Определить приоритеты - «Новости - Энергетики»
Еще в 2011 году между ОАО «Региональный центр биотехнологий» и ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России было заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, направленное на осуществление совместной деятельности между сторонами по вопросам реализации проектов и программ в области энергоэффективности, энергосберегающих технологий и ВИЭ. Одним из результатов установленных долгосрочных партнерских отношений стала возможность участвовать представителям нашей компании в процессе формирования основ нормативно-правового поля в сфере возобновляемой энергетики в России и биоэнергетики в частности.
Реализуя проект строительства и эксплуатации биогазовой станции БГС «Байцуры» в Борисовском районе Белгородской области на практике, эксперты Регионального центра биотехнологий столкнулись с несовершенством действующей нормативно-правовой базы, тормозящим привлечение инвестиций в возобновляемые источники энергии и, более того, тормозящих возможность становления биоэнергетической подотрасли экономики РФ. Принципиально, как это видится экспертам компании, меры государственной поддержки должны опираться на принципы государственно-частного партнерства. Можно разделить на два основных блока. Первый блок – это меры бюджетной поддержки, реализуемые на основе программно-целевого метода, направленные на частичное возмещение затрат инвесторов в возобновляемую энергетику. Обоснованность внедрения мер бюджетной поддержки проектов в сфере биоэнергетики может быть обусловлена тем фактом, что биоэнергетика помимо коммерческой эффективности для инвестора обеспечивает также, первостепенно, решение системной экологической проблемы региона, не говоря уже о создании рабочих мест и пополнении бюджетов всех уровней налоговыми поступлениями. Второй блок – меры организационно-правовой поддержки через содействие развитию рыночных механизмов сбыта продукции биогазовых станций.
Ведомственную принадлежность вопроса развития биоэнергетики как элемента возобновляемой энергетики можно отнести к трем федеральным органам исполнительной власти РФ. Это Минсельхоз РФ, Минэнерго РФ и Минприроды РФ. Уже в надлежащим образом утвержденных или разрабатываемых проектах основополагающих целевых программных документов каждого из ведомства представлены мероприятия, направленные на поддержку развития биоэнергетики.
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, широко охватывает вопрос создания инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.
К заявленным целям и задачам подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» относятся в том числе: выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной биотехнологии и создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве. Более того, к ожидаемым целевым результаты реализации программы к 2020 году относятся:
• удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, – 11,5%;
• рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (в процентах к 2010 году) – до 32,2%.
Безусловно, достижение обозначенных целевых показателей невозможно без должной государственной поддержки. Так, программа предусматривает ряд мероприятий, коррелирующих с тематикой биогаза. В рамках исполнения мероприятия «Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» предусмотрена возможность софинансирования из бюджета инновационных проектов по созданию альтернативных источников энергии, в т.ч. по производству биотоплива из отходов сельскохозяйственного производства. Мероприятие «Развитие биотехнологий» предусматривает предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок, объектов по производству биоэнергетической продукции в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.
Отдельным блоком можно выделить мероприятие «Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области животноводства», предусматривающее возможность компенсации части капитальных затрат на строительство новых и модернизацию действующих объектов сельского хозяйства, имеющих существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а биогазовая станция как раз и является объектом по переработке отходов животноводства.
С учетом нашего практического опыта реализации проекта строительства и эксплуатации биогазовой станции «Байцуры» на всех стадиях от инвестиционной идеи до отпуска «зеленой» электроэнергии в сети считаем целесообразным для достижения обозначенных в Государственной программе Минсельхоза РФ целевых показателей и привлечения инвесторов в отрасль:
• предусмотреть в Федеральном бюджете и соответствующих бюджетах субъектов Федерации финансовую обеспеченность мероприятий развития биотехнологий в рамках механизмов, предусмотренных Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы»;
• разработать правила и порядок предоставления соответствующих субсидий с целью обеспечения работоспособности предусмотренных Госпрограммой механизмов поддержки биоэнергетики;
• определить как приоритетные целевые программы, направленные на решение проблем утилизации отходов сельского хозяйства, в том числе методами биоэнергетики, наравне с производством сельскохозяйственной продукции, при утверждении финансового обеспечения исполнения бюджета по субсидированию программ, отобранных Минсельхозом РФ на конкурсе экономически значимых программ развития сельскохозяйственных субъектов РФ как имеющих существенное значение для социально-экономического развития;
• предусмотреть более широкий инструментарий для поддержки проектов в рамках программ, имеющих существенное значение для социально-экономического развития субъектов РФ, в том числе предусмотреть возможность компенсации лизинговых платежей, так как механизм поставки биогазового оборудования в лизинг является с финансовой точки зрения приоритетным для подобного рода проектов.
Министерство энергетики РФ является ответственным исполнителем разработки проекта Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Документ является комплексным и затрагивает вопросы развития возобновляемых источников энергии. На различных стадиях формирования проекта государственной программы были заложены различные механизмы поддержки ВИЭ, в том числе:
• предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ развития электроэнергетики в области использования ВИЭ;
• софинансирование реализации пилотных инвестиционных проектов и компенсация процентов по кредитам;
• предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости техприсоединения к сети квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ установленной мощностью не более 25 МВт.
Но пока все указанные мероприятия являются индикативными и не имеют финансового обеспечения. В ходе итогового согласования Государственной программы набор мероприятия может претерпеть существенные изменения.
Экологическая составляющая биоэнергетики находится в зоне ведомственной принадлежности Министерства природы России, которое определено ответственным исполнителем по разработке государственной программы «Охрана окружающей среды».
В рамках разработанного проекта Программы Минприроды предусматривается информационно-аналитическое обеспечение повышения качества экологической безопасности в целом и совершенствования правил обращения с отходами, в том числе:
• разработка механизмов экономического и правового стимулирования увеличения использования экологически безопасных возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации;
• внедрение экономических стимулов для модернизации производства и использования экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Отдельно хочу обратить внимание на то, что биогазовая станция может выступать в качестве предприятия, принимающего от других организаций отходы для использования, позволяя тем самым этим предприятиям избежать платы за размещение отходов производства. В случае принятия соответствующих поправок в федеральное законодательство, направленных на повышение требований к исполнению экологического законодательства, позволяющих обеспечить надлежащее администрирование и ужесточение ответственности за неуплату неналогового сбора за размещение отходов производства и потребления предприятиями сельского хозяйств, у предприятий, вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду (например, свинокомплексов) появится дополнительный стимул для инвестиций в экологию, в том числе в строительство биогазовых электростанций.
Поступившие в бюджет области платежи за негативное воздействие на окружающую среду могут выступать источником для софинансирования биогазовых проектов. Принятие механизмов надлежащего администрирования экологической проблемы утилизации отходов на федеральном уровне позволит повысить экологическую эффективность экономики РФ и даст дополнительный стимул для развития биоэнергетики.
Содействие развитию рыночных механизмов заключается в формировании базы для внедрения в рыночный оборот продукции, производимой на биогазовых станциях. К продуктовому ряду биогазовой станции относятся «зеленая» электроэнергия, органические биоудобрения, тепловая энергия, а также возможно предоставление услуги по утилизации отходов.
При обращении в любую кредитно-финансовую организацию с целью открытия финансирования на инвестиционный проект необходимым условием станет вопрос гарантированного подтверждения выручки по всей номенклатуре продукции. Финансово-экономическая модель биогазовой станции является сбалансированной и позволяет достичь окупаемости проекта в срок 5–8 лет в зависимости от параметров проекта при условии наличия понятных правил игры, однако эти правила игры должны прозрачными рыночными механизмами обеспечивать возврат инвестиций в заданный срок.
Более 60% выручки биогазовой станции достигается за счет реализации электрической энергии, вырабатываемой на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемого источника энергии – биогаза.Базовым отраслевым Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» заложены механизмы поддержки биоэнергетики, а именно указано, что сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. В условиях отсутствия соответствующей методики расчета «зеленого тарифа» приобретение сетевыми организациями «зеленой энергии» по тарифам не представляется возможным.
В этой связи с целью привлечения инвестиций в отрасль необходимо скорейшее утверждение Федеральной службой по тарифам РФ методики расчета и применения «зеленого тарифа» в системе тарифообразования и обращения электроэнергии на розничном рынке электроэнергии.
Основанием для открытия регулирующим органом дела по установлению «зеленого тарифа» является наличие у заявителя квалификационного свидетельства генератора ВИЭ, выдаваемого НП «Совет рынка». Мощность биогазовой станции вне зависимости от спецификации не превышает 5 МВт, что по количественным характеристикам позволяет функционировать исключительно на розничном рынке электроэнергии. В действующей конфигурации правил квалификации ВИЭ отсутствуют принципиальные процедурные различия при квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ субъектов оптового или исключительно розничного рынков электроэнергии. Так обязательным требованием для квалификации является наличие системы учета АИИС КУЭ класса А+, соответствующей всем требованиям для работы на оптовом рынке, что значимо удлиняет срок реализации проекта, а также обременительно увеличивает капитальные затраты.
С целью снятия административных барьеров, тормозящих вовлечение инвесторов в проекты в сфере биоэнергетики, а особенно реализуемых на программной основе, эксперты Регионального центра биотехнологий считают также целесообразным предусмотреть прозрачную процедуру уведомительного характера по квалификации генерирующих объектов электроэнергетики, функционирующих на основе применения ВИЭ.
4 октября 2012 года председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1839-р «Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии», в котором обозначен план разработки ключевых документов, направленных на поддержку ВИЭ на розничном рынке электроэнергии, а именно: определение ценовых параметров для расчета «зеленых тарифов» (вероятно, сроки окупаемости, нормы доходности, предельные CAPEX и OPEX), разработка методики расчета «зеленого тарифа» на розничном рынке для продажи электроэнергии ВИЭ на потери, уточнение процедуры квалификации генераторов ВИЭ. Все указанные документы должны быть утверждены в срок до II квартала 2013 года.
Своевременное и качественное исполнение ответственными федеральными органами власти мероприятий, предусмотренных комплексом мер, с учетом принятия в проектах документов предложений отраслевого экспертного сообщества позволит создать значимый задел для привлечения инвестиций в возобновляемую энергетику в России.
Евгения Чайкина, заместитель генерального
директора по связям с общественностью
ОАО «Региональный центр биотехнологий»