КАК ПО НОТАМ. Так сможет развиваться российская экономика после смены системы управления проектами - «Новости - Энергетики» » Экономические новости.
Экономические новости. » Экономические новости » Недвижимость » КАК ПО НОТАМ. Так сможет развиваться российская экономика после смены системы управления проектами - «Новости - Энергетики»
КАК ПО НОТАМ. Так сможет развиваться российская экономика после смены системы управления проектами - «Новости - Энергетики»
Юрий Пимошенко, сертифицированный управляющий проектами Наша беседа с одним из инициаторов создания Союза инновационных предприятий и его руководителем в девяностых годах, бывшим генеральным директором Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, членом правления Торгово-промышленной
КАК ПО НОТАМ. Так сможет развиваться российская экономика после смены системы управления проектами - «Новости - Энергетики»
Юрий Пимошенко,
сертифицированный управляющий проектами

Наша беседа с одним из инициаторов создания Союза инновационных предприятий и его руководителем в девяностых годах, бывшим генеральным директором Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, членом правления Торгово-промышленной палаты РФ, директором резервного центра Президентской библиотеки Юрием Пимошенко проходит в его кабинете. Юрий Петрович твердо уверен, что все мы, россияне, сегодня «должны создать что-то важное, что-то нужное для государства».

–Про управление проектами можно с полной ответственностью сказать, что это та область деятельности, которая распространяется практически на все виды человеческой активности. Это утверждение можно назвать верным и едва ли не абсолютным с той точки зрения, что любое действие человека разумного на протяжении всей эволюции, всегда начинается с мысли, с самого замысла проекта, – такими словами начал нашу беседу Юрий Пимошенко. – Вот взять хотя бы те же самые наши национальные проекты. Каждый из них, по сути, отражение того или иного стратегического национального интереса, заявленный властью приоритет развития страны. Но почему бы нам, учитывая даже, что «мы уже давно идем другим путем», не подойти к вопросам управления проектами на государственном уровне с научной точки зрения и не использовать здесь существующую мировую практику? Именно такие практики в государственном, бюджетном проектировании обеспечивают безопасность и не допускают возможности возникновения коррупционных схем, что актуально не только в России, но и во всем мире.

– Давайте для примера рассмотрим какой-нибудь проект. Допустим, мы хотим, чтобы к такому-то году у нас жилья было в два раза больше, чем сегодня.


– Допустим. И мы говорим, что это должно быть сделано за десять лет и для этого у нас есть такие-то ресурсы. Дальше мы должны провести декомпозицию этого проекта, то есть мы должны разделить проект на составные части. И мы делим проект на эти составные части: кто-то занимается проектированием, кто-то занимается определением того, какая техника нужна, кто-то определяет, какие нужны коммуникации. У каждой составной части обязательно должен быть руководитель, профессионал, который не просто «знает как», а понимает, что он делает, и знает, как это сделать. Ему должна быть выделена определенная сумма денег, которая соответствует его доли вклада в проект, определены сроки и должны быть сделаны графики стыковки, приемки и сдачи на каждом участке проектирования. Согласитесь, что даже при таком простом изложении вопроса на самом немудреном примере логика действий и их мотивация сохраняются. Все четко.

– Когда-то это называлось НОТ – научая организация труда, были целые институты…

– Вы совершенно правы. Все основные методы и методики управления проектами, инновационной деятельности, государственного планирования – все было сделано в Советском Союзе. То, что раньше называлось НОТ, в какой-то мере сегодня называется «управление проектами». И в свое время в СССР существовала очень четкая система отбора инноваций, их реализации, существовало государственное планирование, которое позволяло вести инвестиционную и проектную деятельность в рамках и границах огромной страны, учитывая заблаговременно, например, подготовку кадров для будущих производств. Взять оборонную промышленность страны, которая закладывалась в 30-е годы, когда одновременно со стройками промышленных гигантов создавали университеты, готовили научную школу. Создавали научные лаборатории, где разрабатывали новые виды вооружения, новые виды стали, и в это же время строили заводы, для которых готовили специалистов. Мы сегодня не то что броню – мы сегодня гвозди покупаем в том же Китае. Плохие, но дешевые. Если говорить о возрождении оборонной промышленности страны, то надо говорить об индустриализации, тогда надо понимать, что нам сегодня, как тогда, в 30-е, все надо поднимать одновременно.

– Возникает вопрос, как сегодня выстраиваются наши национальные проекты, если нет управления этими проектами?


– Нет, какая-то система управления проектами в стране есть. Есть даже руководство этими проектами на самом высоком уровне государственной власти. Но у нас очень слабое, а точнее, отсутствует почти полностью экспертное сообщество в управлении национальными проектами. При этом в России есть Ассоциация управления проектами, в которую входят лучшие в стране специалисты. Ассоциация эта в свое время писала Путину о необходимости формирования едва ли ни национального института для реализации национальных проектов. К сожалению, это предложение осталось без внимания.
Все это вписывается в общую логику построенной в современной России системы управления и нового распределения на основе откатов, распилов и прочих коррупционных схем. Кумовство, знакомство, клановость, как во времена феодальных князей. А управление проектами в том виде, как оно существует в мире, исключает эти вещи. В мире эта система строится на специалистах, с одной стороны, и на твердом стержне тотального планирования и четкого распределения ресурсов и контроля – с другой. Когда будет меняться система управления в стране, тогда понадобится и управление проектами в полном объеме.

– Можно подробнее о деятельности упоминавшейся вами ассоциации?


– Сегодня Ассоциация управления проектами ведет такую работу, как сертификация компании на «зрелость». Есть международная методика, которая называется «Дельта», когда компанию проверяют на ее «зрелость» и оценивают с точки зрения возможностей этой компании в управлении крупными проектами. Задачи, решением которых сегодня занимаются крупнейшие корпорации, чья выручка сопоставима с бюджетами государств, огромны. У нас в России уже три организации прошли сертификацию на «зрелость». Первым был Сбербанк. Он получил международный сертификат о том, что он готов в области IТ-блока к управлению крупными проектами. Сейчас ведется подготовка к такой сертификации в ТНК ВР. Эти компании имеют большой элемент западного менеджмента. Они понимают важность этих вопросов и активно ими занимаются.

– Что компании даст прохождение сертификации в вашей ассоциации?

– Во время проведения оценки компании на «зрелость» проводится полный и самый глубокий аудит деятельности компании, даются рекомендации, как улучшить внутреннее управление, как улучшить взаимоотношения с поставщиками, потребителями и, если это требуется, как изменить структуру компании. В процессе этой работы компании даются рекомендации, какие кадры и где нужны, как подготовить людей, которые знают методики управления проектами. Компания повышает уровень квалификации своих сотрудников и начинает применять все методы, использовать весь мировой опыт, который существует в управлении проектами. Они получают структурированный и систематизированный бизнес – план развития и роста компании. На стадии подготовки проекта есть этап, который называется «инициация проекта». Те, кто инициирует проект, должны детально и полно представлять, какими способами, в какие сроки и с какими затратами они собираются достичь реализации своего проекта. Потом делается декомпозиция. На стадии декомпозиции проекта мы четко понимаем, какие нам нужны смежники, какие нужны материалы, специалисты и, главное, когда, в какой срок, к каким этапам. Я бы назвал еще один системный плюс, который получает компания при работе по методике, – ответственность и контроль. Для того чтобы пользоваться таким инструментом, как управление проектами, нужны кадры. Так мы опять возвращаемся к главному в любом деле – к человеку. Значит, нужно готовить специалистов, надо обучать людей управлению проектами. И в рамках отдельной компании или корпорации, и в рамках страны современные методы управления должны быть не просто на уровне идеи, а, если угодно, частью миссии компании.

Беседовал Алексей Иванов

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       
Экономические новости