ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ РЕФОРМА РАО ЕЭС - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ РЕФОРМА РАО ЕЭС - «Новости - Энергетики»
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ РЕФОРМА РАО ЕЭС - «Новости - Энергетики»
РЕФОРМА: КРАТКИЙ КУРС Кто сегодня, в «эпоху стабильной стабильности», вспомнит, как в 90-е в России говорили: если лампочки в домах горят, значит, еще не все потеряно? Кто сегодня понимает, что по большому счету в годы абсолютной дезинтеграции и хаоса в России хватило и воли, и здравомыслия


РЕФОРМА: КРАТКИЙ КУРС

Кто сегодня, в «эпоху стабильной стабильности», вспомнит, как в 90-е в России говорили: если лампочки в домах горят, значит, еще не все потеряно? Кто сегодня понимает, что по большому счету в годы абсолютной дезинтеграции и хаоса в России хватило и воли, и здравомыслия сохранить Единую энергосистему? Таких меньшинство. Большинство составляют все те же, кто говорил тогда и говорит сейчас, что во всем виноват Чубайс.

В начале 90-х энергетика, несмотря на акционирование предприятий сектора, оставалась частью, как тогда говорили, «административной экономики», госсектором, но без главного элемента – государственного финансирования. Топ-менеджмент АО-энерго тогда каждый божий день в рутинном порядке решал задачки посложнее нынешнего повышения эффективности. Тогда каждый день нужно было думать не только о количестве произведенной продукции – надежном энергоснабжении потребителей, но и о том, где взять деньги на топливо, ремонт и выплату зарплат. Тариф тогда не покрывал даже эксплуатационных расходов. О масштабном строительстве и внедрении новых технологий речь не шла. Устрашающими темпами нарастал износ оборудования. Энергетика уверенно приближалась к коллапсу.
Анатолий Чубайс стал главным энергетиком страны 30 апреля 1998 года. Уже в июне совет директоров компании утвердил знаменитую «Синюю книгу», содержавшую и «пожарный», и стратегический планы действий. Этап первый – наведение порядка. Этап второй – реформа. 
4 апреля 2000 года на заседании совета директоров РАО, которое проходило в Кремле, были приняты основные постулаты преобразований. Расчеты реформаторов недвусмысленно указывали, что до 2010 года отрасли на инвестиционное развитие нужны 75 млрд долларов. Тариф может дать только треть. Где взять остальное? Выход – в привлечении средств частных инвесторов. Для этого нужны структурные преобразования в отрасли, отделение конкурентных секторов энергетики от естественномонопольных. Наконец, внедрение в отрасли истинно рыночных отношений, конкурентной торговли электричеством.
Реформирование российской энергетики совпало с мировым трендом на либерализацию этой отрасли. Но в отличие от большинства структурных реформ в других сферах наша модель практически уникальна, это не калька чьего-то заморского опыта, а сплав наиболее удачных практик, адаптированный с учетом технологического устройства ЕЭС России. 
29 марта 2003 года президент России Владимир Путин подписал пакет законов – «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», поправки в Закон «О естественных монополиях», поправки во вторую часть Гражданского кодекса – это стало вторым большим этапом реформы РАО ЕЭС. 
1 апреля 2004 года состоялось разделение ОАО «Калугаэнерго» по классическому варианту: на генерирующий, сбытовой и сетевой бизнесы.
В сентябре 2006 года состоялось одно из главных событий реформы – началась либерализация рынка электроэнергии. Электричество спустя 15 лет после запуска рыночной экономики стало таким же товаром, как и все остальное. Цена на него формируется на основе спроса и предложения.
1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование.


РЫНОК НАШ



Спустя десять лет основными итогами реформы РАО ЕЭС традиционно называют пришедшие в отрасль инвестиции, которые способствовали финансовому оздоровлению энергетического сектора. По большому счету эти постреформенные инвестиции и создали рынок энергии в России. Со всеми оговорками и явным несовершенством функционирования созданный рынок стал ответом на многократные заявления противников реформы о невозможности возникновения конкуренции в электроэнергетике как в классической естественной монополии. Кроме экономических причин противники реформы приводили доводы технического характера, связанные с особенностью производства и потребления электроэнергии, когда существуют по умолчанию ограничения возможности накопления и хранения в условиях неэластичного спроса и предложения. Даже названных причин, по мнению большинства, было достаточно, чтобы они стали непреодолимым барьером для развития рыночных механизмов в секторе, который ко всему прочему требует прямого и косвенного регулирования со стороны государства.
Российский рынок отчасти и не рынок вовсе по сути и по факту. Есть часть сектора, которая функционирует за его границами, по другим правилам и в другом режиме регулирования. В свое время все потенциально проблемные потребители, к которым относятся территории Дальнего Востока и Северного Кавказа, а также поставки энергии населению, были оставлены за рамками рынка. Поставки ресурсов этим группам потребителей осуществляются с применением различных форм перекрестного субсидирования (это увеличивает цены для других потребителей) или выпадающих доходов самих компаний.
Сегодня объем перекрестного субсидирования в цене для конечного потребителя – 7% (или 200 млрд рублей). Объем выпадающих доходов генерирующих компаний от продажи электроэнергии и тепла по нерыночным ценам – 15% от выручки (350 млрд рублей). Для сокращения объемов перекрестного субсидирования запланирована в среднесрочной перспективе индексация тарифов на передачу электроэнергии для населения на уровне 5%, для промышленности – на уровне 3%. Аналитики подсчитали, что с 2018 по 2022 год эта мера позволит снизить объем перекрестного субсидирования всего на 8 млрд рублей (0,3% конечной цены). С учетом планов правительства по поддержке потребителей Дальнего Востока доля перекрестного субсидирования в конечной цене останется в среднесрочной перспективе на уровне 7%.
Кроме того, тепловая генерация также до сих пор не «совсем рыночная». Высокая доля нерыночных поставок в выручке продолжает играть роль сдерживающего фактора для кредитного качества энергокомпаний, особенно ТГК.
В 2017 году доля рынка во всех физических поставках ресурсов генерирующими компаниями (электроэнергия плюс тепло) составила 50%, в выручке – 66%, а в прибыли – до 100%. И даже со всеми названными ограничениями, если представить себе сегодня главного идеолога реформы Анатолия Чубайса, взошедшего на Лобное место на Красной площади в Москве, то он мог бы, перефразируя Галилея, крикнуть, что «все-таки он работает». Российский ОРЭМ входит в число крупнейших в мире либерализованных рынков электроэнергии. Рынок электроэнергии в России создан и работает. Точка.
Проведенная реформа доказала, что если не рассматривать поставки энергии населению и в регионы с низкими социально-экономическими показателями, которые в большинстве своем и составляют Российскую Федерацию, то в классической естественной монополии возможно развивать рыночные отношения. С 2008-го по 2017-й установленная мощность российской энергосистемы повысилась на 14%. Рост экономики за этот же период составил 11%, а средняя рентабельность по EBITDA в электроэнергетике выросла с 16 до 25%.
Те, кто и сегодня говорит, что реформа РАО ЕЭС – величайшее зло для экономики России в целом, они же любят поговорить и о росте тарифов. Эти персонажи забывают, но им всегда можно напомнить, что в 2012–2017 годах рост тарифов на рынке электроэнергии сдерживала именно конкуренция. Она что, как и все в России, от сырости появилась? Или ее все-таки создали? В прогнозе о развитии российской электроэнергетики в период до 2022 года, подготовленном аналитическим кредитным рейтинговым агентством АКРА, говорится: «В то время как с 2012 по 2017 год цены на газ выросли на 49%, тарифы на оптовом рынке электроэнергии в европейской части России (первая ценовая зона) в этот же период поднялись всего лишь на 22%. В результате потребители сэкономили 171 млрд рублей (7,6% цены для конечного потребителя). Экономия потребителей благодаря конкуренции на рынке электроэнергии полностью нивелировала негативные последствия роста цен в результате специальных надбавок за новые ТЭС (программа ДПМ ТЭС), и вклад данного фактора составил не менее 7% цены для конечного потребителя». Фактор конкуренции не смог компенсировать рост платежей потребителей за новые АЭС, которые в пять-шесть раз выше, чем за новые ТЭС. Авторы прогноза подчеркивают, что стоимость платежа потребителей за новую станцию сильно зависит от капитальных затрат, и сегодня только у АЭС определение их стоимости происходит не по конкурсу.
А что касается роста тарифа, пик которого пришелся в основном на период с 2008 по 2012 год, то он в те годы опережал инфляцию в 1,3 раза для населения и в 1,6 раза для предприятий, что подтверждает наличие не решенной реформой тогда и до сих пор задачи ликвидации перекрестного субсидирования.
И, заканчивая перебирать результаты прошедшего десятилетия, стоит еще раз сказать про инвестиции, которые «тогда» привели к улучшению экономической эффективности, а в настоящий момент значительно отстают от современных уровней. Потребление топлива на ТЭС на 28% менее эффективно, чем на новых станциях.

НАКАНУНЕ



Согласно прогнозу рейтингового агентства АКРА, 2018–2020 годы станут для электроэнергетики рекордными по уровню рентабельности, величине денежного потока и дивидендам. Способствовать этому будут завершение инвестиционных проектов и платежи по ДПМ.
К концу 2017 года генерирующие компании почти закончили свои программы ДПМ: они построили 128 новых энергоблоков, то есть 94% от обещанного количества. В 2018–2019 годах энергетики введут последние 1,3 ГВт, писали аналитики Vygon Consulting. Таким образом, в 2018–2020 годах инвестпрограммы энергетиков снизятся, а значит, вырастет свободный денежный поток. Ожидается, что свободный денежный поток российской энергетики в 2019 году достигнет 77 млрд рублей.
Снижение инвестиций генерирующих компаний, в свою очередь, приведет к сокращению инвестпрограммы ФСК, которая до сих пор строила много объектов для подключения новых электростанций к сети. У ФСК был хронический отрицательный свободный денежный поток, а в 2019 году из-за снижения капитальных вложений он наконец станет положительным.
Аналитики АКРА посчитали, что в период 2018–2020 годов долговая нагрузка сектора опустится до 1,6х долг/EBITDA, а рентабельность по EBITDA вырастет до 24–26%. Такая ситуация может стимулировать рост дивидендных выплат в секторе.
Аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр согласен с выводами АКРА. «Правда, свободный денежный поток будет рекордным только в 2018 году, а с 2019 года мы рассчитываем, что в России заработает программа модернизации по принципу ДПМ и компании опять начнут увеличивать инвестпрограммы», – объясняет он. Дивиденды в этот период вряд ли вырастут: в условиях ограничения внешнего финансирования компании постараются профинансировать будущие проекты по модернизации в основном за счет собственных средств, считает аналитик.
Для компаний сектора электроэнергетики, как и для других монополий, ключевой индикатор роста цен – уровень инфляции. В 2018–2022 годах, по прогнозам АКРА, средний уровень инфляции составит 4%. Переход в режим низкой инфляции несет для энергокомпаний принципиальные изменения.
Низкая инфляция снизит регуляторные риски, но увеличит расходы на списание плохих долгов. В условиях низкой инфляции политика сдерживания тарифов оказывает меньшее влияние на прибыль энергокомпаний. Заморозка в 2014 году сетевых тарифов снизила доходы компаний в реальном выражении на 12%, а если бы аналогичные меры применялись в 2017-м, снижение реальных доходов составило бы только 3%. Чем выше инфляция, тем быстрее обесцениваются невозвратные долги. В среднем в 2017 году неплатежи составляли 5% выручки сектора. Переход в режим инфляции на уровне 4% без улучшения платежной дисциплины снизит прибыль сектора на 0,7 п. п.
Режим низкой инфляции – это одновременно и вызов для роста операционной эффективности. Если в условиях высокой инфляции тарифы индексируются вслед за инфляцией, сетевые компании, пользуясь доминирующим положением на рынке, могут сами не индексировать контракты персоналу или поставщикам и тем самым снижать издержки в реальном выражении. Режим низкой инфляции характеризуется жесткостью номинальных величин, что не позволяет монополистам повышать операционную эффективность за счет механизмов заморозки контрактов в номинальном выражении.
Инфляция – основной стимул роста цен инфраструктурных монополий. Переход в режим низкой инфляции, уменьшающий негативные последствия, которые несет для монополий политика сдерживания тарифов, будет способствовать улучшению кредитного качества сектора.
В начале 2020-х годов в энергетике может вновь начаться цикл роста инвестиций в рамках программы модернизации ТЭС и проектов цифровизации электросетей. Этот период совпадет с периодом снижения платежей по ДПМ, которые сегодня в секторе тепловой энергетики формируют 3/4 EBITDA. Поэтому для реализации новой инвестиционной программы сектор вновь начнет наращивать долг.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ РЕФОРМА РАО ЕЭС - «Новости - Энергетики»

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика