Значимые ценности. Охраняется законом - «Новости - Энергетики»
Реформа контрольно-надзорной деятельности не оказывает заметного влияния на повышение защищенности значимых для граждан ценностей. Такие выводы делают авторы исследования «Оценка динамики результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как ее конечных
Реформа контрольно-надзорной деятельности не оказывает заметного влияния на повышение защищенности значимых для граждан ценностей. Такие выводы делают авторы исследования «Оценка динамики результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как ее конечных бенефициаров», проведенного в текущем году РАНХиГС.
Данные опросов 2018–2019 годов показывают, что значимость деятельности контрольно-надзорных органов (КНО) как фактора, обеспечивающего защищенность охраняемых законом ценностей, снижается: если по итогам опроса 2018 года 50,8% респондентов среди факторов, влияющих на уровень защищенности, отметили деятельность КНО, то в 2019-м эта доля снизилась до 42,5%.
Данная тенденция коррелирует со снижением частоты обращений в контрольно-надзорные органы в случаях, когда граждане сталкиваются с рисками причинения вреда значимым для них ценностям. В 2019-м году лишь 45,2% опрошенных, столкнувшихся с необходимостью защиты от рисков, обращались за такой защитой в соответствующие КНО; по итогам опроса 2018 года таких респондентов было 50,7%. Однако снижение частоты обращений не означает, что граждане успешнее справляются с защитой, используя другие методы.
Не всегда помогает и обращение в контрольно-надзорные органы. Лишь 46,5%, обращавшихся в КНО, получили содержательный ответ, содержащий информацию о мерах по предотвращению и устранению нарушений, возмещению вреда (ущерба), на свое обращение. Только 44,7% респондентов, обращавшихся, добились полностью положительных результатов.
В данном контексте неудивительно, что сократилась и доля респондентов готовых посоветовать своим знакомым обращаться в КНО в аналогичной ситуации. Она сократилась с 70,2% по итогам опроса 2018 года до 64,3% в 2019-м.
Если провести аналогию, уровень защищенности значимых для граждан охраняемых законом ценностей сегодня сопоставим с уровнем начала административной реформы в 2004–2005 годах. Тогда он составлял примерно 14%. Понятно, что необходима разработка аналогичной программы, ориентированной на значительное повышение защищенности значимых для граждан охраняемых законом ценностей с нынешних 34,3 до не менее 70%.
Что могла бы включать в себя эта программа? Во-первых, и прежде всего уже сейчас, более последовательную ориентацию контрольно-надзорной деятельности государства на повышение уровня защищенности этих ценностей. Граждане должны реально видеть в государственных органах в защитника значимых для них охраняемых законом ценностей. Во-вторых, в перспективе КНО должны быть укрупнены по принципу «один укрупненный вид риска — один орган». То есть, вероятно, до 7–9 госорганов. В-третьих, при этом они должны быть трансформированы из органов контроля в органы защиты, обеспечивающие полный набор мер такой защиты – от профилактики угроз до возмещения ущерба.
Проводя «регуляторную гильотину», необходимо развивать замещающие традиционный государственный контроль инструменты и механизмы защиты. Необходимо добиваться обеспечения адекватной ответственности и полноценного возмещения вреда за нанесение ущерба. Требуют развития негосударственные механизмы защиты граждан, развитие СРО и механизмов самозащиты граждан, включая защиту в судах с помощью «третьих лиц».
Данные опросов 2018–2019 годов показывают, что значимость деятельности контрольно-надзорных органов (КНО) как фактора, обеспечивающего защищенность охраняемых законом ценностей, снижается: если по итогам опроса 2018 года 50,8% респондентов среди факторов, влияющих на уровень защищенности, отметили деятельность КНО, то в 2019-м эта доля снизилась до 42,5%.
Данная тенденция коррелирует со снижением частоты обращений в контрольно-надзорные органы в случаях, когда граждане сталкиваются с рисками причинения вреда значимым для них ценностям. В 2019-м году лишь 45,2% опрошенных, столкнувшихся с необходимостью защиты от рисков, обращались за такой защитой в соответствующие КНО; по итогам опроса 2018 года таких респондентов было 50,7%. Однако снижение частоты обращений не означает, что граждане успешнее справляются с защитой, используя другие методы.
Не всегда помогает и обращение в контрольно-надзорные органы. Лишь 46,5%, обращавшихся в КНО, получили содержательный ответ, содержащий информацию о мерах по предотвращению и устранению нарушений, возмещению вреда (ущерба), на свое обращение. Только 44,7% респондентов, обращавшихся, добились полностью положительных результатов.
В данном контексте неудивительно, что сократилась и доля респондентов готовых посоветовать своим знакомым обращаться в КНО в аналогичной ситуации. Она сократилась с 70,2% по итогам опроса 2018 года до 64,3% в 2019-м.
Если провести аналогию, уровень защищенности значимых для граждан охраняемых законом ценностей сегодня сопоставим с уровнем начала административной реформы в 2004–2005 годах. Тогда он составлял примерно 14%. Понятно, что необходима разработка аналогичной программы, ориентированной на значительное повышение защищенности значимых для граждан охраняемых законом ценностей с нынешних 34,3 до не менее 70%.
Уровень защищенности значимых для граждан охраняемых законом ценностей сегодня сопоставим с уровнем начала административной реформы в 2004–2005 годах. Тогда он составлял примерно 14%
Что могла бы включать в себя эта программа? Во-первых, и прежде всего уже сейчас, более последовательную ориентацию контрольно-надзорной деятельности государства на повышение уровня защищенности этих ценностей. Граждане должны реально видеть в государственных органах в защитника значимых для них охраняемых законом ценностей. Во-вторых, в перспективе КНО должны быть укрупнены по принципу «один укрупненный вид риска — один орган». То есть, вероятно, до 7–9 госорганов. В-третьих, при этом они должны быть трансформированы из органов контроля в органы защиты, обеспечивающие полный набор мер такой защиты – от профилактики угроз до возмещения ущерба.
Проводя «регуляторную гильотину», необходимо развивать замещающие традиционный государственный контроль инструменты и механизмы защиты. Необходимо добиваться обеспечения адекватной ответственности и полноценного возмещения вреда за нанесение ущерба. Требуют развития негосударственные механизмы защиты граждан, развитие СРО и механизмов самозащиты граждан, включая защиту в судах с помощью «третьих лиц».
Владимир Южаков, д.ф.н., профессор
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"