Рынок. Как это делается - «Новости - Энергетики»
Десять лет прошло с 23 ноября 2001 года, когда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» было учреждено некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой
Десять лет прошло с 23 ноября 2001 года, когда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» было учреждено некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС»). 4 ноября 2007 года вышел Федеральный закон от № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию энергетической системы России». С 1 апреля 2008 года на НП «АТС» были возложены функции совета рынка. Во исполнение указанного закона годовым собранием членов НП «АТС» 28 июля 2008 года было принято решение о внесении изменений в устав партнерства, в том числе в части, касающейся смены наименования НП «АТС» на Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» («Совет рынка»).
В скучных официальных формулировках и названиях федеральных законов и постановлений правительства скрывается основная цель, которую ставила перед собой страна в те годы, строя рынок, готовя самую масштабную в мире реформу энергетической отрасли.
До подписания в ноябре 2001 года Постановления Правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», самая крупная энергетическая система в мире была монопольной. Монополия была государственной. И это государство ставило задачу создать рынок электроэнергетики. Эта функция, по сути, была возложена на партнерство, которое стало переговорщиком, способным за один стол с государством собрать продавцов, покупателей и инфраструктурные организации. Было необходимо выработать баланс интересов всех участников, правила, условия взаимодействия и, в конце концов, построить сам рынок.
Много ли это – десять лет – для истории страны? Скажете «нет» – и будете, наверное, правы. Но если посмотреть на то, что было сделано за эти годы и как преобразовалась отрасль за этот период, тогда появится и другая оценочная категория. Это верно потому, что именно в эти годы был построен самый большой в мире энергетический рынок. Зная специфику нашей страны, где ничего не решается без участия государства, зная историю энергетической отрасли и понимая, что речь идет о структурообразующей отрасли экономики, оцените, сколько вопросов было перенесено из зоны государственного влияния в зону ответственности коммерческой инфраструктуры оптового рынка – от доступа на рынок до разрешения споров между участниками. За прошедшее десятилетие исчезла прежняя монопольная структура отрасли во главе с РАО «ЕЭС России», в электроэнергетику пришли частные инвесторы, российский оптовый рынок был либерализован (государством регулируются только цены для населения), возобновилось активное строительство новых объектов генерации.
Можно с полной уверенностью сказать, что создание НП «АТС» стало первым шагом к осуществлению задуманных в отрасли преобразований, которые коренным образом изменили облик российской электроэнергетики.
Главное достижение партнерства – создание и обеспечение работы конкурентного рынка электроэнергии и мощности. Электроэнергетика – базовая отрасль для российской экономики, а созданный и управляемый партнерством российский оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) – один из основных элементов функционирования электроэнергетики.
В первых конкурентных торгах сектора свободной торговли российского рынка, которые состоялись 1 ноября 2003 года, приняли участие всего 14 компаний, а общий объем торгов составил всего 13 млн. кВт·ч. Сегодня состав участников оптового рынка электрической энергии и мощности насчитывает 278 компаний, а среднесуточные объемы продаж по обеим ценовым зонам составляют порядка 2,5 млн. МВт·ч электроэнергии. В стоимостном выражении объемы торгов за 2010 год в первой и второй ценовых зонах оптового рынка, без учета прямых договоров, составили 700 086,3 млн. рублей (без НДС).
Большую роль партнерство сыграло и в деле возобновления строительства в стране новых генерирующих объектов. В 2010 году наблюдательным советом партнерства были утверждены стандартные формы договоров о предоставлении мощности (ДПМ) и агентских договоров, обеспечивающих исполнение обязательств по ДПМ. В соответствии с действующими договорами о предоставлении мощности только за первое полугодие 2011 года в стране было введено больше мощностей в тепловой генерации, чем в любой год начиная с 1995-го. Всего же по ДПМ генерирующие компании взяли на себя обязательства за десять лет построить и ввести в эксплуатацию около 25 ГВт генерирующих мощностей.
Сегодня в стране действует модель, которую создали сами участники рынка, и созданное ими решает проблему достижения баланса между разнонаправленными интересами: с одной стороны, между интересами государства и бизнеса, с другой – между интересами производителей и покупателей электроэнергии.
Совет рынка сегодня – это больше, чем просто саморегулируемая организация, в которую на правах членства входят все субъекты рынка. Членами партнерства являются 372 компании: 52 – палата продавцов, 223 – палата покупателей, 4 – палата инфраструктурных организаций, 93 – палата экспертов. Партнерство – уникальная площадка, где участники рынка имеют возможность не только вырабатывать согласованную позицию по наиболее актуальным проблемам электроэнергетики, но и вести открытый диалог с государством. Подобных общественных объединений, существующих так долго и являющихся отраслевым сорегулятором, которому государство делегировало важнейшие компетенции, нет ни в одной российской отрасли.
Иван Понырев
В скучных официальных формулировках и названиях федеральных законов и постановлений правительства скрывается основная цель, которую ставила перед собой страна в те годы, строя рынок, готовя самую масштабную в мире реформу энергетической отрасли.
До подписания в ноябре 2001 года Постановления Правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», самая крупная энергетическая система в мире была монопольной. Монополия была государственной. И это государство ставило задачу создать рынок электроэнергетики. Эта функция, по сути, была возложена на партнерство, которое стало переговорщиком, способным за один стол с государством собрать продавцов, покупателей и инфраструктурные организации. Было необходимо выработать баланс интересов всех участников, правила, условия взаимодействия и, в конце концов, построить сам рынок.
Много ли это – десять лет – для истории страны? Скажете «нет» – и будете, наверное, правы. Но если посмотреть на то, что было сделано за эти годы и как преобразовалась отрасль за этот период, тогда появится и другая оценочная категория. Это верно потому, что именно в эти годы был построен самый большой в мире энергетический рынок. Зная специфику нашей страны, где ничего не решается без участия государства, зная историю энергетической отрасли и понимая, что речь идет о структурообразующей отрасли экономики, оцените, сколько вопросов было перенесено из зоны государственного влияния в зону ответственности коммерческой инфраструктуры оптового рынка – от доступа на рынок до разрешения споров между участниками. За прошедшее десятилетие исчезла прежняя монопольная структура отрасли во главе с РАО «ЕЭС России», в электроэнергетику пришли частные инвесторы, российский оптовый рынок был либерализован (государством регулируются только цены для населения), возобновилось активное строительство новых объектов генерации.
Можно с полной уверенностью сказать, что создание НП «АТС» стало первым шагом к осуществлению задуманных в отрасли преобразований, которые коренным образом изменили облик российской электроэнергетики.
Главное достижение партнерства – создание и обеспечение работы конкурентного рынка электроэнергии и мощности. Электроэнергетика – базовая отрасль для российской экономики, а созданный и управляемый партнерством российский оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) – один из основных элементов функционирования электроэнергетики.
В первых конкурентных торгах сектора свободной торговли российского рынка, которые состоялись 1 ноября 2003 года, приняли участие всего 14 компаний, а общий объем торгов составил всего 13 млн. кВт·ч. Сегодня состав участников оптового рынка электрической энергии и мощности насчитывает 278 компаний, а среднесуточные объемы продаж по обеим ценовым зонам составляют порядка 2,5 млн. МВт·ч электроэнергии. В стоимостном выражении объемы торгов за 2010 год в первой и второй ценовых зонах оптового рынка, без учета прямых договоров, составили 700 086,3 млн. рублей (без НДС).
Большую роль партнерство сыграло и в деле возобновления строительства в стране новых генерирующих объектов. В 2010 году наблюдательным советом партнерства были утверждены стандартные формы договоров о предоставлении мощности (ДПМ) и агентских договоров, обеспечивающих исполнение обязательств по ДПМ. В соответствии с действующими договорами о предоставлении мощности только за первое полугодие 2011 года в стране было введено больше мощностей в тепловой генерации, чем в любой год начиная с 1995-го. Всего же по ДПМ генерирующие компании взяли на себя обязательства за десять лет построить и ввести в эксплуатацию около 25 ГВт генерирующих мощностей.
Сегодня в стране действует модель, которую создали сами участники рынка, и созданное ими решает проблему достижения баланса между разнонаправленными интересами: с одной стороны, между интересами государства и бизнеса, с другой – между интересами производителей и покупателей электроэнергии.
Совет рынка сегодня – это больше, чем просто саморегулируемая организация, в которую на правах членства входят все субъекты рынка. Членами партнерства являются 372 компании: 52 – палата продавцов, 223 – палата покупателей, 4 – палата инфраструктурных организаций, 93 – палата экспертов. Партнерство – уникальная площадка, где участники рынка имеют возможность не только вырабатывать согласованную позицию по наиболее актуальным проблемам электроэнергетики, но и вести открытый диалог с государством. Подобных общественных объединений, существующих так долго и являющихся отраслевым сорегулятором, которому государство делегировало важнейшие компетенции, нет ни в одной российской отрасли.
Иван Понырев
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"