Электромобиль в России: первое приближение - «Новости - Энергетики»
Разговоры о необходимости сокращения вредных выбросов в атмосферу ведутся давно. При этом чаще-частого такие дискуссии не обходятся без упоминаний вреда окружающей среде, который наносит транспорт. Более экологичные, нежели автомобили на бензине или дизельном топливе, электрокары стремительно
Разговоры о необходимости сокращения вредных выбросов в атмосферу ведутся давно. При этом чаще-частого такие дискуссии не обходятся без упоминаний вреда окружающей среде, который наносит транспорт.
Более экологичные, нежели автомобили на бензине или дизельном топливе, электрокары стремительно набирают популярность. В прошлом году, например, европейцы купили больше машин на электротяге, чем на дизельном двигателе (328 тысяч против 323 тысяч). В России электромобили до сих пор остаются некой экзотикой и самым не очевидным для нашей действительности выбором личного транспортного средства.
По данным агентства «Автостат», в пользовании россиян находятся порядка 8000 электрокаров. В то время как общее число легковых автомобилей в нашей стране превышает 44 миллиона. Эти более чем скромные показатели стали одной из причин, почему Россия заняла третье с конца место в рейтинге готовности к использованию электрокаров, подготовленным KPMG. Другими факторами, которые учитывались в исследовании, стали инвестиции страны в разработку автомобилей на электротяге, наличие электрозаправок и готовность граждан пересаживаться на более дорогие электромобили. России не удалось показать высокие результаты ни по одному из пунктов.
Мы в КРОК решили узнать у собственных сотрудников, как они относятся к личному транспорту на электротяге и какие видят преграды для развития этого направления. Среднестатистический сотрудник нашей компании – это молодой (до 30 лет) специалист, хорошо образованный, увлекающийся современными технологиями и обладающий широким кругозором благодаря международному опыту и большому количеству учебных программ. Многие из наших специалистов приезжают в офис на электросамокатах и электровелосипедах, которые можно оставить на отдельной стоянке.
Как показал опрос, более 25% сотрудников КРОК пользуются альтернативным транспортом (не автомобилями) на электротяге и довольны им. Кроме того, почти половина (46,3%) респондентов хотела бы приобрести электрокар, в то время как приверженцами ДВС себя считают 33,3% сотрудников. Появления автомобилей с водородным двигателем ждут 29,5% опрошенных, а 16,7% сотрудников заявили, что автомобиль им вовсе не нужен, и они вполне обходятся обычным велосипедом.
Главным стимулом к покупке электрокара сотрудники КРОК считают появление доступной зарядной инфраструктуры (68,5% опрошенных), следующим по важности пунктом стало усовершенствование аккумуляторных батарей и увеличение сроков их эксплуатации (55,6%), а на третьем месте оказалась экономия денежных средств в обозримой перспективе (50%). Забота об экологии стала бы достаточно сильной мотивацией для 40,7% опрошенных.
Неудивительно, что коллеги задумываются о владении электротранспортом, но на данный момент зарядной инфраструктуры в России, считай, что нет. В мире насчитывается более 800 тыс. зарядных станций. У нас их не более пары сотен на огромную страну, причем с явными зонами концентрации: Москва, Санкт-Петербург, Дальний Восток. При отклонении от «основных» маршрутов можно остаться без подзарядки…
Компромиссом могут служить гибридные двигатели, однако их экономичность и экологичность весьма условны. Пока наш рынок не готов к массовому использованию электротранспорта и именно в этом и кроется причина того, что только четверть обладателей электротранспорта среди сотрудников КРОК относительно довольна его приобретением и эксплуатацией. Тем не менее, забота о климате и экологии плюс повсеместный переход энергетики на ВИЭ делают свое дело: больше 46% (то есть почти половина опрошенных коллег), даже понимая все минусы использования электромобиля в России – высокая стоимость, холодный климат, большие расстояния, неразвитая зарядная инфраструктура, – хотят его купить.
Мнение сотрудников КРОК во многом разделяют и респонденты опроса, проведенного специалистами ГК «Автоспеццентр». 56% опрошенных заявили, что готовы перейти на более экологичный транспорт, но 49% участников исследования считают, что на данный момент использовать электрокар в России неудобно. Среди основных проблем респонденты назвали невозможность путешествовать на дальние расстояния, связанную с недостатком зарядных станций. По подсчетам KPMG, в России их сейчас около 150 штук в то время, как только в Центральной России должно быть не меньше 1000.
Еще одна сложность, которая волнует россиян, – высокая стоимость электромобилей. Самая доступная модель в сегменте – Nissan Leaf – обойдется в 450 000 рублей за автомобиль 2012 года выпуска. Стоимость самых дорогих моделей, например, автомобилей Tesla, доходит до нескольких миллионов рублей. Неудивительно, что за первые 11 месяцев 2020 году в России было зарегистрировано всего 524 новых электромобиля. Да, по сравнению с 2019 годом рынок электрокаров в нашей стране вырос на 72%, но если рассматривать эту цифру в контексте общего числа автомобилей, становится понятно, что это лишь капля в море.
И все же определенные подвижки в сторону развития российского рынка электромобилей есть. Так, стремительный рост числа покупок электрокаров в первую очередь связан с отменой таможенных пошлин, которая будет действовать до 31 декабря 2021 года. Кроме того, начиная с прошлого года Минпромторг субсидирует 25% первоначального взноса при взятии кредита на покупку электромобиля.
Приобретение электрокаров обладает и менее очевидными преимуществами. Например, владельцы автомобилей на электротяге смогут экономить на электроэнергии. Заряжая автомобильный аккумулятор по самому дешевому тарифу ночью, в часы пиковых нагрузок днем можно будет «продавать» эту электроэнергию в сеть или использовать ее для собственных бытовых нужд. Такой закон приняла Госдума в 2019 году.
Резюмируя, мы можем сказать, что будущее неумолимо приближается: автопроизводители разрабатывают более удобные эко-альтернативы привычному транспорту, правительство принимает соответствующие законы, которые должны создавать стимулы для потребителей, да и мы сами, потребители начинаем более ответственно относиться к вопросам экологии.
Алексей Борисов, директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике
Более экологичные, нежели автомобили на бензине или дизельном топливе, электрокары стремительно набирают популярность. В прошлом году, например, европейцы купили больше машин на электротяге, чем на дизельном двигателе (328 тысяч против 323 тысяч). В России электромобили до сих пор остаются некой экзотикой и самым не очевидным для нашей действительности выбором личного транспортного средства.
По данным агентства «Автостат», в пользовании россиян находятся порядка 8000 электрокаров. В то время как общее число легковых автомобилей в нашей стране превышает 44 миллиона. Эти более чем скромные показатели стали одной из причин, почему Россия заняла третье с конца место в рейтинге готовности к использованию электрокаров, подготовленным KPMG. Другими факторами, которые учитывались в исследовании, стали инвестиции страны в разработку автомобилей на электротяге, наличие электрозаправок и готовность граждан пересаживаться на более дорогие электромобили. России не удалось показать высокие результаты ни по одному из пунктов.
Мы в КРОК решили узнать у собственных сотрудников, как они относятся к личному транспорту на электротяге и какие видят преграды для развития этого направления. Среднестатистический сотрудник нашей компании – это молодой (до 30 лет) специалист, хорошо образованный, увлекающийся современными технологиями и обладающий широким кругозором благодаря международному опыту и большому количеству учебных программ. Многие из наших специалистов приезжают в офис на электросамокатах и электровелосипедах, которые можно оставить на отдельной стоянке.
Как показал опрос, более 25% сотрудников КРОК пользуются альтернативным транспортом (не автомобилями) на электротяге и довольны им. Кроме того, почти половина (46,3%) респондентов хотела бы приобрести электрокар, в то время как приверженцами ДВС себя считают 33,3% сотрудников. Появления автомобилей с водородным двигателем ждут 29,5% опрошенных, а 16,7% сотрудников заявили, что автомобиль им вовсе не нужен, и они вполне обходятся обычным велосипедом.
Главным стимулом к покупке электрокара сотрудники КРОК считают появление доступной зарядной инфраструктуры (68,5% опрошенных), следующим по важности пунктом стало усовершенствование аккумуляторных батарей и увеличение сроков их эксплуатации (55,6%), а на третьем месте оказалась экономия денежных средств в обозримой перспективе (50%). Забота об экологии стала бы достаточно сильной мотивацией для 40,7% опрошенных.
56% опрошенных заявили, что готовы перейти на более экологичный транспорт, но 49% участников исследования считают, что на данный момент использовать электрокар в России неудобно. Среди основных проблем респонденты назвали невозможность путешествовать на дальние расстояния, связанную с недостатком зарядных станций.
Неудивительно, что коллеги задумываются о владении электротранспортом, но на данный момент зарядной инфраструктуры в России, считай, что нет. В мире насчитывается более 800 тыс. зарядных станций. У нас их не более пары сотен на огромную страну, причем с явными зонами концентрации: Москва, Санкт-Петербург, Дальний Восток. При отклонении от «основных» маршрутов можно остаться без подзарядки…
Компромиссом могут служить гибридные двигатели, однако их экономичность и экологичность весьма условны. Пока наш рынок не готов к массовому использованию электротранспорта и именно в этом и кроется причина того, что только четверть обладателей электротранспорта среди сотрудников КРОК относительно довольна его приобретением и эксплуатацией. Тем не менее, забота о климате и экологии плюс повсеместный переход энергетики на ВИЭ делают свое дело: больше 46% (то есть почти половина опрошенных коллег), даже понимая все минусы использования электромобиля в России – высокая стоимость, холодный климат, большие расстояния, неразвитая зарядная инфраструктура, – хотят его купить.
Мнение сотрудников КРОК во многом разделяют и респонденты опроса, проведенного специалистами ГК «Автоспеццентр». 56% опрошенных заявили, что готовы перейти на более экологичный транспорт, но 49% участников исследования считают, что на данный момент использовать электрокар в России неудобно. Среди основных проблем респонденты назвали невозможность путешествовать на дальние расстояния, связанную с недостатком зарядных станций. По подсчетам KPMG, в России их сейчас около 150 штук в то время, как только в Центральной России должно быть не меньше 1000.
Еще одна сложность, которая волнует россиян, – высокая стоимость электромобилей. Самая доступная модель в сегменте – Nissan Leaf – обойдется в 450 000 рублей за автомобиль 2012 года выпуска. Стоимость самых дорогих моделей, например, автомобилей Tesla, доходит до нескольких миллионов рублей. Неудивительно, что за первые 11 месяцев 2020 году в России было зарегистрировано всего 524 новых электромобиля. Да, по сравнению с 2019 годом рынок электрокаров в нашей стране вырос на 72%, но если рассматривать эту цифру в контексте общего числа автомобилей, становится понятно, что это лишь капля в море.
И все же определенные подвижки в сторону развития российского рынка электромобилей есть. Так, стремительный рост числа покупок электрокаров в первую очередь связан с отменой таможенных пошлин, которая будет действовать до 31 декабря 2021 года. Кроме того, начиная с прошлого года Минпромторг субсидирует 25% первоначального взноса при взятии кредита на покупку электромобиля.
Приобретение электрокаров обладает и менее очевидными преимуществами. Например, владельцы автомобилей на электротяге смогут экономить на электроэнергии. Заряжая автомобильный аккумулятор по самому дешевому тарифу ночью, в часы пиковых нагрузок днем можно будет «продавать» эту электроэнергию в сеть или использовать ее для собственных бытовых нужд. Такой закон приняла Госдума в 2019 году.
Резюмируя, мы можем сказать, что будущее неумолимо приближается: автопроизводители разрабатывают более удобные эко-альтернативы привычному транспорту, правительство принимает соответствующие законы, которые должны создавать стимулы для потребителей, да и мы сами, потребители начинаем более ответственно относиться к вопросам экологии.
Алексей Борисов, директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"
16.01.2021
Математический рентген. Как увидеть на графике не только вброшенные, но и украденные голоса - «Политика»