на представительском классе авто, то зачем мне та же Tesla, которая других денег стоит?

ДБ: Электромобиль сейчас все‑таки – это премиум-сегмент, и по цене это совсем не игрушка, но это средство передвижения для достаточно состоятельных людей, фанатов технологий, которые iPhone 6 меняют на 6s в день выхода его на рынок, это те самые 7–14% потребителей, которые фигурируют в оценках рынка.

ЭП: Я думаю, что это слишком оптимистично и цифра не превышает 2%. Рынок России велик, но в разговоре об электромобилях – это не рынок.

ДБ: У Schneider Electric недавно был электропробег, в котором принимали участие наши партнеры, достаточно состоятельные люди, у которых iPhone четвертого поколения, но они настолько любят автомобили, что приехали на Tesla.

ЭП: Простите, на Tesla от Яндекс Такси?

ДБ: Нет, на собственном автомобиле. Если мы говорим об электромобиле Tesla, то за последние полгода в Европе было продано порядка 7,5 тыс. машин и где‑то около 8–9 тыс. было продано в Америке. Сегодня это лидер продаж.

Если взять самый продаваемый гибрид, то это Mitsubishi Outlander. Почему? Потому что это кроссовер, это элитная машина и запас хода там небольшой на электротяге – 50 км, но вы можете выехать за город, включить бензиновый двигатель и поехать уже как на обычном бензиновом автомобиле.

ЭП: Два момента, Денис. Мы начали с поездки на электромобиле по Е95 из Москвы в Питер и, можно сказать, с заупокойного положения дел с этим в России, а сейчас вы мне за здравие электромобилей в Европе и Америке…

ДБ: Я не закончил про Россию, про премиум-класс и просто привел пример, которым можно объяснить то, что электромобиль на данный момент, как любая инновационная вещь, открывающая рынок, в первые месяцы продаж – это всегда узкий сегмент, это не продукт широкого потребления, но, как и любая инновация, это реальное будущее отрасли.

Сегодня у электромобиля есть очевидный конкурент – машина такого же класса на более дешевом топливе, допустим, дизель. Но если основные автомобильные бренды начнут широкий выпуск электромобилей, это станет поточным производством – да, это пойдет, я верю.

Давайте мысленный эксперимент проведем. Есть Tesla S: привод на обе оси, 700 лошадиных сил, за 3,2 секунды разгон до сотни. При этом отсутствует межосевой дифференциал, который съедает мощность и перегревается. Электромоторы сзади и спереди управляются «по проводу». Если развить эту технологию, можно установить моторы в 200 сил на каждое колесо отдельно и управлять крутящим моментом ежесекундно и с филигранной точностью. Такой автомобиль невозможно пустить в занос. Это может повысить скорость движения в повороте. Это уже будет зависеть от шин, конечно, но все‑таки. Технологически такие решения можно воплотить на производстве очень быстро. Теперь Porshe 911 – шедевр инженерного искусства, который разгоняется до сотни за 3,7 и считается элитным автомобилем. Но сравните стоимость. Porshe стоит 12 млн, а Tesla абсолютно той же мощности, при тех же ощущениях, да еще и хайтек – шесть с половиной: в два раза дешевле. И тут вы понимаете, что это как водка и остальные алкогольные напитки: по соотношению градус на рубль – самый честный напиток. То же самое здесь: количество лошадиных сил на рубль. Я считаю, это самые мудрые инвестиции.

Но есть и другие аргументы для рынка и для внедрения этих инноваций. Допустим, говоря об электромобиле, мы говорим о таксомоторных парках, где если компания берет машину в лизинг, платит первый взнос, получает автомобиль, то дальше предприятию важны операционные издержки. Так вот у электромобилей они ниже. И здесь есть уже статистика. И не из Европы, а из Колумбии, где в одном из таксомоторных парков посчитали расходы по операционным издержкам электромобилей при пробеге в миллион километров. 57% от традиционных. Или возьмем любимый нами в России Китай, где работает 35 тыс. электроавтобусов и где порядка 30% стоимости любого автомобиля, будь то коммерческий или частный, оплачивает государство.

ЭП: Мы в России, Денис. Она не кончается МКАДом, а только начинается. Хотя это смотря с какой стороны ехать. В связи с секвестром бюджета в регионах начинают отказываться от городского электротранспорта…

ДБ: В Ярославле, насколько я помню, запустили электробус. Но и это сейчас не главное отличие России от всего остального мира. Единственный вопрос развития электромобилей в России – это инфраструктура. А если говорить о коммерческом или экономическом аспекте, то инфраструктура всегда выходит на первое место как главный вопрос. И тут стоит посмотреть на Западную Европу. К примеру, в Великобритании до 30 тыс. электромобилей на начало года уже ездили по дорогам. Если говорить о Франции и Германии – то же самое: 25–30 тыс. электромобилей. Если есть такое количество пользователей, значит, есть и инфраструктура. Но кроме этого есть и прогнозы развития в перспективе. Я расскажу про амбиции Англии, и сразу станет понятно, зачем им электромобиль. Экология там не на самом первом месте, хотя уже целое поколение активных потребителей в европейских странах воспитано на экологических ценностях и приоритетах. Например, во Франции менеджеры офиса Schneider Electric добровольно переходят на «зеленые» тарифные планы: покупая электроэнергию не с атомной станции, а с ветряков и солнечных станций, они платят на 10–15% больше и гордятся этим. Они говорят: я хороший, я классный. Это этический момент, который ими движет. Их так воспитали. Когда их начинаешь спрашивать, что плохого в атомной электростанции, они замолкают, и это вызывает просто религиозный трепет, ступор, они не готовы на эту тему общаться. И при этом на днях Великобритания с Китаем подписали договор о строительстве атомной станции. Но здесь все просто. 1 марта 2015 года вышло исследование британских ученых, над которыми обычно смеются, но тут не тот случай. В исследовании говорится, что если в 2030 году будет примерно 6 млн электромобилей, то на 40% сократится импорт нефтепродуктов и на 50% уменьшатся выбросы СО2. Но первая строчка – это 40% сокращения импорта нефти. То же самое в Нидерландах. То же самое на Гавайях, где хотят вообще на 90% сократить к 2030–2050 году импорт нефтепродуктов. И смотрите, как реагирует Toyota: уже в апреле 2015 года компания объявляет о том, что прекращает НИОКР ДВС и следующие 20 лет будет проводить переобучение персонала для строительства и разработки электрических двигателей. Экология – это понятно, но главная задача – обрести энергонезависимость.

ЭП: Вот так вот незаметно, Денис, от потребительских вопросов мы перешли к разговору об энергостратегии и экологии, упомянув вопросы экологического воспитания. Остается ответить на вопрос, зачем нам в России электромобиль. Для этого предлагаю перейти с обсуждения тем макроуровня на понятный потребителю язык.

ДБ: Если вы хотите сказать, что экология в России никого по‑настоящему не волнует, то я с этим не соглашусь. Экологический вопрос нужно перевести в понятный формат восприятия личностных ценностей, которых всего четыре: время, которое можем сократить; деньги, которые можем сэкономить; удобства, которые можем повысить; и какие‑то эмоциональные составляющие, туда же входит имидж. Время, деньги, удобства, эмоции – вот четыре движущих фактора обывателя, простого человека. Если вопросы экологии государство переведет на понятный мне язык, сделав зону «имишн фри», куда нельзя заехать на автомобиле с ДВС, – это самая простая запретительная мера, но это уже и стимул. Второе – сократить мое время в дороге, разрешив ездить на электромобиле по полосе для общественного транспорта. Это еще один компонент продвижения электромобиля.

Я читаю западные блоги, посвященные автомобилю, где люди говорят, что, например, я продал BМW-5, купил Chevrolet Volt практически за те же деньги и теперь я в два раза быстрее добираюсь на работу, потому что еду по свободной полосе общественного транспорта, бросаю машину где угодно, потому что парковка для электромобиля разрешена практически везде, заправляю автомобиль дома, и мне классно. Соответственно, машина эмоционально у меня окупилась очень быстро. И добавьте сюда вопрос экологии. А также, допустим, возможное снижение какого‑нибудь транспортного налога.

Государство может реально стимулировать развитие рынка электромобилей, сделав, например, нулевой НДС при покупке электромобиля или налоговый вычет, допустим, в размере 20% от стоимости покупки в течение десяти лет. Это нормально, если власть думает об экологии, инновациях и о своих гражданах. Tesla стоит
6 млн? 20 % – сумма компенсации. Это 1,2 млн рублей за десять лет. А у меня ребенок вырос, и ему надо продолжать образование. Хороший пример? Если бы так было, я бы взял кредит на покупку электромобиля. Но это все будущее, а сейчас у нас очень низкая информированность. Отсюда много страхов. Чаще ложных. Например, мало кто знает, что водители гибридных автомобилей платят транспортный налог только по мощности бензиновой установки. Электрические лошади бесплатны.

К концу разговора Денис меня убедил в справедливости того, что у электромобиля в России будущее есть и оно не за горами, но и не завтра. Мы закончили на том, что, если бы мы поспорили о будущем электромобилей в России и бросили монетку – «орел или решка», она встала бы на ребро.
Денис Белый
Руководитель направления «Зарядная инфраструктура для электромобилей» компании Schneider Electric в России

Доля электромобилей на дорогах мира неуклонно растет: в августе 2015 года их количество превысило 1 млн. Сети зарядных станций для электромобилей работают в европейских столицах: Париже, Берлине, Лондоне – уже около трех лет, а в Токио количество зарядных станций превысило количество традиционных АЗС.

По программе Департамента транспорта Москвы ПАО «Мосэнерго» реализует программу по развитию инфраструктуры зарядных станций электромобилей. Зарядные станции появятся внутри Садового кольца и в популярных туристических местах. Поставщиком оборудования и системы управления и мониторинга для проекта выступает компания Schneider Electric. Зарядные станции станут доступны горожанам в конце 2016 года. Оплачивать зарядку можно будет через специальное мобильное приложение. Парковка для электромобилей в городе станет бесплатной. Создавая среду для развития электротранспорта, мы очень гордимся тем, что причастны к превращению Москвы в удобный и экологически чистый город.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика