Переломить ситуацию в сетях можно за пять, максимум десять лет - «Новости - Энергетики»
В своей обычной манере, тихо и спокойно, об учебе он отзывается так: «Полезно». Любопытно, что топ-менеджерам, людям опытным и подкованным по своей специальности, удивительными кажутся чисто психологические приемы, на которые обращают внимание преподаватели программы MBA. «Важно даже не придумать,
В своей обычной манере, тихо и спокойно, об учебе он отзывается так: «Полезно». Любопытно, что топ-менеджерам, людям опытным и подкованным по своей специальности, удивительными кажутся чисто психологические приемы, на которые обращают внимание преподаватели программы MBA. «Важно даже не придумать, а правильно проект представить. Здесь надо учитывать все мелочи, вплоть до рассадки аудитории», – рассказывает главный инженер крупнейшей сетевой компании на Северо-Западе, он же – мастер делового администрирования.
– Георгий Васильевич, поздравляем вас с получением диплома. Судя по тематике программы обучения, вы теперь лучше всех знаете, что такое инновации, реновации, о которых столь много говорят в последнее время.
– Это все в принципе одно и то же, только с разными оттенками. Цель одна: вместо старых сетей построить новые. Лет 30—40 назад государство поставило задачу перед энергетикой: всех, включая локальную выработку электроэнергии, подключить к единой энергосистеме. Объемы были большие, каждый год строилось огромное количество сетей. Например, если в 2010 году по всему Северо-Западу мы построили 220 км новых ЛЭП, то тогда считалось нормальным строить 1-1,5 тыс. км в каждой области. То был пик ввода… 30-летней давности. Но при тех объемах строительства применялись упрощенные схемы, очень экономичные технические решения. Назвать их плохими нельзя, они вполне соответствовали тому уровню электротехнической промышленности и объемам, которые она могла дать. Технические решения были достаточно прогрессивными для своего времени.
Конкретная цель была – построить много и в короткие сроки. Наши коллеги нашли в то время решения, которые позволили это сделать. Была создана электросетевая инфраструктура и структура, обеспечивающая обслуживание сетей. При этом надежность обеспечивалась за счет многократного резервирования. Для того времени это было вполне современно и добротно сделано. Система проработала 30 лет и продолжает работать, существенно мы пока ничего не поменяли. Но созданная сеть была достаточно трудоемка. Тогда с трудовыми ресурсами было легче, и на элемент обслуживания смотрели проще.
Сейчас ситуация поменялась. Во-певых, в то время всеобщей электрификации сеть строилась для определенных нагрузок. Сегодня и нагрузки, и потребители изменились. Не стало сельхозпредприятий, воинских частей. В Псковской области, например, целые села исчезли. Поменялось месторасположение потребителя. Для нового схемного расположения нагрузок надо и новую сеть строить. Мы оценили, сколько сетей выработало свой ресурс, и создали программу модернизации (реновации) – замены старого оборудования на новое. Она достаточно дорогая получилась: на десять лет нужно порядка 122 млрд. рублей. Так что, если говорить про реновацию, это ремонт с улучшением. А инновация – не просто замена старого оборудования на принципиально новое. Важно, чтобы это давало экономический эффект.
– В продолжение темы. Сейчас активно обсуждается готовность производителей, подрядчиков переварить такие объемы работ для электросетевого комплекса. С вашей точки зрения, они готовы?
– В общем-то да. Мы сейчас пытаемся отобрать лучшие практики. Все уже признали, что Корпоративный презентационный день (КПД), который МРСК Северо-Запада проводит ежеквартально, достаточно неплохо справляется с этой задачей. Мы тратим минимум времени и получаем максимальный результат. Последний День презентаций мне понравился тем, что мы наконец определились с аудиторией – на мероприятии присутствуют начальники отделов технического развития каждого филиала, стали приглашать главных инженеров производственных отделений. Именно они должны быть генераторами, катализаторами новых идей, внедряемых на производстве. Новые решения можно продавливать административным способом, но это всегда сложно дается. Велика сила привычки, которую трудно менять.
Есть еще одна задача, которую мы пытаемся решить с помощью КПД. Есть какая-то проблема – например, узкие просеки. Что делать? Посчитали :
расширять просеки ВЛ 10, 20, 35 кВ невыгодно, лучше заменять провод на СИП и сужать просеки. Нужно применять новые технические решения.
Промышленность сейчас вполне способна удовлетворить наши запросы. Только надо производителям четко сформулировать, чего мы хотим. В документах, разработанных Холдингом МРСК, это прописано. Технический директор Борис Механошин, когда только пришел в холдинг, на совещании с главными инженерами призвал определить, что мы считаем инновациями. «Давайте назовем некие болевые точки, – сказал он, – где мы хотим видеть инновации». Сейчас уже близка к завершению вторая редакция Технической политики Холдинга МРСК. Ничего революционного в ней нет, но все последние технические решения присутствуют. Документ получился очень неплохой. Он достаточно объемный, там содержится и статистика, и анализ существующего положения дел в сетевом комплексе. Из него можно будет сделать руководство к действию на две страницы и дать в РЭСы.
– Кстати, в своем интервью журналу «Энергополис» Борис Механошин сказал, что старение ЛЭП – проблема всех развитых стран, где энергетика существует более века. И не в одной России эту проблему просмотрели.
– Да нет, не просмотрели. Просто хочется сэкономить. Надо передать энергию, и чем дешевле, тем лучше. Вот только дешевле иногда оборачивается боком. Раньше как было? Приходим к экономистам: нам нужно столько денег, чтобы система функционировала. А они: мы вам в прошлом году дали меньше. Ничего не случилось? Значит, в этом году дадим еще на 5% меньше. Такой подход приводит к московским событиям этой зимы, к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Нельзя экономить на ремонтах. Положим, сейчас у нас в тарифе 1 млрд. рублей на ремонт. Миллиард, который позволяет получить выручку в 30 млрд. То есть мы вкладываем 3% на ремонт машины, на которой хотим ездить.
В то же время вкладывать без конца в сети огромные деньги и непрерывно улучшать тоже неправильно. Вот сейчас, образно говоря, мы ездим на «Жигулях», и это требует постоянных затрат. Надо бы вложить денег и пересесть на «Мерседес», и затраты на эксплуатацию снизятся. Если за один раз не получается, в нашем случае это можно сделать частями. Например, взять один РЭС – сделать все изолированным проводом, поставить закрытые ТП в бетонной оболочке, вандалоустойчивые и с хорошим оборудованием, и потом сократить РЭС. Это мировая практика. В той же Финляндии, например, ночью даже диспетчера нет.
– На Северо-Западе весьма популярно кивать на Финляндию. Вы там были в сетевых компаниях, видели объекты. Можно ли сравнивать?
– У них нет экономического издевательства над сетевым комплексом, постоянных экономических экспериментов. Все строго регламентировано, даже в доходной части. Сделать все просто – надо изменить принципы тарифообразования. Когда мы были в Финляндии, нам рассказывали. К примеру, есть потребитель, который хочет 5 кВт, осуществляется присоединение к сети. Потребитель может использовать 5 кВт мощности в любое время, и за эту возможность он платит сетевой компании абонентскую плату. На деле он может брать 3 кВт, 2 кВт, может вообще ничего не брать. По аналогии с телефонной линией. А за потребленные по факту киловатт-часы он платит сбытовой компании. Нужна нормальная система тарифов. А для этого нужны политические усилия.
– Главный инженер мне всегда казался фигурой аполитичной, решающей ясные и конкретные производственные задачи. Оказывается, что технические решения завязаны на политические?
– Выходит, что так. Чтобы решать технические вопросы, нужно понимать – что делать, как и в какие сроки. А если правила игры ежемесячно меняются, невозможно что-либо планировать.
– Георгий Васильевич, вы 27 лет проработали в системе «Ленэнерго». Можете сравнить, когда было легче – тогда или сейчас и в чем?
– Наверное, легко никогда не было, но сейчас интереснее. Тогда не надо было выбирать из многих вариантов лучшее решение. Все было достаточно жестко формализовано, прописано, спланировано. В этом было проще. Нельзя сказать – легче, потому что и тогда чего-то не хватало: ресурсов, времени, строительных организаций, оборудования. Было планово-ограниченное хозяйство, масса готовых решений, масса ограничений.
Сейчас сложность – в выборе правильных вариантов. Ведь даже не в деньгах дело. Если бы дали возможность поработать какое-то время в системе RAB, то можно сделать многое. На самом деле времени не так много надо, чтобы переломить тенденцию, существенно улучшить ситуацию. Лет пять, максимум десять.
Сегодня выбор оборудования, выбор технических возможностей в разы больше. В энергосистеме еще осталось много грамотных специалистов, молодые подрастают – на уровне начальников производственных отделений, главных инженеров много хороших ребят. Потенциал хороший, работать интересно.
Беседовала Наталья Лебедева
– Георгий Васильевич, поздравляем вас с получением диплома. Судя по тематике программы обучения, вы теперь лучше всех знаете, что такое инновации, реновации, о которых столь много говорят в последнее время.
– Это все в принципе одно и то же, только с разными оттенками. Цель одна: вместо старых сетей построить новые. Лет 30—40 назад государство поставило задачу перед энергетикой: всех, включая локальную выработку электроэнергии, подключить к единой энергосистеме. Объемы были большие, каждый год строилось огромное количество сетей. Например, если в 2010 году по всему Северо-Западу мы построили 220 км новых ЛЭП, то тогда считалось нормальным строить 1-1,5 тыс. км в каждой области. То был пик ввода… 30-летней давности. Но при тех объемах строительства применялись упрощенные схемы, очень экономичные технические решения. Назвать их плохими нельзя, они вполне соответствовали тому уровню электротехнической промышленности и объемам, которые она могла дать. Технические решения были достаточно прогрессивными для своего времени.
Конкретная цель была – построить много и в короткие сроки. Наши коллеги нашли в то время решения, которые позволили это сделать. Была создана электросетевая инфраструктура и структура, обеспечивающая обслуживание сетей. При этом надежность обеспечивалась за счет многократного резервирования. Для того времени это было вполне современно и добротно сделано. Система проработала 30 лет и продолжает работать, существенно мы пока ничего не поменяли. Но созданная сеть была достаточно трудоемка. Тогда с трудовыми ресурсами было легче, и на элемент обслуживания смотрели проще.
Сейчас ситуация поменялась. Во-певых, в то время всеобщей электрификации сеть строилась для определенных нагрузок. Сегодня и нагрузки, и потребители изменились. Не стало сельхозпредприятий, воинских частей. В Псковской области, например, целые села исчезли. Поменялось месторасположение потребителя. Для нового схемного расположения нагрузок надо и новую сеть строить. Мы оценили, сколько сетей выработало свой ресурс, и создали программу модернизации (реновации) – замены старого оборудования на новое. Она достаточно дорогая получилась: на десять лет нужно порядка 122 млрд. рублей. Так что, если говорить про реновацию, это ремонт с улучшением. А инновация – не просто замена старого оборудования на принципиально новое. Важно, чтобы это давало экономический эффект.
– В продолжение темы. Сейчас активно обсуждается готовность производителей, подрядчиков переварить такие объемы работ для электросетевого комплекса. С вашей точки зрения, они готовы?
– В общем-то да. Мы сейчас пытаемся отобрать лучшие практики. Все уже признали, что Корпоративный презентационный день (КПД), который МРСК Северо-Запада проводит ежеквартально, достаточно неплохо справляется с этой задачей. Мы тратим минимум времени и получаем максимальный результат. Последний День презентаций мне понравился тем, что мы наконец определились с аудиторией – на мероприятии присутствуют начальники отделов технического развития каждого филиала, стали приглашать главных инженеров производственных отделений. Именно они должны быть генераторами, катализаторами новых идей, внедряемых на производстве. Новые решения можно продавливать административным способом, но это всегда сложно дается. Велика сила привычки, которую трудно менять.
Есть еще одна задача, которую мы пытаемся решить с помощью КПД. Есть какая-то проблема – например, узкие просеки. Что делать? Посчитали :
расширять просеки ВЛ 10, 20, 35 кВ невыгодно, лучше заменять провод на СИП и сужать просеки. Нужно применять новые технические решения.
Промышленность сейчас вполне способна удовлетворить наши запросы. Только надо производителям четко сформулировать, чего мы хотим. В документах, разработанных Холдингом МРСК, это прописано. Технический директор Борис Механошин, когда только пришел в холдинг, на совещании с главными инженерами призвал определить, что мы считаем инновациями. «Давайте назовем некие болевые точки, – сказал он, – где мы хотим видеть инновации». Сейчас уже близка к завершению вторая редакция Технической политики Холдинга МРСК. Ничего революционного в ней нет, но все последние технические решения присутствуют. Документ получился очень неплохой. Он достаточно объемный, там содержится и статистика, и анализ существующего положения дел в сетевом комплексе. Из него можно будет сделать руководство к действию на две страницы и дать в РЭСы.
– Кстати, в своем интервью журналу «Энергополис» Борис Механошин сказал, что старение ЛЭП – проблема всех развитых стран, где энергетика существует более века. И не в одной России эту проблему просмотрели.
– Да нет, не просмотрели. Просто хочется сэкономить. Надо передать энергию, и чем дешевле, тем лучше. Вот только дешевле иногда оборачивается боком. Раньше как было? Приходим к экономистам: нам нужно столько денег, чтобы система функционировала. А они: мы вам в прошлом году дали меньше. Ничего не случилось? Значит, в этом году дадим еще на 5% меньше. Такой подход приводит к московским событиям этой зимы, к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Нельзя экономить на ремонтах. Положим, сейчас у нас в тарифе 1 млрд. рублей на ремонт. Миллиард, который позволяет получить выручку в 30 млрд. То есть мы вкладываем 3% на ремонт машины, на которой хотим ездить.
В то же время вкладывать без конца в сети огромные деньги и непрерывно улучшать тоже неправильно. Вот сейчас, образно говоря, мы ездим на «Жигулях», и это требует постоянных затрат. Надо бы вложить денег и пересесть на «Мерседес», и затраты на эксплуатацию снизятся. Если за один раз не получается, в нашем случае это можно сделать частями. Например, взять один РЭС – сделать все изолированным проводом, поставить закрытые ТП в бетонной оболочке, вандалоустойчивые и с хорошим оборудованием, и потом сократить РЭС. Это мировая практика. В той же Финляндии, например, ночью даже диспетчера нет.
– На Северо-Западе весьма популярно кивать на Финляндию. Вы там были в сетевых компаниях, видели объекты. Можно ли сравнивать?
– У них нет экономического издевательства над сетевым комплексом, постоянных экономических экспериментов. Все строго регламентировано, даже в доходной части. Сделать все просто – надо изменить принципы тарифообразования. Когда мы были в Финляндии, нам рассказывали. К примеру, есть потребитель, который хочет 5 кВт, осуществляется присоединение к сети. Потребитель может использовать 5 кВт мощности в любое время, и за эту возможность он платит сетевой компании абонентскую плату. На деле он может брать 3 кВт, 2 кВт, может вообще ничего не брать. По аналогии с телефонной линией. А за потребленные по факту киловатт-часы он платит сбытовой компании. Нужна нормальная система тарифов. А для этого нужны политические усилия.
– Главный инженер мне всегда казался фигурой аполитичной, решающей ясные и конкретные производственные задачи. Оказывается, что технические решения завязаны на политические?
– Выходит, что так. Чтобы решать технические вопросы, нужно понимать – что делать, как и в какие сроки. А если правила игры ежемесячно меняются, невозможно что-либо планировать.
– Георгий Васильевич, вы 27 лет проработали в системе «Ленэнерго». Можете сравнить, когда было легче – тогда или сейчас и в чем?
– Наверное, легко никогда не было, но сейчас интереснее. Тогда не надо было выбирать из многих вариантов лучшее решение. Все было достаточно жестко формализовано, прописано, спланировано. В этом было проще. Нельзя сказать – легче, потому что и тогда чего-то не хватало: ресурсов, времени, строительных организаций, оборудования. Было планово-ограниченное хозяйство, масса готовых решений, масса ограничений.
Сейчас сложность – в выборе правильных вариантов. Ведь даже не в деньгах дело. Если бы дали возможность поработать какое-то время в системе RAB, то можно сделать многое. На самом деле времени не так много надо, чтобы переломить тенденцию, существенно улучшить ситуацию. Лет пять, максимум десять.
Сегодня выбор оборудования, выбор технических возможностей в разы больше. В энергосистеме еще осталось много грамотных специалистов, молодые подрастают – на уровне начальников производственных отделений, главных инженеров много хороших ребят. Потенциал хороший, работать интересно.
Беседовала Наталья Лебедева
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"
31.12.2020
«Он не должен был выжить». Один из участников отравления Навального признался в покушении - «Политика»