Не панацея, а ошибка? - «Новости - Энергетики»
После «круглого стола» в Торгово-промышленной палате России один из его инициаторов, генеральный директор управляющей компании «КалининградЭнергоИнвест» Юрий Злобин, дал нашему журналу эксклюзивное интервью. – Юрий Николаевич, тема состоявшегося «круглого стола», безусловно, архиважная. Но лично у
После «круглого стола» в Торгово-промышленной палате России один из его инициаторов, генеральный директор управляющей компании «КалининградЭнергоИнвест» Юрий Злобин, дал нашему журналу эксклюзивное интервью.
– Юрий Николаевич, тема состоявшегося «круглого стола», безусловно, архиважная. Но лично у меня остался какой-то горький осадочек. Словно холостой выстрел прозвучал... Как вы сами-то оцениваете прошедшее мероприятие? Не закончится ли все, как это часто у нас случается, одними разговорами?
– Случившийся «круглый стол» я считаю своим профессиональным достижением. Восклицания некоторых господ о том, что не позвали тех или других, были только для того, чтобы нивелировать значимость этого мероприятия. Но ничего не вышло. Даже в этой ситуации собравшееся экспертное сообщество с разным взглядами на решение проблем в региональной энергетике пришло к единому выводу. Нужно в корне изменить ситуацию в энергетическом комплексе Калининградской области. От этого во многом зависит как политическая, так и геополитическая составляющая анклава, который сегодня является особой экономической зоной.
– А правительство Калининградской области разве не видит всех проблем в энергоснабжении региона?
– Увы, сегодня наше правительство, под какими бы высокими лозунгами оно ни обозначало свою работу в этой важной сфере, выполняет спецзаказ «Росатома». Вы могли отчетливо видеть, как вели себя его представители: они не хотят слышать, что им говорят. Мы даже при разрушенном состоянии энергетики региона пытаемся решить проблему: в середине тупика ставим энергоисточник и, направляя электроэнергию в две разные стороны, увеличиваем возможности электросетевого хозяйства. Все проверено, выверено, просчитано. И поэтому восклицания не совсем сведущих людей о Балтийской АЭС лишены смысла. Вспомните яркое выступление Виктора Кудрявого, который сказал: «Не мощность энерго-источник определяет, а количество его резерва». Это означает, что нет такого источника в мире, который бы никогда не останавливался.
– К слову, о резерве. На «круглом столе», по-моему, так никто и не акцентировал на этом внимания...
– Вы совершенно правы! Для региона это просто жуткая ситуация: у нас всего один-единственный энерго-
источник на газе. Из-за дефектов газопровода Калининградская ТЭЦ-2 с 28 октября 2005 года по настоящее время планово останавливалась 27 раз! И в эти моменты область, не производя ничего, сидела только на внешних перетоках. Понятно, что можно дружить областями, территориями, государствами, но все сегодня происходит точно так, как сказал Виктор Васильевич: «В Евросоюзе, где все объединены, есть одна святая установка: каждая страна обязана обеспечить свое собственное потребление. Объединение энергетическое – только на случай ликвидации аварийных ситуаций». Будем объективны: обособленная Калининградская область сегодня не имеет друзей-соседей.
– Допустим, местное правительство выполняет чей-то спецзаказ. Но ведь есть Правительство Российской Федерации.
– Жаль, но и в этом правительстве нет ни одного энергетика-профессионала. Специалисты ошибаются. А неспециалисты – и подавно! И президент Путин тоже может ошибаться. Кстати, Владимир Владимирович дважды обогнул Балтийское море, где каждого руководителя государства, тяготеющего к этому региону, приглашал принять участие в строительстве Балтийской АЭС. Но это обернулось неудачей. И для Калининградской области самое неприятное, что от этого категорически отказалась Литва.
– А разве Литве не нужны наши мощности?
– Сегодня Литва с точки зрения энергетики является вполне самодостаточной страной. Но при этом, если есть предложение купить энергию дешевле, чем стоит ее производство, литовская сторона охотно соглашается заключить такую сделку. «Интер РАО ЕЭС» через Белоруссию как раз и предлагает Литве цену меньше. Многие мои сторонники считают это прямым мошенничеством.
– Я, конечно, могу ошибаться. Но мне кажется, что это происходит от того, что у будущей АЭС пока нет потребителей. Хотя вот представитель «Росатома» Сергей Бояркин говорил совсем обратное.
– Нет, вы не ошибаетесь. Организаторы Балтийской АЭС пришли в полный ступор. Они-то прекрасно понимают, что не может быть никакой атомной станции, у которой нет потребителей. А их нет! Поэтому и совершается такой вот кульбит. «Росатом» в торжественной обстановке всучивает ориентированному на работу с зарубежными активами «Интер РАО» бумагу-заверение, в которой написано: «Право продажи электроэнергии будущей Балтийской АЭС на следующие 20 лет после ее пуска». Но, получив такую бумажку, «Интер РАО» не знает, куда с ней идти. Для того чтобы изобразить, что вопрос как-то решается, «Интер РАО» со своей литовской «дочкой» подписывает договор о реализации одного гигаватта мощности Балтийской АЭС. И тут же в Интернете появляется информация о том, что Литва будет покупать нашу электроэнергию.
– А Литва в ответ на это хоть как-то прореагировала?
– Еще как прореагировала! «Наша страна никогда не будет покупать электроэнергию у Балтийской АЭС». Причем Литва сразу же в недельный срок внесла предложение в проект закона Евросоюза о запрете потребления электроэнергии, опасной с точки зрения экологии и жизнедеятельности человека, то есть атомных электростанций. И в этом проекте под номером один записана Балтийская АЭС. А мы говорим о том, что мы уже все решили и продали. Я называю это авантюризмом, который граничит с бандитизмом. И это вместо того, чтобы идти сегодня с повинной головой к главе государства и говорить: «Мы сами обманулись и вас обманули. Мы понимаем, что на весь мир протрубили о строительстве нового энергоисточника, и, извините, обделались».
– Что-то я не совсем понял про бандитизм. Это словечко вы ввернули, чтобы усилить образность?
– Я знаю, как сейчас идет строительство. Оно идет по бандитской схеме девяностых годов. Предприниматели Калининградской области, которые согласились прийти на это строительство, польстившись на обещанные им золотые горы, звонят мне сейчас и спрашивают, что им делать: «Мы готовы развернуть бульдозер за то, что нам не платят семь-восемь месяцев. Мы готовы зарыть все, что мы вырыли». Сегодня Балтийская АЭС в Калининградской области – главный неплательщик налогов. Налоговые органы обнаружили 17 организаций, которые там работают. Тринадцать из них нигде не зарегистрированы. Кроме фиктивного офиса «Росатома» в центре Калининграда, никто не знает, где находится дирекция Балтийской АЭС. Левые компании не платят, а если кому-то платят, то из какого-то тайного кармана. И из сложившейся практики последние два года с неизвестных телефонов кредиторам, выполнившим работы, звонят и говорят: приезжайте по такому-то адресу в Петербург для расчетов. Например, 100 тыс. евро вы заработали, а на дисконт (а проще говоря, откат) приготовьте 30% от этой суммы.
– Надо понимать, что банковское финансирование строительства Балтийской АЭС до сих пор не открыто?
– Для того чтобы его открыть, «Росатом» должен принести в банк один листок – контракт на покупку 100% мощности этой станции на семь лет!
– Так они сейчас принесут контракт и даже на двадцать лет!
– Во вселенском масштабе уже понятно, что это фикция, попытка выдать желаемое за действительное. Они ничего никуда не принесут. А банкиры сегодня уже публично сказали, каким процедурам проверки будут подвергнуты эти документы. Это ход на дурака. Академик Яблоков недавно написал, что данный проект мог появиться только от больших аппетитов алчной группы лиц.
– Только это напоминает вам незаконные схемы пресловутых девяностых?
– К сожалению, не только. Вы знаете, что изготовить атомный реактор планируют на развалившемся заводе? Профессионалы из атомной отрасли говорят, что последнее в Советском Союзе специализированное предприятие – завод «Атоммаш» в Волгодонске – строила вся страна со всей своей мощью. После того как был объявлен официальный пуск завода (до развала СССР), он выпустил один-единственный атомный реактор для Ростовской АЭС. Выпустил через пять лет после пуска производства! А новые господа атомщики говорят: «Мы дадим денег, подремонтируем завод и начнем изготовлять атомный реактор». Это ли не фантастическое безумие?! Почитайте Булата Нигматулина. Он в своих работах доказательно, на примерах и цифрах, показывает несостоятельность проектов «Росатома». Сегодня его руководство не заслуживает ни одного доброго слова. Да и за что хвалить, если делается все, чтобы вывернуть карман государства наизнанку! Величина распила бюджетных средств там достигает просто безумных размеров.
– Юрий Николаевич, скажите честно, вы не боитесь поднимать такие вопросы? Хватит ли у вас сил довести начатое дело до какого-то логического конца?
– Если бы я не прошел профессиональную школу от помощника машиниста котла до директора электростанции в Сибири, меня, наверное, не позвали бы в правительство. Но меня позвали и спросили: «Мы понимаем, что у нас ужас, а что делать, не знаем. Ты поможешь?» И я с директорской должности перешел на должность начальника департамента топливно-энергетического комплекса. Из правительства я ушел только тогда, когда я отказался ставить подпись на сомнительных документах. Отвечая на ваш вопрос, скажу: все может быть. Но все истории трагических моментов, которые вы подразумеваете в своем вопросе, обязательно связаны с деньгами. Сегодня я никому ничего не должен. Я во всеуслышание сказал, что не остановлюсь на полпути. Никто никаким пряником не заставит меня изменить мою позицию. Я непременно буду доводить начатое до конца.
Беседу вел Сергей Рогожук
– Юрий Николаевич, тема состоявшегося «круглого стола», безусловно, архиважная. Но лично у меня остался какой-то горький осадочек. Словно холостой выстрел прозвучал... Как вы сами-то оцениваете прошедшее мероприятие? Не закончится ли все, как это часто у нас случается, одними разговорами?
– Случившийся «круглый стол» я считаю своим профессиональным достижением. Восклицания некоторых господ о том, что не позвали тех или других, были только для того, чтобы нивелировать значимость этого мероприятия. Но ничего не вышло. Даже в этой ситуации собравшееся экспертное сообщество с разным взглядами на решение проблем в региональной энергетике пришло к единому выводу. Нужно в корне изменить ситуацию в энергетическом комплексе Калининградской области. От этого во многом зависит как политическая, так и геополитическая составляющая анклава, который сегодня является особой экономической зоной.
– А правительство Калининградской области разве не видит всех проблем в энергоснабжении региона?
– Увы, сегодня наше правительство, под какими бы высокими лозунгами оно ни обозначало свою работу в этой важной сфере, выполняет спецзаказ «Росатома». Вы могли отчетливо видеть, как вели себя его представители: они не хотят слышать, что им говорят. Мы даже при разрушенном состоянии энергетики региона пытаемся решить проблему: в середине тупика ставим энергоисточник и, направляя электроэнергию в две разные стороны, увеличиваем возможности электросетевого хозяйства. Все проверено, выверено, просчитано. И поэтому восклицания не совсем сведущих людей о Балтийской АЭС лишены смысла. Вспомните яркое выступление Виктора Кудрявого, который сказал: «Не мощность энерго-источник определяет, а количество его резерва». Это означает, что нет такого источника в мире, который бы никогда не останавливался.
– К слову, о резерве. На «круглом столе», по-моему, так никто и не акцентировал на этом внимания...
– Вы совершенно правы! Для региона это просто жуткая ситуация: у нас всего один-единственный энерго-
источник на газе. Из-за дефектов газопровода Калининградская ТЭЦ-2 с 28 октября 2005 года по настоящее время планово останавливалась 27 раз! И в эти моменты область, не производя ничего, сидела только на внешних перетоках. Понятно, что можно дружить областями, территориями, государствами, но все сегодня происходит точно так, как сказал Виктор Васильевич: «В Евросоюзе, где все объединены, есть одна святая установка: каждая страна обязана обеспечить свое собственное потребление. Объединение энергетическое – только на случай ликвидации аварийных ситуаций». Будем объективны: обособленная Калининградская область сегодня не имеет друзей-соседей.
– Допустим, местное правительство выполняет чей-то спецзаказ. Но ведь есть Правительство Российской Федерации.
– Жаль, но и в этом правительстве нет ни одного энергетика-профессионала. Специалисты ошибаются. А неспециалисты – и подавно! И президент Путин тоже может ошибаться. Кстати, Владимир Владимирович дважды обогнул Балтийское море, где каждого руководителя государства, тяготеющего к этому региону, приглашал принять участие в строительстве Балтийской АЭС. Но это обернулось неудачей. И для Калининградской области самое неприятное, что от этого категорически отказалась Литва.
– А разве Литве не нужны наши мощности?
– Сегодня Литва с точки зрения энергетики является вполне самодостаточной страной. Но при этом, если есть предложение купить энергию дешевле, чем стоит ее производство, литовская сторона охотно соглашается заключить такую сделку. «Интер РАО ЕЭС» через Белоруссию как раз и предлагает Литве цену меньше. Многие мои сторонники считают это прямым мошенничеством.
– Я, конечно, могу ошибаться. Но мне кажется, что это происходит от того, что у будущей АЭС пока нет потребителей. Хотя вот представитель «Росатома» Сергей Бояркин говорил совсем обратное.
– Нет, вы не ошибаетесь. Организаторы Балтийской АЭС пришли в полный ступор. Они-то прекрасно понимают, что не может быть никакой атомной станции, у которой нет потребителей. А их нет! Поэтому и совершается такой вот кульбит. «Росатом» в торжественной обстановке всучивает ориентированному на работу с зарубежными активами «Интер РАО» бумагу-заверение, в которой написано: «Право продажи электроэнергии будущей Балтийской АЭС на следующие 20 лет после ее пуска». Но, получив такую бумажку, «Интер РАО» не знает, куда с ней идти. Для того чтобы изобразить, что вопрос как-то решается, «Интер РАО» со своей литовской «дочкой» подписывает договор о реализации одного гигаватта мощности Балтийской АЭС. И тут же в Интернете появляется информация о том, что Литва будет покупать нашу электроэнергию.
– А Литва в ответ на это хоть как-то прореагировала?
– Еще как прореагировала! «Наша страна никогда не будет покупать электроэнергию у Балтийской АЭС». Причем Литва сразу же в недельный срок внесла предложение в проект закона Евросоюза о запрете потребления электроэнергии, опасной с точки зрения экологии и жизнедеятельности человека, то есть атомных электростанций. И в этом проекте под номером один записана Балтийская АЭС. А мы говорим о том, что мы уже все решили и продали. Я называю это авантюризмом, который граничит с бандитизмом. И это вместо того, чтобы идти сегодня с повинной головой к главе государства и говорить: «Мы сами обманулись и вас обманули. Мы понимаем, что на весь мир протрубили о строительстве нового энергоисточника, и, извините, обделались».
– Что-то я не совсем понял про бандитизм. Это словечко вы ввернули, чтобы усилить образность?
– Я знаю, как сейчас идет строительство. Оно идет по бандитской схеме девяностых годов. Предприниматели Калининградской области, которые согласились прийти на это строительство, польстившись на обещанные им золотые горы, звонят мне сейчас и спрашивают, что им делать: «Мы готовы развернуть бульдозер за то, что нам не платят семь-восемь месяцев. Мы готовы зарыть все, что мы вырыли». Сегодня Балтийская АЭС в Калининградской области – главный неплательщик налогов. Налоговые органы обнаружили 17 организаций, которые там работают. Тринадцать из них нигде не зарегистрированы. Кроме фиктивного офиса «Росатома» в центре Калининграда, никто не знает, где находится дирекция Балтийской АЭС. Левые компании не платят, а если кому-то платят, то из какого-то тайного кармана. И из сложившейся практики последние два года с неизвестных телефонов кредиторам, выполнившим работы, звонят и говорят: приезжайте по такому-то адресу в Петербург для расчетов. Например, 100 тыс. евро вы заработали, а на дисконт (а проще говоря, откат) приготовьте 30% от этой суммы.
– Надо понимать, что банковское финансирование строительства Балтийской АЭС до сих пор не открыто?
– Для того чтобы его открыть, «Росатом» должен принести в банк один листок – контракт на покупку 100% мощности этой станции на семь лет!
– Так они сейчас принесут контракт и даже на двадцать лет!
– Во вселенском масштабе уже понятно, что это фикция, попытка выдать желаемое за действительное. Они ничего никуда не принесут. А банкиры сегодня уже публично сказали, каким процедурам проверки будут подвергнуты эти документы. Это ход на дурака. Академик Яблоков недавно написал, что данный проект мог появиться только от больших аппетитов алчной группы лиц.
– Только это напоминает вам незаконные схемы пресловутых девяностых?
– К сожалению, не только. Вы знаете, что изготовить атомный реактор планируют на развалившемся заводе? Профессионалы из атомной отрасли говорят, что последнее в Советском Союзе специализированное предприятие – завод «Атоммаш» в Волгодонске – строила вся страна со всей своей мощью. После того как был объявлен официальный пуск завода (до развала СССР), он выпустил один-единственный атомный реактор для Ростовской АЭС. Выпустил через пять лет после пуска производства! А новые господа атомщики говорят: «Мы дадим денег, подремонтируем завод и начнем изготовлять атомный реактор». Это ли не фантастическое безумие?! Почитайте Булата Нигматулина. Он в своих работах доказательно, на примерах и цифрах, показывает несостоятельность проектов «Росатома». Сегодня его руководство не заслуживает ни одного доброго слова. Да и за что хвалить, если делается все, чтобы вывернуть карман государства наизнанку! Величина распила бюджетных средств там достигает просто безумных размеров.
– Юрий Николаевич, скажите честно, вы не боитесь поднимать такие вопросы? Хватит ли у вас сил довести начатое дело до какого-то логического конца?
– Если бы я не прошел профессиональную школу от помощника машиниста котла до директора электростанции в Сибири, меня, наверное, не позвали бы в правительство. Но меня позвали и спросили: «Мы понимаем, что у нас ужас, а что делать, не знаем. Ты поможешь?» И я с директорской должности перешел на должность начальника департамента топливно-энергетического комплекса. Из правительства я ушел только тогда, когда я отказался ставить подпись на сомнительных документах. Отвечая на ваш вопрос, скажу: все может быть. Но все истории трагических моментов, которые вы подразумеваете в своем вопросе, обязательно связаны с деньгами. Сегодня я никому ничего не должен. Я во всеуслышание сказал, что не остановлюсь на полпути. Никто никаким пряником не заставит меня изменить мою позицию. Я непременно буду доводить начатое до конца.
Беседу вел Сергей Рогожук
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Недвижимость"